Архив

Испытание славой

Порой родители готовы на все, лишь бы их любимое чадо взяли в кино (на телевидение, в рекламу — список можно продолжить).

Они простаивают километровые очереди в многочисленных кастингах, тратят безумные деньги на портфолио, вместо того чтобы прочитать сказку на ночь.
Но не лишают ли они этими тщеславными шагами своих отпрысков детства? Многие ли дети способны пройти испытание славой? Разобраться в этом нелегком вопросе помогал бессменный рулевой детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский.

4 марта 2008 17:55
2838
0

Они простаивают километровые очереди в многочисленных кастингах, тратят безумные деньги на портфолио, вместо того чтобы прочитать сказку на ночь.

Но не лишают ли они этими тщеславными шагами своих отпрысков детства? Многие ли дети способны пройти испытание славой? Разобраться в этом нелегком вопросе помогал бессменный рулевой детского киножурнала «Ералаш» Борис ГРАЧЕВСКИЙ.

Известны случаи, когда родители будущих кинозвезд участвовали в их становлении с самого детства. Так, например, мама Миллы Йовович, тоже актриса — Галина Логинова, с юных лет водила дочь на съемки в рекламные проекты — чтобы девочка привыкла к свету софитов, к миру шоу-бизнеса. И не зря. Теперь Йовович — голливудская звезда.

Борис ГРАЧЕВСКИЙ: «На самом деле ничего плохого в этом нет. Я считаю, что в семье ребенок в первую очередь должен расти в любви. Прекрасно, когда родители заботятся о своем чаде. Всем же хочется, чтобы их ребенок стал великим, знаменитым. Мой сын, например, добился успехов в бизнесе. Мне приятно. Но бывают другие истории. Вот вам недавний случай. Папа привел к нам ребенка. На коленях умолял посмотреть его. Я спросил отца, знает ли ребенок, куда и зачем пришел. Тот в ответ: „А я ему не говорил!“ Я к мальчику: мол, знаешь ли, что такое „Ералаш?“ Тот кивнул. Тогда я продолжил расспросы: „А тебе это интересно? Хочешь в кино сниматься?“ — „Не-е-е, не хочу!“ Тут ко мне в кабинет зашел наш художник-мультипликатор, мальчик попросил его показать мастерскую. Представляете, он просидел с художником больше часа, рисовал. Почему родители просто не поинтересовались у ребенка, что ему интересно?»

Как показывает история, не каждый талантливый ребенок становится талантливым взрослым. А ребенок, в детстве познавший вкус славы, порой готовый клиент психиатрической больницы. Выйдя из подросткового возраста, многие бывшие звезды оказались никому не нужными. Профессии-то нет.

Борис: «Жизнь вообще штука жестокая. Мне часто задают вопрос: что делать с ребенком, которого не взяли сниматься? Дескать, у него может быть нервный срыв. А я отвечаю, что так вообще устроена жизнь, не важно — взрослый ты или маленький. Просыпаешься утром — что-то не успел, автобус перед носом закрыл двери, уехал. Ты влюбился в девочку, а она ушла с твоим другом. Все время в жизни приходится получать щелчки. Чем закаленнее ребенок в таких ситуациях, тем ему легче будет жить. Вообще я считаю, что вредно воспитывать детей в тепличных условиях, в супершколах. Дело не в деньгах, а в том, что ребенок должен приучаться к коллективному общению. Чтобы он нормально жил, чтобы не был изгоем. А по поводу таланта у детей… Я подметил еще лет семь-восемь тому назад: у маленького артиста он может исчезнуть, как голос при мутации. Хрясь — и нету! Потом вернуться. Или не вернуться. Например, толстая девочка через какое-то время понимает, что все смеются над ее размерами, и перестает играть. Это понятно. А вот был у нас грандиозный артист, мальчик-суперзвезда — фамилию, к сожалению, не могу назвать. Так вот, в какой-то момент на съемочной площадке оказалось: не может и слова сказать. Мы вынуждены были расторгнуть с ним контракт. Но бывает идеальный вариант, когда хватает таланта. Так произошло с нашим Сашкой Головиным, который уже после „Ералаша“ снялся в картинах „Кадетство“, „Сволочи“. Я вижу, как он работает! В свои девятнадцать лет — настоящий сложившийся артист, очень мягкий и гибкий».

Понятно, что после удачного дебюта у многих детей происходит переоценка ценностей, меняются приоритеты.

Некоторые считают, что теперь они находятся в центре внимания миллионов. О них пишут, их снимают, с ними делают интервью. И у маленьких артистов начинается абсолютно взрослая звездная болезнь. Певице Бритни Спирс с детства прочили долгую и безбедную жизнь на вершине музыкального олимпа. Про ее сегодняшние срывы мы каждый день читаем в таблоидах и ужасаемся, во что превратилась эта милая девчушка. Вообще на этот счет американские социологи приводят не очень оптимистичные цифры. Более сорока процентов бывших знаменитых детей имеют алкогольную или наркотическую зависимость. Хотя опять же почему неоптимистичные? Ведь шестьдесят-то процентов, получается, — вполне себе успешные люди! Коллеги Бритни Спирс по знаменитому «Клубу Микки-Мауса» — Кристина Агилера и Джастин Тимберлейк — хоть явно не паиньки, но на олимпе чувствуют себя вполне комфортно. И деградации личности у них точно не наблюдается.

Борис: «Мы у себя в «Ералаше» боремся со звездами. Наш актер может звездить — например в школе, но и там ему за это влетит как следует. Практика показывает: как только артист начинает звездить — сразу плохо играет. И ничего с этим не поделаешь. Приходится делать серьезное замечание. Наедине. Я его забираю к себе в кабинет и там «даю по шее», как следует отчитываю: «Ты подвел меня, коллектив». Так по-ступают с нерадивыми сотрудниками. И говорю: «Что происходит, почему так плохо сыграл? Ты понимаешь, что срываешь съемку?» — «Понимаю». — «Почему?» — «Я не выспался». — «А кто тебе позволил не выспаться?»

Собственно говоря, «Ералаш» — это вообще отдельная история. В том смысле, что здесь привыкли иметь дело только с маленькими звездами.

Борис: «Мы изучаем психику детей, работающих в кино. Нам ведь тоже надо понимать, где у него тормоз, а где педаль газа. Разные дети — разные системы. Иногда говоришь юному актеру: «Ты же хочешь сегодня успеть к кино? Тогда надо быстро сыграть — и пойдешь». И он сразу концентрируется и с ходу играет свой кусок. Другому предлагаешь, к примеру, жвачку малиновую. Очень важно, чтобы режиссер добился от ребенка результата. Хотя в этом плане у нас есть жесткий уговор: мы никогда не переступаем грани дозволенного, так как это потом может отразиться на психике ребенка. Мы пытаемся впустить ребенка в нашу киносемью: вместе едим, делимся новостями. И юный актер понимает, что он — член коллектива. Не хочется вспоминать, как один известный режиссер, чтобы добиться истерики у ребенка, оторвал голову живому попугаю, подаренному им же в самом начале съемок. Для меня это страшно. Я бы убил такого режиссера сразу.

У нас был случай, когда наши приехали после работы, а ребенка нет. Забыли на площадке. Нормально? Сели и уехали. Утром режиссер был уволен. Вообще артист должен чувствовать себя комфортно. Артист играет душой".


ДОМИКИ ИЗ ПЕСКА

Как-то в одной из своих речей знаменитый звездный ребенок Майкл Джексон сказал, что, хотя выступления и запись музыки остаются среди его величайших радостей, когда он был маленьким, ему больше всего хотелось быть обычным ребенком. Хотелось строить домики на деревьях, кидаться шарами с водой, играть в прятки с друзьями. Но ему оставалось только завидовать тому смеху и играм.

Борис: «А мы своих детей не сильно и загружаем. Все репетиции проходят после школы. Занятия отменяются только на момент съемки. А она бывает максимум три дня. Он, конечно, может прогуливать школу и обманывать, что у него съемки, но, как правило, такие номера не проходят. Эти персонажи сразу получают по носу. А самое главное, и они это прекрасно знают, — завтра тебя могут не позвать! У нас взаимоотношения с ними — как со взрослыми людьми, несмотря на их небольшой возраст. С одной стороны, это так странно, а с другой — они же на работу пришли. Они получают приличную зарплату. Суммы варьируются. Сегодня за главную роль платят столько-то, завтра столько. И супер ты звезда или дебютант — никого не волнует. Дело не в этом. Была у меня история. Пришел папа и говорит: „У меня сын — звезда?“ — „Да“. — „А почему он за главную роль получает как все остальные?“ — „А кто его звездой сделал?“ — „Вы“. — „А хочешь, он вообще сниматься не будет?“ — „Нет“. — „До свидания!“ Дело ведь не в том, чтобы ему добавить 500 рублей. Мы их действительно делаем. Мы их готовим. Готовим себе, но потом получается, что и для других. Например, в „Сволочах“ почти все актеры — наши. В „Кадетстве“ — еще трое. Они уже готовые, сформировавшиеся актеры. И некоторые режиссеры обалдевают от того, что дети знают текст наизусть, знают, куда встать, где по отметке пройти».

Когда детский возраст заканчивается, у ребенка возникает во-прос: «Куда дальше идти?» Одни маленькие звезды идут в артисты, другие — нет.

Борис: «И это тоже хорошо. Я иногда в шутку говорю: «А зачем нам их так много?» У артиста все должно быть вместе: удача, талант, успех. Есть грандиозные артисты, но им не повезло. Хорошо еще, что узнают, а ведь могут и не узнавать.

Надо, чтобы и фильм был такой, чтобы вся страна ахнула. Тогда будет все в порядке. Вот посмотрел «Искупление» с Кирой Найтли. Потрясающе! Мудрое кино с роскошным финалом. Ей 22 года, у нее 20 ролей, семь из которых — главные. Судьба! Наши актеры заканчивают сниматься в 13−14 лет, потом перерыв до 18−19. Надо что-то делать. Одни идут в артисты, другие — в эстрадные звезды. Помню, Юлю Волкову взяли, когда ей было почти двенадцать лет. И у нее так получалось, как будто она всю жизнь играла. Я понимаю, что она пришла после «Непосед», а это тренировки, работа со зрителем. Но она так работала! Никогда не забуду, как она обращалась к режиссеру на площадке: «Тебя как зовут? Ну давай сразу на „ты“! Кстати, пойдем тогда покурим». Тот аж рот открыл. Юлька в этом смысле была свободной. Еще не отвязной, со всеми своими фокусами. Тогда она представляла собой сгусток таланта. Все шло влет. Она была такая обаятельная, такая смешная, такая деловая. Сам бог велел быть актрисой. И как-то она появилась с перекрашенными волосами. Естественно, спросил: «Что у тебя с башкой?» — «А я снимаюсь в клипе». — «В каком?» — «Одна группа скоро будет». — «Какая?» — «А я не знаю. „Тату“ называется». В то время мы уже ей грудь заматывали, бинтовали.

Наташа Ионова тоже подалась на эстраду. Какое-то время называлась Глюкозой. Теперь снова у нас снимется. Будет играть молодую училку. Аня Назарьева, которая снималась 30 лет назад, стала актрисой. У нас она тогда сыграла знаменитую девочку с помадой, которая напугала жуликов. А сейчас она играет маму в «Ералаше». Катя Вуличенко сегодня известная актриса сериалов и фильма «Звезда». А пришла к нам очаровательной смешной девочкой. Картавила. Несколько раз снялась. Потом как-то подходит ко мне и говорит: «А вы меня не узнаете?» — «Нет». — «Я ваша артистка». Сейчас тоже маму в «Ералаше» сыграла.

Я раньше думал, что могу увидеть, что из ребенка получится. А сейчас понимаю, что по дороге человек может все растерять. И еще я заметил одну вещь. Отличник ничего не может добиться. Гении — они все «перекошенные». Они непростые дети, но я их люблю. Это здорово — дать ребенку возможность в этой жизни проявить себя".

Конечно, замечательно, когда ваше чадо с раннего детства знает, что такое успех и слава. Прекрасно, когда он поет или танцует и ему аплодируют тысячные залы. Главное, чтобы ему это было интересно. Чтобы это были не родительские амбиции, когда-то нереализованные ими самими, а реальное дело, которое ребенку по душе.

Ольга Силина, детский психолог:

«С одной стороны, дети, ставшие популярными, достаточно уверены в себе и раскрепощены. При благоприятных обстоятельствах успех для них становится показателем любви взрослых. Но с другой стороны, такие дети, скорее всего, пропускают значимый для их возраста этап развития: для дошкольников это игры, для младших школьников — учеба, для подростков — общение. Ранняя популярность часто приводит к тому, что дети чувствуют себя „не в своем возрасте“, говорят о себе с усталостью. Многие дети сталкиваются с сильным разочарованием: зачастую карьерные ожидания детей-актеров и детей-моделей не оправдываются. К тому же в этой сфере сильно развита конкуренция: дети могут стать агрессивными по отношению к сверстникам, так и не научившись находить с ними общий язык. Как правило, родители приводят детей на съемочную площадку или на подиум из-за собственных нереализованных желаний стать актером или моделью. В любом случае, решив отдать сына или дочь в шоу-бизнес, родители должны подчеркивать „второстепенность“ этого занятия в жизни ребенка, делая ставку на занятия, адекватные возрасту».