Архив

Когда «мент» звучит гордо,

Или почему у Соловца не может быть любовницы?

Самый обычный дом в центре Санкт-Петербурга, за дверью которого расположена киностудия. Там, в нескольких комнатах-декорациях, идет напряженная работа: заканчиваются съемки десятого, юбилейного сезона сериала «Улицы разбитых фонарей».

7 июля 2010 20:32
2649
0
От первого актерского состава, игравшего в «Улицах разбитых фонарей», до десятого сезона дошли только Александр Половцев и Михаил Трухин. Сергей Селин, Юрий Кузнецов, Анастасия Мельникова и Алексей Нилов в сериале уже не снимаются.

В день, когда киностудию навестили журналисты, проходили «кабинетные съемки» — оперуполномоченная группа совещалась в кабинете начальника межрайонного отдела при УВД полковника Фирсова (актер Георгий Штиль). Приехали в полдень: актерам еще пять минут быть в кадре, и — обед. Во время которого нужно успеть и перекусить, и пообщаться с журналистами. Потом десятиминутный перерыв — и снова в кадр. День выдался ударный — по плану нужно успеть снять 15 сцен. «Я пока еще не очень понимаю, как мы это успеем», — замечает гендиректор студии Юлия Соболевская.


«Улицы разбитых фонарей» — настоящий отечественный феномен. Впервые сериал появился на экране в 1998 году, пережил 9 сезонов, и до сих пор в строю. Александр Половцев и Михаил Трухин — ветераны, которые снимаются в саге с самой первой серии. Остальные актеры пришли в фильм чуть позже, но и их персонажи уже стали нарицательными. Для актрисы Марии Валешной пока все в новинку: ее персонаж, старший лейтенант Ольга Ушакова, появляется впервые. Создатели фильма очень внимательно искали исполнительницу этой роли и в итоге остановились на выпускнице актерско-режиссерского курса СПбГАТИ. Естественно, становится интересно — как приняли новую девушку в уже сложившемся «ментовском» коллективе? «С хлебом-солью», — замечает Александр Половцев. «Все было замечательно. Даже показывали, как пистолет нужно держать, — признается Мария. — Для меня это первая большая работа, да еще с такими актерами».


Возвращается в сериал персонаж Оскара Кучеры Кирилл Порохня, отсутствовавший больше двух лет. «Когда я выразил желание сниматься опять, мне пошли навстречу. И как только эта возможность появилась, я вернулся», — замечает Оскар. В фильме отсутствие Порохни объясняется просто — все это время он работал в Москве, где дослужился до повышения и стал старшим лейтенантом. «А в остальном у моего героя ничего не изменилось. Он не женился, и у него не родились дети. В отличие от актера, исполняющего эту роль». Последние слова Кучера произносит с особенной гордостью. Шесть лет назад, как раз во время съемок «Улиц разбитых фонарей», у актера родился старший сын. И вот в июне, на съемках десятого сезона, супруга Юлия подарила ему дочку — четвертого ребенка актера. Конечно, для Оскара, живущего в Москве, сниматься в Питере довольно тяжело — приходится выдерживать по 3—4 переезда в неделю. Но в данном случае он не мог пропустить столь важное событие и сразу же вылетел в Москву к маме и малышке.


В высшем эшелоне «ментов» тоже произошли изменения. Теперь у их группы новый начальник — полковник милиции Геннадий Антонович Фирсов. Он же — народный артист России Георгий Штиль. «А это наш Кефирыч», — говорит журналистам Юлия Соболевская, когда актер входит в комнату для импровизированной пресс-конференции. Кефирычем менты ласково называют в картине своего начальника за то, что он регулярно читает им лекции о пользе кефира, витаминов и натуральных соков и вреде курения. «Вот, можете поздравить, — улыбается артист. — За заслуги перед польской культурой». В руках Георгия Антоновича — маленькая алая коробочка, в которой лежит свежеврученный орден. «Только что наградили», — рассказывает актер. Указом министра культуры и национального наследия Польши Богдана Здроевского был подписан указ о присвоении ордена выдающимся театральным деятелям Петербурга, актерам БДТ имени Товстоногова Георгию Штилю, Изилю Заблудовскому и Олегу Басилашвили за их работы в спектаклях польских режиссеров, и в частности Эрвина Аскера. На счету Георгия Антоновича Штиля — 188 картин, более 50 лет работы в кино. «188 — уже много. Но я мечтаю дожить до двухсотой, — признается 78-летний актер. — Я смотрел „Улицы разбитых фонарей“, даже в двух сериях снимался. Тогда еще Андрюшка Толубеев был жив. И вот — дошел до полковника».


Когда актеры уходят на перерыв, с журналистами продолжают общаться художественный руководитель проекта Александр Бурцев и гендиректор Юлия Соболевская, которые знают об «Улицах разбитых фонарей» все. «Когда-то давно я начинал снимать сериал как режиссер-постановщик. Поэтому когда стал его художественным руководителем, пришел сюда, как в родной уголок, — говорит Александр Юрьевич. — За это время я многому научился — и как режиссер, и как кинодраматург. Теперь я читаю сценарий с гораздо большим пониманием. Что и как должно функционировать, что будет интересно зрителю, а что нет». И за несколько минут перед нами разворачивается вся съемочная кухня «Улиц».


Работа над сериалом начинается в первую очередь со сценария. Содержание каждой уже отснятой серии должно отложиться в голове у редактора — иначе как снимать новый материл, чтобы истории убийств, грабежей и краж не повторялись? Кроме того, нужно помнить всю драматургию проекта — как развиваются отношения между главными героями сериала, кто кого недолюбливает, кто к кому благоволит, кто с кем соперничает. На профессиональном поприще, конечно. За личной жизнью своих героев создатели сериала тоже тщательно следят. Поэтому если сценаристы придумывают для них уж очень неправдоподобную историю, она сразу же забраковывается. Ведь зритель уже доверяет созданному в фильме образу. «Например, у Соловца не может быть любовницы», — говорит Юлия Соболевская. «Она, конечно, может, но не дай бог, — смеется Александр Бурцев. — Поэтому такие вещи мы отслеживаем, чтобы не было сильных перекосов в одну или другую сторону».


В конце материала остается только раскрыть один секрет. Юлия Соболевская — жена актера Александра Половцева. Юлия — тоже профессиональная актриса, и несколько раз даже снималась в эпизодических ролях в «Улицах». В этом сезоне тоже будут две серии, в которых занята и Юлия Соболевская, и сын супругов Степан. Актерское трио Половцевых известно еще и по рекламе сока, в которой к ним примкнула «дочь» — Диана Шпак. В какой-то момент фотограф просит попозировать Александра Половцева в съемочных декорациях: «Не присядете на край стола?» — «На край нельзя. Это — к трупу», — серьезно отвечает начальник «убойного» отдела.


«Юлия, как относится к „ментам“ питерская милиция?» — интересуюсь напоследок у генерального директора студии. «Когда сериал только начинался, все были уверены, что наши актеры — настоящие обычные милиционеры, — рассказывает она. — Иногда к Саше подходили на улице и на полном серьезе говорили: „Да чего ты там работаешь в „петроградке“? Переходи к нам в отдел, у нас платят больше!“ Сейчас-то уже все понимают, что это не так». В другой раз была смешная история — машину Половцевых случайно остановили на одном из постов для проверки документов. Актера узнали, попросили автограф. «Мы очень спешим на съемки. Можно вас попросить передать по постам, чтобы нас больше не останавливали?» — попробовал воспользоваться Александр «служебным положением». «Конечно!» — пообещали ему. После чего машину Половцевых останавливали на каждом посту. Не документы проверить — автограф взять. Ведь «Улицы разбитых фонарей» — своеобразная отдушина для всей отечественной милиции. Благодаря актерам вся страна понимает, что слово «мент» звучит очень даже грдо.