Архив

Куда податься?

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина: «Сезон будет неровный»

Что ни говори, а главная тема летнего сезона — как провести отпуск. И если отдых на даче всецело зависит от нас самих, то любая турпоездка в дальние страны — вещь зачастую непредсказуемая, потому как зависит от многих факторов. Какие подводные камни могут ожидать путешественников и как их обойти, выяснял «РД».

21 мая 2010 20:49
5797
0

О сегодняшней ситуации на туристическом рынке мы попросили рассказать пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирину Тюрину:


— С каким настроением турбизнес начинает высокий летний сезон?


— Начало года было очень многообещающим, рынок заметно оживился. На некоторых направлениях объем продаж превысил даже не кризисный прошлый год, а 2008-й, который был очень удачным для турбизнеса. И майские праздники прошли очень неплохо: на некоторых направлениях процентов на 20 даже лучше, чем в 2008 году за тот же период, и если бы не вулкан, то, может быть, ситуация была бы еще лучше.


— Вулкан сильно сказался?


— Ну конечно, он подорвал европейский рынок. А что касается ожиданий сезона, то они разные у разных туроператоров: некоторые кричат, что будет огромный рост продаж, другие осторожно говорят, что подъем будет незначительный. Одним словом, рост прогнозируется от 5 до 50%. Более точно сказать трудно, потому что рост продаж в турбизнесе зависит от многих факторов, не имеющих отношения к рынку — таких, как вулкан или свиной грипп, или беспорядки в Таиланде и так далее. Можно уже сказать, что сезон будет нервный, неровный — Греция, Таиланд… Демпинг в регионах наверняка будет. Но в общем, все надеются, что все пройдет хорошо.


— А прошлогодние страхи про, например, свиной грипп уже никто не вспоминает?


— К счастью, все плохое быстро забывается. Но кризис сейчас проявляется в том, что туроператоры выбирают более экономичные туры. Очень многие люди сократили количество поездок: могут поехать, например, на две недели вместо одной, но только раз в год. Поэтому туроператоры говорят, что кризис еще не кончился.


— Можете сказать, на что чаще жалуются туристы?


— Чаще всего жалуются, что селят либо не в тот отель, который заранее люди заказали, либо была недостаточно полная или неправильно предоставленная информация турфирмой при продаже тура. Ну и задержки рейса, конечно.


— Фирм-однодневок становится меньше?


— За последние годы мы не слышали историй о фирмах-однодневках: то ли грамотность людей повысилась, то ли сами такие фирмы перестали возникать.
Из интернет-отзывов туристов о проблемах во время отдыха:


Дарья, 45 лет, Франция: «Нас обманули с трансфером „отель-аэропорт“. Это входило в стоимость при оплате путевки. Но в назначенный день за нами не приехали. Когда же мы позвонили принимающей стороне, заспанный женский голос сказал: „Вам лучше будет взять такси до аэропорта, я про ваш трансфер ничего не знаю“. Прилетев домой, мы стали разбираться в случившемся, и в московском представительстве турфирмы нам сказали, что мы сами не пришли на трансфер. Ни извинений, ни сожаления».


Анна, 28 лет, Египет: «По приезде в наш так называемый отель в Сафаге мы ужаснулись: тараканы, перемещающиеся по булочкам на глазах обслуживающего персонала, море, в которое нужно проползать по пустыне из соседнего отеля… Решили добиться переезда. Позвонили в агентство. Офис-менеджер не предполагала услышать своих ноющих туристов из Египта. Но выслушав, пообещала сделать все возможное. После 2 часов ожидания звонка из Москвы мы поняли, что гнить нам тут все оставшиеся 11 дней. К счастью, ближе к вечеру нам перезвонили и сказали, что нас перевезут. Очутились мы в центре Хургады, в отеле с шикарным пляжем. Если бы не оперативность нашей девушки-агента, мы провели бы долгожданный отпуск в ссылке. Спасибо ей!»
Украина наводит марафет

И все же: куда лучше поехать летом? Как сделать свой отдых максимально комфортным? Верить ли всем отрицательным отзывам туристов в Интернете? Об этом рассказывает старший менеджер крупного турагентства Марина Голованова:


— Только ту информацию, что повторяется почти в каждом отзыве, можно считать за правду. Остальной негатив, как правило, пишется по настроению. Кто-то приехал не в добром здравии, и к нему в номер заползли два муравья, потому что он не закрыл балкон. Ну надо же, какая проблема! А если закрыть дверь и пойти на пляж? Конечно, бывают и серьезные вещи: например, несколько лет назад в одном отеле люди сильно отравились: повара выгнали, и проблема была решена. Но такое случается скорее в Египте — в Турции сейчас за этим очень следят. Как-то мы заметили, что в одном отеле в Таиланде исчезают вещи. Это тоже серьезная ситуация, и мы перестали с ним работать.


— Чем порадуют отдыхающих курорты в этом году?


— Все большее количество стран принимают наших туристов без виз: в их числе Черногория, Кипр (там действует упрощенная визовая система: вы посылаете данные своего загранпаспорта, а на границе получаете визу), Египет, Израиль — единственное, туда дороговат перелет. В Турции обещают открыть безвизовый въезд к середине лета. Кроме того, в этом году более охотно едут на Украину в связи со сменой там руководства.


— Но многие жалуются на низкий отечественный и украинский сервис.


— Сейчас у нас есть такие отели в Краснодарском крае, которые по качеству ничем не уступают, скажем, турецким. Чудесные отели в Сочи — по цене, может, они и не очень конкурентоспособны, но вот если сравнивать с серединой сезона, то они могут и выиграть. Открываются частные гостиницы с хорошим домашним питанием и сервисом. Развернутое сейчас в Сочи строительство не касается сезона и зон отдыха. Например, пансионат «Черноморец» на время сезона заморозил и огородил свою строящуюся часть территории.


— Распространено мнение, что в Турции отдохнуть дешевле, чем на юге России.


— Пока это правда. Все дело в билетах: если едешь на поезде, то в сезон билетов не достать, а самолет туда дорог. Хотя в этом году открылся новый аэропорт — в Геленджике, и очень удобно стало добираться, например, до Новороссийска. Если начнется раскрутка этого аэропорта, на билеты в этом направлении можно ждать скидку.


А одни мои клиенты поехали на 10 дней с трехразовым питанием в домик с частичными удобствами под Одессой, в экологически чистом месте. Проживание и еда им обошлись в 8400 рублей на двоих. Где можно за такие деньги отдохнуть? И по красоте, я считаю, там куда лучше Турции, и языкового барьера нет.


— Марина, дайте, пожалуйста, совет, как правильно выбрать тур.


— Выбирать тур надо в надежной компании, не бежать за супердешевыми предложениями: каждый товар имеет свою стоимость и не может сильно отличаться в цене. Если вы выбираете безвизовую страну, то более дешевые спецпредложения можно ожидать ближе к дате вылета. Если страна визовая, то готовьтесь намного заранее, и никаких скидок там быть не может, потому что рейсы регулярные, визы подаются в определенное время, и горящих спецпредложений ждать не приходится.


— Если в поездке пошло что-то не так: отель не тот или звезд меньше…


— В первую очередь надо обратиться к своему гиду. Если от него не последует никакой помощи, то тогда уже звонить в ту компанию, которая вас оформляла. В любом случае собирать чеки, документы, которые подтверждают вашу проблему, делать фото- и видеосъемку. Например, если у вас оплачена бронь на двоих плюс ребенок, а в отеле ребенка не учли, требуйте оформить отказ в письменном виде. И не позднее 12 дней после вашего возвращения пишете заявление — сначала в свою туркомпанию. Как правило, если претензии обоснованные, все проблемы разрешаются на этом этапе.


Из интернет-отзывов туристов о проблемах во время отдыха:


Александр, 35 лет, Крым: «Я отдыхал с женой и дочкой 3,5 года в августе 2009 года в г. Алуште — по рекомендации сестры. Море, воздух, климат — все это понравилось, хотя с погодой нам немного не повезло: в горах прошел ливень, и температура воздуха упала, так что дочка немного могла покупаться в море (мы приехали на 10 дней). Набережная курортной Алушты кишит народом, аттракционами и ресторанами. На пляжах — многотысячные муравейники — добираться желательно до 9.30 утра, иначе занять место под солнцем будет проблематично. Все пляжи платные, в среднем 40 руб. за вход. Но самая возмутительная ситуация вышла с жильем: хозяйка, с которой мы договорились заранее по телефону, встретила нас с большим удивлением и сообщила, что „я уже сдала квартиру другим, так как думала, что вас у меня перехватили, но постараюсь вам найти квартиру в этом же доме“. Комнату она нам нашла. Деньги за проживание мы отдали в первый день, и тут началось самое интересное: например, оказалось, что душем можно пользоваться до 22.00 часов, воду горячую включать только для принятия душа, а на третий день проживания у нас отравился ребенок. Причина отравления оказалась в том, что хозяйка для экономии включила холодильник на минимум: даже мясо в морозилке у нее не замерзало!!! Естественно, молочные продукты для ребенка в нем хранить было нельзя. Ну и по мелочам было много еще разных моментов».


Светлана, 38 лет, Италия: «Объективно — наш отель был уровня три звезды (даже чуть ниже). Номерной фонд для расселения русских — запущенные комнаты, темные шторы с дырками, оконные рамы грязные, в номерах — душевая кабина. Одноместные номера — как норы, с видом во внутренний двор — колодец. Номера с общим тамбуром имеют одинаковые ключи. Так что будьте готовы к ночному вторжению подгулявших итальянцев. Для них, кстати, приготовлены номера более высокой категории. Внимание: туроператор может не предупредить вас о том, что при HB размещении (с двухразовым питанием) лежаки в пляжный инвентарь не входят, а требуется доплата — 7 евро в день. На пляже за вами фиксируется конкретное место, каждый день надо выписывать билет на пляж с указанием, что вы берете (зонт и т. п.) В ресторане нас тоже ждал сюрприз: йогурты, хлопья, яйца, бекон, фрукты — за дополнительную (и не маленькую) плату. Почему-то в турагентстве об этом умолчали. Поэтому еще бОльшим сюрпризом для вас может стать счет при выезде из отеля. Так что смотрите внимательно, что и как вы подписываете в ежедневных счетах…»
ПАМЯТКА ТУРИСТУ

Каждое серьезное путешествие всегда напоминает лотерею. Однако обезопасить себя хотя бы от части непредвиденных обстоятельств возможно. Для этого:


при покупке путевки не стесняйтесь задавать своему менеджеру любые вопросы: кто вас встретит в аэропорту, какие экскурсии можно будет заказать и какова их стоимость, кому звонить в случае возникновения каких-то недоразумений (попросить контактные телефоны для связи с туроператором);


ознакомьтесь с порядком оплаты, бронирования и аннулирования тура. В случае вашего отказа от поездки турфирме будут предъявлены штрафы от авиакомпании и отеля, которые она на законных основаниях взыщет с вас;


после оплаты тура вам на руки должны выдать договор и туристическую путевку (эти документы выдаются сразу, а не перед вылетом в аэропорту). И само собой, квитанцию об оплате;


если по прибытии вас поселили в другой отель или произошло другое серьезное расхождение с договором, зафиксируйте это документально или снимите на фото- или видеокамеру.
КСТАТИ


Во время задержек авиарейсов, как по техническим причинам, так и из-за метеорологических условий, к перевозчикам предъявляются следующие требования:


при задержке самолета более чем на два часа каждому пассажиру данного рейса должна быть авиакомпанией предоставлена возможность сделать два телефонных звонка, отправить два сообщения посредством электронной почты, а также перевозчик должен обеспечить пассажирам бесплатные напитки;


если рейс задерживается надолго, то всех ожидающих авиакомпания обязана расселить в гостинице, причем доставку до нее перевозчик также берет на себя;
во всех случаях задержек рейсов женщинам с детьми до семи лет должны предложить разместиться в комнате матери и ребенка;


багаж в течение всего времени ожидания должен быть в целости и сохранности — это также забота авиакомпании.