Архив

Это просто праздник какой-то!

«Приключения Буратино» в кадре и за кадром

У каждого из нас есть свой список любимых детских фильмов, показ которых по телевизору мы каждый раз ждали как праздника. Ровно 35 лет назад на экраны страны вышел фильм «Приключения Буратино», который не оставил равнодушными ни взрослых, ни детей. «МК-Бульвар» вспоминает, как создавалось любимое кино.

26 мая 2010 19:44
3290
0
Эту сцену снимали в специально сделанном пруду под Минском в ноябре. Температура воздуха была плюс восемь, воды — плюс четыре. Вся съемочная группа жутко мерзла, а Буратино и девчонки-лягушки в тоненьких костюмах неоднократно бултыхались в воду. После съе

У каждого из нас есть свой список любимых детских фильмов, показ которых по телевизору мы каждый раз ждали как праздника. Ровно 35 лет назад на экраны страны вышел фильм «Приключения Буратино», который не оставил равнодушными ни взрослых, ни детей. «МК-Бульвар» вспоминает, как создавалось любимое кино.


В начале 1974 года один из руководителей творческого объединения «Экран» подошел к режиссеру Леониду Нечаеву и предложил снять пятисерийный мультипликационный фильм о приключениях Буратино. Нечаев, естественно, отказался, так как никогда не работал над мультиками. Но из вежливости он все-таки взял почитать сценарий и пообещал еще раз подумать над предложением. Позднее Леонид Алексеевич вспоминал, что, читая материал, он рискнул вырвать странички первых двух серий, а на основе остальных трех набросать сценарий музыкального двухсерийного фильма. Это была полнейшая авантюра, особенно с учетом того, что раньше на «Беларусьфильме» снимали исключительно военные фильмы. Но тем не менее предложение режиссера одобрили и разрешили работать.


На главные детские роли объявили набор не только в Минске (где, собственно, и снимался фильм), но и во всем Союзе. Тысячи мальчиков и девочек приезжали на кинопробы, однако Нечаев никак не мог найти Буратино. Как всегда, помог счастливый случай. Ассистент по актерам, однажды пробегая по подземному переходу в центре Минска, заметил интересную парочку: пухлая бабушка в одной руке держала трубу, а в другой — семенящего за ней внука с коньками наперевес. Киношник тут же подошел к ним и пригласил на пробы, на что спешащая бабуля с усталостью возразила: «Какое кино, сынок? Ты видишь, мы с музыки на каток спешим». Но, к счастью, они все-таки пришли на студию. Правда, Диме Иосифову (а именно он и сыграл главную роль) вся эта идея жутко не понравилась. Он открыто говорил всем, что сниматься в кино не хочет. А когда понял, что его мнение никого не интересует, стал канючить про больной живот. Тем не менее режиссер утвердил Диму на роль Артемона. Но когда мальчик стал переодеваться в артемоновский костюм, все ахнули: его плечи, предплечья и ноги оказались одинаковой толщины, как у настоящей куклы. Так из Артемона Дима превратился в Буратино. Позднее он вспоминал: «Мне долго мерили носы — не могли выбрать, какой размер лучше. Пробовали-пробовали, и месяца через три я спросил: „А когда съемки начнутся?“ На что все расхохотались, потому что фильм все это время уже снимали». На самом деле нос Буратино можно назвать отдельным киноперсонажем. Его делали из пенопласта, но при этом он должен был оставаться очень подвижным. В результате было вырезано 45 носов. Первый не совсем подходил под мимику актера, и его постепенно укорачивали. Поэтому особенно внимательный зритель мог бы заметить, что к концу фильма нос Буратино на полтора сантиметра короче, чем в начале. Не легче приходилось и самому Диме: десятилетнему мальчику было очень тяжело каждый день проводить по полтора часа в кресле гримера. А потом весь день вести себя очень аккуратно, чтобы уберечь накладной нос.


Основные съемки картины проходили в Крыму. Работа шла в течение 98 дней. У юных актеров не было дублеров, и все трюки, даже опасные, они выполняли сами. Например, когда по сюжету кот Базилио и лиса Алиса должны были подвесить Буратино за ноги, мама Димы очень испугалась и попросила подцепить вместо сына манекен. Тогда режиссер попросил мальчика помочь ему как-то «устранить» маму. И Иосифов начал ныть, что так голоден, что даже живот разболелся. Естественно, любящая женщина помчалась в близлежащий магазин. А пока она бегала за продуктами, ее сын провисел вниз головой целых два дубля.


Позднее не только маленькие, но и взрослые актеры вспоминали, что попали в настоящую сказку, в которой от души веселились, дурачились и наслаждались жизнью.


ПЯТЬ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛЬМОВ О ДЕРЕВЯННОМ ЧЕЛОВЕЧКЕ


«Золотой ключик» (СССР, 1939)


Этот фильм снят не по сказке Толстого, а по его пьесе, специально созданной для Центрального детского театра в 1936 году и отличающейся от оригинала. Через два года Алексей Толстой уже написал сценарий для картины режиссера Александра Птушко. По сюжету в конце истории герои на воздушном корабле вместе с советскими полярниками улетают в страну, где «все дети учатся в школах и сыты всегда старики». В фильме вместе с живыми актерами играют и куклы.


«Приключения Буратино» (СССР, 1959)


Мультипликационный фильм был снят по сказке Алексея Толстого основателем отечественной мультипликации Иваном Ивановым-Вано. Именно в этом мультике появился образ классического Буратино: в красно-белом полосатом колпачке и красной курточке. До этого облик деревянного мальчишки рисовался строго по книге: белый колпачок из старого носка, коричневая курточка и зеленые штанишки.


«Золотой ключик» (Россия, 2009)


Съемки новогоднего мюзикла проходили в ноябре в Санкт-Петербурге, для чего месяц возводили декорации, в том числе целую улицу с цветными огнями. По сюжету продюсер Карабас-Барабас заключил с куклами кабальный контракт, а его конкуренты лиса Алиса и кот Базилио хотели переманить его артистов к себе. Ну, а главный герой мюзикла, Буратино, закрутил роман с куклой Барби-Машей.


«Пиноккио» (США, 1940)


Мультфильм хотели снять точно по книге Карло Коллоди, однако когда половина работы над картиной уже была выполнена, продюсер Уолт Дисней заявил, что ему категорически ничего не нравится, и заставил все переделывать. Для начала изменили главного персонажа и сделали Пиноккио гораздо более привлекательным и добрым, чем его книжный прототип. А потом добавили ему новых приключений, которых не было в оригинальном литературном произведении. Бюджет у мультфильма по тем временам был весьма приличным: 2,3 миллиона долларов. Однако в связи со Второй мировой войной окупиться он не смог: премьеры в Европе и Азии были отложены, а в Германии и Японии картина не показывалась аж до начала 50-х годов. Тем не менее «Пиноккио» был удостоен двух премий «Оскар» и входит в классику мирового кинематографа.


«Пиноккио» (Италия—США, 2002)


Идея сделать еще одну экранизацию «Пиноккио» изначально пришла в голову Федерико Феллини. Они долго обсуждали задумку с актером и режиссером Роберто Бениньи. И потому, когда Феллини умер, Бениньи сам сел в режиссерское кресло. Он сразу решил, что фильм будет особенным. Прежде всего потому, что в главной роли деревянного мальчика с длинным носом он решил сняться сам, а было ему в тот момент 57 лет. Продюсеры поверили в Роберто и выделили ему бюджет в 45 миллионов долларов: на тот момент это был самый дорогой итальянский фильм. Но ни оригинальность, ни вложенные деньги себя не оправдали: картина с треском провалилась в прокате. И стала первой иностранной лентой, номинировавшейся на «Золотую малину» в шести категориях. А Бениньи даже получил этот анти-«Оскар».




***


Как известно, по сюжету Карабас-Барабас играет на трубе. И вот Владимир Этуш, до этого не державший подобный инструмент в руках, долго репетировал, чтобы извлечь из него мало-мальски приличный звук. И в какой-то момент у актера вырвалось: «Это просто праздник какой-то!» Фраза вошла в фильм и стала крылатой.


Костюмы для кота Базилио и лисы Алисы придумывали всей съемочной группой. В костюмерной «Беларусьфильма» нашли самые облезлые кроличьи шубы и из них соорудили наряды двум мошенникам. Кстати, «Приключения Буратино» для супругов Ролана Быкова и Елены Санаевой стали первой картиной, в которой они снялись вместе.


Очень долго Леонид Нечаев не мог подобрать девочку на роль Мальвины. Один из помощников режиссера возвращался из Москвы в Минск и в поезде познакомился с соседкой по купе — десятилетней Таней, которая всю поездку развлекала попутчика чтением стихов и розыгрышем сценок. Так нашлась Мальвина — Таня Проценко.