Архив

Пришельцы из прошлого

Борис Стругацкий отмечает 75-летие

Говорят, что в молодости его прозвали императором за точеный римский профиль. Сейчас его называют императором в литературе. Но говорить о Борисе Стругацком нельзя без упоминания его брата Аркадия. Именно вдвоем они стали классиками мировой научной фантастики и создали свою вселенную, которая будоражит умы нескольких поколений. В честь юбилея «МК-Бульвар» решил заглянуть в миры Стругацких и вспомнить других прославленных братьев.

16 апреля 2008 18:26
1334
0

Пятнадцатого апреля Борису Стругацкому исполнилось 75 лет. Говорят, что в молодости его прозвали императором за точеный римский профиль. Сейчас его называют императором в литературе. Но говорить о Борисе Стругацком нельзя без упоминания его брата Аркадия. Именно вдвоем они стали классиками мировой научной фантастики и создали свою вселенную, которая будоражит умы нескольких поколений. В честь юбилея «МК-Бульвар» решил заглянуть в миры Стругацких и вспомнить других прославленных братьев.

Первым начал писать, как и полагается, старший брат Аркадий. Еще до войны, будучи подростком, он исписал аккуратным почерком две толстенные тетради, а на полях поместил собственные рисунки. Борис, который младше на 8 лет, стремился во всем походить на своего брата.

И даже когда судьба их развела — Аркадий работал военным переводчиком в Петропавловске-Камчатском, а Борис учился на астронома в Ленинграде, — они регулярно переписывались. По словам Бориса Натановича, он писал очень интересные письма, эдакие мини-рассказы, правда, с новостями из мира науки и культуры. Младший предпочел остаться жить в Ленинграде, поступив на работу в Пулковскую обсерваторию. А старший, демобилизовавшись, уехал в Москву, получив должность в Институте научной информации.

К этому времени (к середине 50-х) Аркадий уже имел кое-какой литературный опыт, а Борис только делал первые попытки. Но они оба мечтали о фантастике. И в 1958 году на спор написали свою первую совместную повесть «Страна багровых туч».

Поначалу Стругацкие пытались писать по отдельности, каждый свой «кусочек». Но поняли, что это неэффективно. Чаще всего братья вместе работали в Домах творчества под Ленинградом или в Гаграх. Или Аркадий приезжал в Питер, и дома у Бориса они создавали свой фантастический мир. Сюжеты придумывали вместе, обычно во время вечерней прогулки. В это время Стругацкие соблюдали строгий режим: написать столько-то страниц до обеда, потом обед и небольшой сон, и столько-то после обеда; вечером — прогулка, книги и кино. И обязательный «сухой закон». Аркадий и Борис позволяли себе выпить только в первый день встречи и в последний день окончания смены в Доме отдыха или отъезда одного из братьев домой. Обычно один сидел за пишущей машинкой, второй ходил кругами вокруг по комнате. Обсуждали все вслух, оттачивали фразу за фразой, практически всегда в споре. Они много курили, иногда по полторы пачки в день каждый. Любили вкусно поесть и даже путешествовать (сейчас Борис называет себя невыездным и старается никуда не отлучаться из Петербурга).

Их любимым маршрутом была поездка на машине по так называемому Большому кругу: Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия и обратно домой через Псков. Получалось около трех тысяч километров.

Где-то году в 90-м у Бориса появился первый компьютер, а Аркадий все еще предпочитал машинку. А потом, в 1991 году, старшего брата не стало. И позднее Борис Натанович об одиночном возвращении к творчеству скажет: «Ничего более сложного в своей жизни я не переживал. И, надеюсь, больше уже не переживу». Вдвоем они создали свой мир, о котором читают в 33 странах мира. Экранизации Стругацких тоже имели большой успех.


Реальный мир

Первое время Борис смотрел на своего старшего брата Аркадия снизу вверх. Постепенно они стали равноправными партнерами не только в творчестве, но и в обычной жизни.

Именно Аркадий предложил Борису попробовать написать что-то вместе. Обычно они уезжали на месяц в Дом творчества, где отдыхали и работали.

Несмотря на то что братья жили в разных городах (Борис — в Ленинграде, Аркадий — в Москве), это не мешало им довольно тесно общаться. Стругацкие очень часто наведывались друг к другу в гости.


Виртуальный мир


СТАЛКЕР, 1979

Картину называют экранизацией повести «Пикник на обочине». Но, по словам Бориса Стругацкого, это был самостоятельный сценарий, написанный специально и по заказу режиссера. Работа началась в середине 1975-го. И за два года братья создали около 8 вариантов, ни один из которых не нравился Тарковскому. В 1977-м было снято кино с рабочим названием «Машина желаний». Но при проявке пленки весь рабочий материал погиб. И Тарковский, которого не устраивала первая версия, снял совершенно новый фильм по последнему из сценариев.

ЧАРОДЕИ, 1982

Изначально Борис и Аркадий Стругацкие решили написать сценарий по повести «Понедельник начинается в субботу» для мультипликационного фильма. Но начальство усмотрело в будущем мультфильме клевету на советскую науку и запретило какую-либо работу в этом направлении на несколько лет. Затем режиссер Константин Бромберг попросил братьев полностью переделать сценарий, чтобы снять по нему мюзикл. Но в итоге решил остановиться на музыкальной комедии. Самим Стругацким получившийся фильм «Чародеи» не понравился.

ГАДКИЕ ЛЕБЕДИ, 2006

Сценарий к фильму был сделан на основе одноименной повести, которую Стругацкие написали еще в 1967 году. Однако в течение 20 лет «Гадкие лебеди» были запрещены в Советском Союзе. И издавались лишь самиздатом или нелегально в ФРГ. Считается, что прототипом героя повести Виктора Банева является Владимир Высоцкий. На самом деле это собирательный образ известных советских бардов: Галича, Окуджавы, Кима и Высоцкого. По настоянию режиссера в фильме (с согласия Бориса Стругацкого) изменены финал и трактовка событий.

ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ, 2008

В конце 80-х была первая попытка снять совместный фильм (СССР, ФРГ, Франция, Швейцария) по одноименной повести братьев. Стругацкие настаивали только на том, чтобы режиссером картины выступил Алексей Герман. Однако на съемки был приглашен немец Питер Фляйшман. В результате братья отказались от проекта, конечный результат которого им не понравился. В начале 2008 года Герман завершил монтаж своей версии фильма, с названием которой пока не определился — «История арканарской резни» или «Что сказал табачник с Табачной улицы».

ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ, 2009

В феврале прошлого года Федор Бондарчук в Крыму начал съемки по одноименному роману Стругацких. Первоначально сценарий к картине предложили написать Борису Натановичу, но он отказался, так как после смерти брата больше не работает над сценариями. Его написали Эдуард Володарский, Марина и Сергей Дяченко. Бюджет картины довольно внушительный и составляет 25 миллионов долларов. Кроме Крыма, съемки проходили в Санкт-Петербурге и Москве. Планируется, что фильм выйдет в двух частях: первая в конце этого года, вторая — в 2009-м.


Кровные узы

Георгий и Аркадий Вайнеры

Прославились совместной писательской деятельностью. Аркадий родился в 1931 году (скончался в возрасте 74 лет), окончил юридический факультет МГУ, работал следователем, затем возглавлял следственный отдел МУРа. Младший Георгий родился в 1938 году, окончил Московский юридический институт, работал журналистом. Сейчас живет в Нью-Йорке. Братья прославились не только своей прозой, но и как авторы сценариев. По их работам сняты такие фильмы, как «Место встречи изменить нельзя», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру» и др.

Валерий и Константин Меладзе

В детстве старший Константин во всем подавал пример младшему на два года Валерию. Оба брата окончили музыкальную школу. Затем Костя поступил в Николаевский кораблестроительный институт, куда через пару лет пришел учиться и Валера. Там оба брата были звездами местного ансамбля «Апрель». В 1989 году оба Меладзе попали в гремевшую тогда рок-группу «Диалог». Со временем Валерий уехал в Москву, а Константин — в Киев. В прошлом году благодаря «Фабрике звезд» страна наконец-то увидела известного композитора Константина Меладзе.

Эдгард и Аскольд Запашные

Братья родились в прославленной цирковой семье. Их отец — знаменитый дрессировщик Вальтер Запашный — еще до рождения мальчиков знал, кем станут в будущем его сыновья. Эдгард родился в 1976 году, Аскольд — в 1977-м. Старший окончил Институт предпринимательства и права, младший — ГИТИС. Оба брата вместе работают на арене. Они — знаменитые дрессировщики тигров, которые создают яркие и очень популярные шоу. Помимо этого братья Запашные принимают участие во всевозможных телевизионных проектах и являются приметными светскими персонами.

Илья и Андрей Носковы

Среди этих братьев первым прославился младший Илья, сыграв знаменитого Фандорина в экранизации романа Акунина «Азазель». Оба брата родились на Украине. Андрей — в 1972 году, Илья — в 1977-м. Они являются выпускниками Санкт-Петербургской академии театрального искусства и предпочитают жить в Питере. Об Андрее Носкове зрители узнали благодаря сериалу «Кто в доме хозяин». Сейчас братья мечтают о совместной работе в кино. У них уже есть подобный опыт: в 2004 году они создали собственное театральное товарищество.

Андрей и Алексей Чадовы

Первым добился успеха в актерской карьере младший брат Алексей, сыграв в 2002 году одну из главных ролей в картине «Война». Старший Андрей стал известен в 2004-м благодаря сериалу «Курсанты». Андрей и Алексей — погодки. Оба окончили театральное училище имени Щепкина. До кино Андрей некоторое время работал учителем физкультуры и преподавателем танцев, а Алексей — официантом и барменом. На съемочной площадке картины «Живой» в 2005 году братья впервые оказались вместе. Андрей и Алексей считают друг друга не только братьями, но и настоящими друзьями.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен