Архив

Любовь, похожая на сон

Тридцать лет назад был снят один из лучших фильмов о первой любви — «Вам и не снилось»

Тридцать лет назад был снят один из лучших фильмов о первой любви — «Вам и не снилось». «МК-Бульвар» решил рассказать, как создавалась эта картина, и вспомнить самые интересные отечественные ленты на схожую тему.

11 августа 2010 20:11
5318
0
Фильм снимался не в хронологическом порядке. И финальная сцена, когда Ромка срывается с подоконника, была в графике киногруппы одной из первых. Эпизод снимался в двух городах: в Ленинграде — Ромка падает, а приземляется на землю в Москве. Фото: Совэкспорт
Фильм снимался не в хронологическом порядке. И финальная сцена, когда Ромка срывается с подоконника, была в графике киногруппы одной из первых. Эпизод снимался в двух городах: в Ленинграде — Ромка падает, а приземляется на землю в Москве. Фото: Совэкспорт

Ромео и Джульетта


В конце семидесятых годов у писательницы Галины Щербаковой случилось несчастье: ее влюбленный сын-подросток вскарабкался по водосточной трубе на балкон к своей девушке, чтобы оставить там записку с признанием в своих чувствах. Спускаясь вниз, он сорвался с большой высоты, но, к счастью, остался жив. Эта история сильно потрясла Галину Николаевну, и вскоре она решила написать историю о первой любви, в которой мальчик упал с высоты. Так появилась повесть «Роман и Юлька». Щербакова отнесла свою работу в журнал «Юность». Но повесть отказались печатать под предлогом того, что в ней трагический финал. Тогдашний редактор журнала Борис Полевой сказал писательнице: «Я прошел войну, и меня сложно назвать трусом. Но вашу повесть я печатать боюсь. Вдруг все мальчики из-за любви начнут прыгать из окон?» Под напором именитого редактора Щербакова переписала несколько последних предложений в своей истории. И финал получился открытым: стало неочевидным — Ромка погибает или теряет сознание? После этого повесть отправили в печать. Потом на студии имени Горького решили сделать киноверсию этого произведения. Режиссер будущей картины Илья Фрэз, как тогда было заведено, обходил все инстанции за «разрешениями», «утверждениями» и прочими «согласованиями».


В Госкино ему категорически запретили снимать главную героиню с именем Юля. Чиновники возмущались прямой параллелью с шекспировскими Ромео и Джульеттой и приказали девчушку переименовать. Так Юля превратилась в Катю.


Никита и Татьяна


Режиссеру пришлось долго помучиться с поиском актера на роль Ромки. Был объявлен всесоюзный кастинг. На студию съезжались тысячи мальчиков романтической внешности, но все они по тем или иным причинам не нравились автору фильма. И, когда уже были утверждены все актеры, в том числе и Татьяна Аксюта на роль Кати, Фрэзу рассказали о талантливом пятнадцатилетнем школьнике из Ленинграда. У мальчика на тот момент было несколько эпизодов и главная роль в картине «Дети как дети». Никита Михайловский очень понравился режиссеру и автору повести Галине Щербаковой, поэтому вскоре начались съемки. Позднее, когда фильм вышел в прокат и зрителям рассказывали о ее создателях, всех очень удивлял тот факт, что в жизни актриса Татьяна Аксюта намного старше своего партнера по фильму Никиты Михайловского. На момент съемок Таня уже закончила ГИТИС и была несколько лет замужем. Но на экране семилетняя разница героев совершенно незаметна. Даже наоборот, многие считали, что Михайловский старше Аксюты — настолько глубже и увереннее он играл свою роль.


Ромка и Катя


Никто не ожидал от картины такого оглушительного успеха. Автор повести и сценария Галина Щербакова специально уехала подальше из Москвы, чтобы избежать позора. А Татьяна Аксюта картину целиком смогла посмотреть лишь десять лет спустя. Позднее актриса рассказывала, что на премьере жутко мучилась и каждый раз, когда видела себя на экране, зажмуривала глаза. После этого фильма Михайловский и Аксюта стали очень популярны. Их называли исключительно Ромкой и Катей, присылали мешки писем с красивыми признаниями в любви, подстерегали у подъезда, подбегали на улице (позднее Михайловский даже взял себе творческий псевдоним Роман). Но по иронии судьбы для обоих актеров этот фильм стал роковым. Аксюту всю жизнь воспринимали исключительно как Катю из «Вам и не снилось». Недавно актриса призналась, что с удовольствием закончила свою творческую карьеру, в течение которой ей приходилось строить из себя девочку. А Никита, снявшись еще в десятке фильмов, не добился большего успеха, чем у Фрэза. Когда десять лет спустя Михайловский в возрасте 27 лет умер от рака, его друзья стали проводить параллели в судьбах актера и сыгранного им Ромки. И поняли, что они во многом похожи и на самом деле от рока не уйдешь: ведь в первоначальном варианте повести Ромка погиб.
«ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС» (1977)


Фильм для конца семидесятых годов получился скандальным. Впервые снимали советское кино с сексуальным подтекстом, да еще про школьников, да еще с беременностью и грустным финалом. Но, на удивление, режиссеру Павлу Любимову практически не вставляли палки в колеса, хотя жестко контролировали практически каждый отснятый эпизод. А девятнадцатилетняя Елена Цыплакова, сыгравшая Зосю, учила своего партнера по фильму Сергея Насибова целоваться прямо в кадре.
«ПОВЕСТЬ О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ» (1957)


Фильм был довольно смелым для того времени. До сих пор многие киноведы удивляются, как могли запустить в производство сценарий, в котором рассказывалось о запретных темах сиротства, одинокого материнства и страсти учителя к своей ученице. Главную роль сыграла Джемма Осмоловская. Это был дебют, который принес ей всесоюзную популярность. Но, к сожалению, дальше карьера актрисы не пошла. Она сыграла еще в одном фильме и на этом свои отношения с кино закончила.
«В МОЕЙ СМЕРТИ ПРОШУ ВИНИТЬ КЛАВУ К.» (1979)


Картина о первой любви, начавшейся еще в детском саду. Этот фильм стал дебютным и судьбоносным для исполнителя главной роли Сережи — Владимира Шевелькова. На тот момент Шевельков учился в электротехническом институте и ни о какой артистической карьере даже не думал. Однажды к нему подошел педагог по физкультуре и предложил сняться в кино. Весь съемочный процесс Владимир воспринимал несерьезно и относился к нему, как к игре. Но после выхода картины на экраны решил сменить профессию и поступил во ВГИК.
«СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА» (1975)


Когда Сергей Соловьев писал сценарий для своего фильма, то главную героиню представлял очень похожей на молоденькую Ирину Купченко. И потом он долго искал актрису, похожую на Иру, но все его усилия были безрезультатными. Однажды прямо с уроков Соловьеву на пробы привезли четырнадцатилетнюю Татьяну Друбич. Режиссеру девчушка не понравилась, и он начал снимать без главной героини. Но через месяц его все-таки уговорили еще раз попробовать Таню, и Соловьев был сражен ее игрой и работоспособностью. А через десять лет Соловьев и Друбич поженились.