Спустя тридцать лет авторы этого фильма говорят, что они просто дурачились, а не создавали классику отечественного кино. Картина «Мимино» была снята в 1977 году, и ее даже показали на нескольких фестивалях. Но люди узнали о ней гораздо позже, в марте 1978-го. «МК-Бульвар» в честь юбилея выхода картины на широкий экран решил узнать, как все было на самом деле.


ВИКТОРИЯ ТОКАРЕВА, сценарист


— Сценарий для картины писали три человека: Реваз Габриадзе, Георгий Данелия и вы. Вы действительно успели за полтора месяца?

— Я точно не помню. Работали мы каждый день. Габриадзе жил в гостинице «Россия». Мы с Данелия, каждый из своего дома, приезжали к нему в номер. Я садилась за машинку, и начиналась работа.

— Говорят, что Габриадзе все время вас критиковал?

— Он меня ревновал к Данелия. Ведь он с ним работал в 1969 году над фильмом «Не горюй!», и присутствие третьего человека для него было обидным. Я бы даже сказала — неприятным. Но при Данелия он меня критиковал, а когда тот уходил, то Габриадзе ко мне нормально относился.

— Вначале фильм хотели назвать «Ничего особенного» и только потом «Мимино». Откуда взялись эти названия?

— «Ничего особенного» — это мое название. У меня вышла одноименная книга. И Данелия оно очень нравилось. А потом он придумал «Мимино», потому что по-грузински это слово переводится как «сокол». Так и осталось «Мимино».

— То, что было на бумаге, сильно отличается от того, что осталось на пленке?

— Некоторые куски, очень смешные, вырезали. И мне этого жалко. Например, когда Мимино звонит по телефону и его соединяют с родным селом. Выскакивает парень и кричит: «Кукуш, тебе звонит Валико из-за границы!». А тот идет с двумя батонами под мышками и как начнет руками махать: «Нет меня! У меня перерыв!» Тогда связь с заграницей не поощрялась.

— Это правда, что вы однажды из-за тесных туфель не смогли выйти на сцену и получить награду за «Мимино»?

— Да. Это было в Армении. Я купила новые туфли, а у них оказалась очень плохая колодка. Меня, как представительницу съемочной группы, посадили на сцене. И я незаметно, под стулом, сняла эти туфли. И тут меня объявили на награждение. Я начала втискивать ноги в туфли. А в это время на сцену влетела одна из работниц фестиваля. И улыбаясь во все стороны, как будто она Токарева, получила приз — вазу. Это было ужасно.

— Как фильм повлиял на вашу жизнь?

— Я помню, что перед тем, как приступить к работе над сценарием, Данелия пошел к врачу и выдрал 8 зубов. Они у него периодически болели, и он их удалил, чтобы не мешали. В Москве тогда была очень холодная зима, градусов под тридцать. И вот Георгий Николаевич ходил, обмотав рот шарфом, и дышал через него — так было теплее. У меня болела спина, поясница, а я все время сидела за машинкой. Из окна гостиницы был виден лозунг, сделанный из электрических лампочек: «Коммунизм — это социализм плюс электрификация всей страны». И вот мы работали, и поначалу этот лозунг был серым, а вечером загорались лампочки, и он светился огнями… Я вам так скажу: когда работаешь с талантливым режиссером, то фильм так или иначе получается талантливым. Такой человек не может снять плохо или бездарно. И когда я работала с Данелия, то всегда знала, что в конце будет результат. Так оно и получилось.


ЕЛЕНА ПРОКЛОВА -Лариса Ивановна