Архив

Из Парижа с любовью…

85-летная француженка-фотограф Сабин Вайс и ее эксклюзивный мастер-класс

Мы предлагаем вам и увидеть, и услышать, и понять непростую душу великой француженки. Сабин ВАЙС. Знаменитейший фотограф прошлого столетия. Начинала карьеру в 1940-х годах и через объектив своей фотокамеры увидела и успела запечатлеть век самого стремительного прогресса за всю историю человечества. Сегодня ей 85.

23 апреля 2010 20:41
2861
0

В России говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Мы же предлагаем вам и увидеть, и услышать, и понять непростую душу великой француженки. Сабин ВАЙС. Знаменитейший фотограф прошлого столетия. Начинала карьеру в 1940-х годах и через объектив своей фотокамеры увидела и успела запечатлеть век самого стремительного прогресса за всю историю человечества. Сегодня ей 85. Она бодра, весела, общительна. У нее в сумочке и сейчас всегда лежит фотоаппарат. А ее снимки до сих пор печатаются во всех известных мировых изданиях. И сегодня, в рамках Года Франции в России, они — на страницах «РД».


НАШЕ ДОСЬЕ


Свое профессиональное становление Сабин Вайс начала в женевской мастерской фотографа Фредерика Буасона. В 1945 году 21-летняя Сабин открывает в Женеве собственную фотостудию, а в 1946 г. переезжает в Париж, где на протяжении 5 лет работает ассистенткой знаменитого фотографа моды — Вилли Мэйволда, снимает на заказ портреты музыкантов и писателей, а также французскую столицу 1950-х гг., тот особый послевоенный народный Париж. В 1952 г. Робер Дуано, гуру репортажной фотографии того времени, увидев фотографии Сабин в журнале Vogue, приглашает ее вступить в фотоагентство «Рафо» (Rapho). Сотрудничая с «Рафо», Сабин много путешествует, оттачивает свой уникальный стиль, снимая для таких авторитетных изданий, как Time, Life, Newsweek, Paris Match… Будучи по природе любознательной, Сабин Вайс колесит по миру: Соединенные Штаты (она выходит замуж в 1950 г. за американского живописца Юга Вайса), Европа, Египет, Индия, Марокко, Бирма. В 1974 г. во Франции состоялась первая персональная выставка Сабин Вайс, за которой последовали другие выставочные проекты по всему миру.
В 1999 году Сабин Вайс была удостоена титула офицера французского ордена Искусств и Литературы.


Сабин Вайс дала в Москве единственный мастер-класс, отмеченный грандиозным успехом. Народу пришло столько, что стульев на всех не хватило — многие разместились на полу. Всем хотелось прикоснуться к ее особому французскому шарму и, главное, узнать несколько секретов профессионального мастерства.


— Здравствуйте всем. Многие из вас наверняка начинающие фотографы, — предположила Сабин Вайс. — Я, пожалуй, немножко расскажу вам о том, как я сама стала фотографом…


«В то время деньги не значили так много, как сегодня»


— Признаюсь честно, я не очень-то любила школу. Может быть, из-за того, что я была глуповата, да и не достаточно усердна? Не знаю… Но бросила я школу без всяких сожалений. Просто однажды летом отправилась путешествовать на велосипеде по Швейцарии и осталась там на 9 месяцев — обучалась местному языку. Ну ближе к 17 годам стала задумываться о том, чем же я все-таки хочу заниматься в жизни. Подумала-подумала и решила, что фото — это то, что у меня действительно получается, что я умею делать. К тому же я могла сама проявлять и печатать фотографии.


Я написала отцу, что хочу стать фотографом, и он направил меня учиться в Женеву. Так, в 1942 году я попала в Дом фотографии в Женеве. Кстати, к тому моменту в этом заведении обучали фотографии уже 80 лет!


Отучившись три года, я получила диплом профессионального фотографа, недолго пожила в Женеве, и потом, убегая от безответной любви, перебралась жить в Париж. Это был 1946 год. В то время деньги не значили так много, как сегодня, и можно было спокойно путешествовать, имея в кармане лишь очень небольшую сумму. Я отправилась к одному знаменитому фотографу и сказала: «Хочу с вами работать». Он, конечно, был немного удивлен, но согласился.


«На рынке мы с мужем обменивали фотографии на овощи и мясо»


— У фотографа я проработала 3 года. А потом, в 1949-м, вышла замуж. И мы с мужем переехали в собственное ателье. Совсем крохотное и скромное — буквально 5 на 5 метров. Там даже не было воды, а все удобства — на улице. Но нас это нисколько не смущало, потому что мы другу друга любили, а когда любишь — все кажется проще и легче. Должна сказать вам, что я до сих пор там живу. Правда, дом расширили за счет сада, провели канализацию, и я даже подумываю о том, чтобы переделать ванную.


Вот так мы с мужем начали свое дело. Клиентов искали очень просто. Например, ходили на рынок и предлагали торговцам: «Хотите мы вас сфотографируем прямо за прилавком». Очень дешево, за небольшую сумму. Иногда даже обменивали фотографию на продукты — овощи или кусок мяса. Нельзя сказать, что мы бедствовали, но денег у нас было немного. Но, в общем, жизнью мы были вполне довольны.


А потом на нас посыпались заказы! Я даже заключила контракт с крупным парижским магазином. Фотографировала витрины, которые в ту эпоху были очень красиво оформлены. Каждый раз, когда витрина менялась, мне нужно было делать новую фотографию. За 10 лет работы у меня скопилось целых две коробки с подобными снимками. Я как-то о них забыла, но недавно вспомнила и решила сделать выставку. На этих фотографиях можно увидеть моду тех лет: какие были сковородки и ковры, как одевались домработницы. Говорят, что выставка была отличная.


«Это только кажется, что вокруг ничего не меняется»


— Должна вам сказать, что мир постоянно меняется, и все вокруг нас тоже. Это только кажется, что, например, русские, какие они сейчас есть, такими же и останутся. И поэтому всегда советую: фотографируйте все-все, что вас окружает, буквально все. Дом, где вы живете, женщину в магазине, бутики, улицу. Конечно же, у меня много опыта, но именно так я и начинала. Я, например, до сих пор помню, как я сфотографировала первый экскаватор, потом первый светофор, который был очень не похож на современный светофор. Столько всего нового в нашей жизни появляется каждый день. А сейчас уже вообще эпоха технической революции — компьютеры и прочая техника.


Технический прогресс сделал фотографию доступной и легкой. Современные фотоаппараты умеют сами настраивать резкость, фокус, свет. И это замечательно! Я помню еще те времена, когда снимала фотоаппаратом размером с коробку из-под туфель. Я всегда носила с собой два аппарата марки «Никон», плюс серия объективов и вспышка — все вместе больше 10 кг. И пленка использовалась очень широкая, крупная — это было просто что-то невероятно неудобное. А выдержка порой была такой долгой, что я успевала за это время пойти пообедать. Лампочка от вспышки сгорала после первого же раза. И когда я полетела в Португалию снимать репортаж, меня задержали на таможне, не поверив, что все эти лампочки я везу для работы, а не на продажу. Кое-как пропустили, но с условием, что на обратном пути я предъявлю им использованные лампочки. В общем, если охарактеризовать технику того времени, то она была просто ужасная. Сегодня все намного проще. У меня по-прежнему с собой два фотоаппарата, только теперь каждый размером с пачку сигарет, и они делают снимки не худшего качества, чем те тяжелые старые фотоаппараты. Поэтому пользуйтесь прогрессом.


А вообще, я рада, что прошла через все это и стала фотографом. Работа фотографа всегда связана с путешествиями, с необходимостью открывать закрытые двери, идти туда, куда не пускают.


7 вопросов об искусстве и о жизни


— Сабин, скажите, Париж изменился? Фотографируете ли вы современный Париж?


 — Нет, фотографировать город я уже больше не люблю. Тем более что в Париж я направляюсь обычно по делам, а когда я что-то фотографирую, мне нравится концентрироваться только на съемке. Поэтому сейчас я отправляюсь за 10, порой даже за 1000 километров от Парижа и занимаюсь там только фотографией.


— Каков ваш критерий в выборе фототехники? Часто ли вы используете новинки? Есть ли любимые аппараты, которыми вы снимаете более охотно?


— Никаких критериев у меня нет. И новинки я не стремлюсь незамедлительно опробовать. Скорее, я привыкаю к одному фотоаппарату и работаю с ним. Хотя, конечно, за долгие годы у меня были разные камеры, с разными техническими данными. Собралась даже целая коллекция объективов. И среди них есть любимый, последний: в нем видно сразу картинку, какой она получится в итоге, там нет никаких пометочек, ничего.


— Пользуетесь ли вы цифровой камерой? Если да, то нравится ли вам? Ваши ощущения при переходе с пленки на цифру?


— Да, я попробовала цифровые фотоаппараты и очень полюбила их. Это замечательное изобретение. Мне сейчас 85 лет, и, признаться, очень непросто носить с собой тяжелую фототехнику. А эти маленькие фотоаппараты во многом облегчают мою жизнь. Но есть у них небольшой недостаток — они не так быстро готовы к съемке. Один раз мне пришлось снимать детей, которые прыгали со стены. Мне хотелось успеть заснять их до того, как они спрыгнут. И здесь, конечно, время включения фотоаппарата и его готовность к работе меня не удовлетворила. Но я знаю, что техника постоянно идет вперед, не стоит на месте, так что этот недостаток скоро устранят.


— Когда вы только начинали, как вы выработали свой стиль? Дайте совет молодым фотографам по созданию собственного почерка.


— Я никогда не занималась тем, чтобы «вырабатывать» свой стиль. Я просто делала фотографии, много-много фотографий. Главное — это не то, как ты снимаешь, а то, что хочешь этим показать, что хочешь заснять. Вот это очень важно.


— Вы сказали, что много путешествовали. Это не мешало вашей семейной жизни? Как вам удавалось это сочетать?


— У нас всегда все было очень просто. Иногда мой муж отправлялся со мной в путешествие. А иногда оставался дома с дочерью. Но споров по этому поводу у нас никогда не возникало. Мы умели договариваться.


— А почему вы так много снимаете детей? Нравится эта тема?


 — Я считаю, что дети — самые важные люди в нашей жизни. Я действительно их много снимала. И подросших, и еще только грудничков. Причем, чем меньше ребенок, тем сложнее сделать хороший кадр, уловить нужный момент. В моей коллекции есть хорошие снимки кормления и того, как детей убаюкивают.


— Для чего вообще, по-вашему, нужны фото? Отразить какую-то идею или поймать эмоцию или для того чтобы получить эстетическое удовольствие?


 — Когда я делаю фотографии, я в первую очередь делаю их такими, чтобы они меня трогали, чтобы они мне нравились. Я люблю простые, легко понимаемые и легко читаемые снимки. И главное, что я пытаюсь передать зрителям, — это эмоции, которые в тот момент испытывал запечатленный мною человек. Радость, печаль, одиночество. Или, может быть, иногда какое-то необычное движение.


Расскажу интересный случай. Однажды меня попросили подготовить фотовыставку одного небольшого городка. Причем попросили власти самого этого города. Я поинтересовалась: «Что же вы хотите? Вы хотите, чтобы я показала город, показала детей, показала деятелей искусства?». Они сказали: «Нет-нет, мы хотим, чтобы вы приехали к нам, сделали фото и их показали». Выставку я подготовила за неделю. Просто стучала в двери к людям, живущим в этом городе, и объясняла, что хочу их сфотографировать. Люди оказались отзывчивыми, практически все шли мне навстречу. В том городке, помню, сфотографировала молодого человека, который настолько любил кемпинг, что даже в комнате развернул палатку.