Архив

Как не принять ребенка в школу

Испытано на себе: «Ваша девочка программу не усвоит», — «доброжелательно» внушали мне психологи

— Мы второй год ходим на курсы при гимназии, дополнительно занимаемся с их репетитором, но не знаю, пройдем ли конкурс? — волнуется в нашем дворе интеллигентная мамаша в очках с толстыми линзами. Ей вторит активная бабушка с коляской…

9 апреля 2010 20:15
3332
0

— Мы второй год ходим на курсы при гимназии, дополнительно занимаемся с их репетитором, но не знаю, пройдем ли конкурс? — волнуется в нашем дворе интеллигентная мамаша в очках с толстыми линзами. Ей вторит активная бабушка с коляской:


— А у нашего-то старшего какое-то плоскостопие нашли, теперь я переживаю, возьмут ли в спецшколу, куда мы собрались. Там ведь требуют, чтобы у ребенка была только первая группа здоровья.


Уже за месяц до часа «Х», когда начинается прием документов, эти родительницы безумно активизировались: заучивали наизусть сайты школ, куда планировали отдавать своих чад, всеми правдами и неправдами пытались пообщаться с потенциальными первыми учительницами и на традиционных кухонных посиделках только и говорили, что о будущем учебном процессе. Когда пришла пора, мы вместе с ними посетили все «дни открытых дверей» в окрестных школах. Танцы и песни первоклассников, сказка «Репка» на английском в исполнении второклассников, игра на барабанах и ведрах третьеклассников временами умиляли, но в основном утомляли — и зрителей, и, кажется, самих исполнителей. Только учителя смотрели на эти зрелища с гордостью: вот как мы умеем открывать таланты. Да мамы, которые решили отдать своих детей в эти школы, прикидывали, что скоро и их чада будут так же ритмично стучать по ведрам и изображать репку.


Я над этими мамочками немного иронизировала: первый класс и первая учительница — это, безусловно, очень важные моменты в жизни ребенка, но ведь не в университет же дети поступают. Важнее, наивно считала я, общее интеллектуальное и эмоциональное развитие будущего первоклашки, желание учиться и умение общаться. А всему остальному научат в школе. Нет, конечно, мы ходили на подготовку к школе и занимались дома, но немного играючи, без надрыва. А зря…


— Что-то ваш ребенок не всегда хорошо делал домашние задания, мотивация к учебе невысокая, — недовольно заявила мне руководительница подготовительных курсов образовательного центра № 1484 им. Горького. — Как же она у вас учиться будет? У нас, между прочим, школа с повышенным содержанием образования!


Еще на «дне открытых дверей» выяснилось, что берут детей только с первой группой здоровья — то есть с идеальным здоровьем. «Таких первоклассников сейчас меньше 20%, — рассказала мне подруга-педиатр. — Просто многие мамы, желающие отдать детей в спецшколы или гимназии, специально просят поставить им эту группу здоровья, даже если у ребенка есть проблемы». Мы просить никого не стали, а просто отправились в еще одну неплохую школу, расположенную по соседству. Ею оказалась гимназия № 1572. Здание отреставрированное, дворик тихий, занятия вроде бы хвалят — в целом. Правда, первый класс будут набирать только второй год, и учителя для первоклашек существуют пока только виртуально, но ажиотаж уже есть. 1 апреля почти набраны два класса, и потому задача собеседования, по-моему, была в том, чтобы отбить у нас желание туда поступать:


— У вашего ребенка проблемы с логопедией, — с иезуитской доброжелательностью заявила мне психолог на собеседовании. — Я понимаю, если бы в пять лет она не говорила звук «р», но вам ведь почти восемь!


— Как же вы будете грамотно писать, если так плохо говорите, — вторит ей коллега. — Она же у вас нашу программу не усвоит.


Я не стала говорить о том, что на самом деле дочери недавно только семь исполнилось. Что мы и с логопедом, и дома работаем над коварным звуком «р». Что впереди еще чуть ли не полгода — думаю, к осени звук обязательно появится. А если вдруг и не появится — сколько умных людей картавят, и при этом они вроде бы вполне грамотные и успешные.


— У тебя еще ерунда, — при встрече пожала плечами как-то непривычно взвинченная подруга Маша. — У нас на «Планерной» всего две хороших школы, так дочка целый час экзамен держала. Под конец, после чтения и решения задач, ей сказали повторить за педагогом пять скороговорок подряд. Она, естественно, устала и ошиблась. Так нам тоже сказали, что у нас страшные логопедические проблемы, интеллектуальное отставание, и вообще она слишком старая для первого класса их английской школы — ей в марте уже семь исполнилось.


Маша рассказала, что после этого экзамена целую ночь не спала — вроде бы с дочкой занималась где только можно. На фоне сверстников девочка и говорит, и читает очень хорошо, и вдруг, оказывается, вон какие проблемы! На следующий день опытные соседки объяснили Маше, что просто надо позаниматься со школьным логопедом и вообще с их учителями — за немаленькие, конечно, деньги. А то ведь страждущих попасть в престижную школу много, а мест — всего 50. Маша с радостью ухватилась за эту идею — ей важно, чтобы дочка училась в престижной школе. Я же решила, что отдавать своего ребенка туда, где нам не рады, не хочу. И отправилась с собранными документами в обычную среднюю школу, что находится на нашей улице, в пяти минутах ходьбы от дома. Но и там нас дальше стола охранника не пустили.


— Адрес? — строго поинтересовалась невысокая тетенька со списком. — Дом сорок? Так, так… Ваш дом к нам не приписан.


Разговор оказался окончен, впереди волновалась толпа более счастливых, «приписанных» родительниц. А нам посоветовали подойти через месяц, может быть, если местечко останется, нас, так и быть, возьмут.


Позвонив на «горячую линию» по вопросам приема детей в первый класс Управления образования СВАО (тел.(499)760−50−84, (495)619−06−85), я выяснила, что приписаны мы к школе № 1414 с углубленным изучением английского. Конечно, у этого учебного заведения, на мой взгляд, есть несколько плюсов: она расположена в соседнем дворе, да и здание у нее оригинальное, хоть и в спешке построенное. Но, ни в Интернете, ни от подруг, учившихся в этой школе, я не услышала ни одного положительного отзыва. К тому же, сказали на дне открытых дверей, там в первую очередь берут детей, окончивших их подготовительные курсы, и к тому же с 1-й группой здоровья. А на остальных, как я понимаю, просто мест не хватит — обычная практика, чтобы создать нездоровый ажиотаж среди родителей. «Вы поторопитесь с документами, — предупредили меня 6 апреля по телефону „горячей линии“. — Уже во многих школах висят приказы об окончании набора первых классов».


Боже, как же я была недальновидна, посмеиваясь над мамочками, которые задумались над выбором школы, когда их чадам едва исполнилось три года! Они уже могут спокойно спать и испытывать чувство гордости за то, что они самые удачливые родители в округе.