Архив

Ах, какие женщины!

Самые яркие образы новой эры российского кино

Любители кино со стажем без труда назовут советских актрис, которые воплотили на экране настолько яркие, завораживающие образы, что их помнят и любят до сих пор. «МК-Бульвар» в преддверии Восьмого марта взял на себя смелость назвать десять наиболее ярких женских кинообразов за последние 20 лет.

3 марта 2010 19:13
1665
0

Любители кино со стажем без труда назовут советских актрис, которые воплотили на экране настолько яркие, завораживающие образы, что их помнят и любят до сих пор. Достаточно вспомнить Любовь Орлову с кинофильмом «Веселые ребята», Валентину Серову и «Сердца четырех», Марину Ладынину с «Кубанскими казаками», Татьяну Самойлову в фильме «Летят журавли» или Элину Быстрицкую в «Тихом Доне». Каждая из них стала не только символом женской красоты, но и лицом своей эпохи. Эру российского кино принято называть временем упадка, хотя это не означает, что современные актрисы не играли запоминающихся ролей. «МК-Бульвар» в преддверии Восьмого марта взял на себя смелость назвать десять наиболее ярких женских кинообразов за последние 20 лет.


Самая роковая


Фильм: «Воры в законе», 1988. Главная героиня Рита, в исполнении Анны Самохиной, выросла в далеком кавказском селе. При первой же возможности она сбежала в город в поисках лучшей жизни. Девушка связалась с криминальным авторитетом, который не простил ей попытку найти свое счастье.
Героиня: Красивая, сексуальная, роковая, знающая себе цену стерва. Мимо таких женщин просто так не проходят. Их ненавидят и мечтают быть похожими на них. Благодаря игре Анны Самохиной этот фильм стал одним из самых ярких в конце восьмидесятых.
Актриса о роли: На протяжении всей жизни Самохину мучили вопросами об этой роли. Актриса неизменно отвечала, что фильм принес ей сумасшедшую популярность. Ее саму стали ассоциировать с героиней фильма Ритой. Хотя у Анны на самом деле ничего общего с ней нет. Самохина даже как-то признавалась, что считает Риту настоящим чудовищем, но в то же время понимает, что другая была бы попросту неинтересна. После выхода картины у актрисы появилась масса поклонников из криминального мира. Однажды в Днепропетровске Самохина познакомилась с человеком, который был прототипом персонажа из «Воров…». Все время, пока ленту крутили в центральном кинотеатре города, он приходил на сеансы в белом костюме с красным платком в нагрудном кармане (так был одет герой Валентина Гафта) и спрашивал: «Где Самохина?» Он имел какое-то подпольное производство, и вскоре его посадили за решетку.


Самая несчастная


Фильм: «Интердевочка», 1989. Таня Зайцева (Елена Яковлева) работает медсестрой, а по вечерам она превращается в яркую, немного наглую валютную проститутку. Ей удается выйти замуж за шведского бизнесмена, и уехать за границу. Но и там Таня не находит желанного счастья.
Героиня: Она, как и большинство женщин, верит в сказку о Золушке. Таня тоже замотана делами и безденежьем, она тоже мечтает о счастье, но ошибается на пути к нему. До «Интердевочки» о проститутках, да еще валютных, никто не рассказывал. И, несмотря на драматичный финал, многие девочки хотели повторить судьбу главной героини.
Актриса о роли: Эта роль изменила жизнь Яковлевой. По словам актрисы, она стала получать горы писем, с ней пытались познакомиться зэки. А в гостиницах мужчины, особенно южные, принимали ее за проститутку. Сама актриса не считает свою роль выдающейся.


Самая невинная


Фильм: «Любовь», 1991. Молоденькая еврейка по имени Маша (Наталья Петрова) познакомилась на вечеринке с парнем Сашей. У обоих вспыхнуло первое чувство. Но Мария с мамой уезжают в Израиль.
Героиня: Все когда-то впервые влюблялись. Всем казалось, что это навсегда. И считали, что страдания из-за разрушенной любви пережить невозможно. Но все прошло, остались одни воспоминания, как ни удивительно, теплые.
Актриса о роли: На премьере фильма Натальи Петровой не было, поэтому по Москве тут же поползли слухи, что она эмигрировала в Израиль. Но это не так. Дело в том, что после этой работы актриса на целый год ушла в депрессию. Петрова считает, что все ее фильмы, кроме «Любви», были неудачными: «Все требовали от меня игры. А играть, увы, я не умею. Тодоровский (режиссер „Любви“) требовал проживать каждый эпизод, и в итоге получилась роль, которой я горжусь».


Самая русская


Фильм: «Утомленные солнцем», 1994. Маруся (Ингеборга Дапкунайте) — жена главного героя фильма комдива Котова. У них все хорошо: уютная дача, очаровательная дочка и безмятежная жизнь. Но у всех в шкафу есть свои скелеты.
Героиня: У многих женщин похожая судьба. Хорошая семья, прекрасное воспитание, планы на будущее, а потом несчастная любовь, нежелание жить и замужество, за того, кто возьмет. В одном из первых фильмов о сталинских репрессиях очень точно показан образ русской женщины, несмотря на то, что играла ее литовская актриса.
Актриса о роли: Ингеборга вспоминает, что работать было очень трудно, хотя ее образ был прописан досконально. Но она и сама многое добавила своей героине, даже спорила из-за разных сцен с режиссером Никитой Михалковым. Актрисе было тяжело еще в физическом плане: «Согласитесь, что трудно холодной осенью 1993-го при минусовой температуре изображать жаркий солнечный день, носить легкие летние платья и прыгать в ледяную воду».


Самая нежная


Фильм: «Страна глухих», 1998. Рита (Чулпан Хаматова) пытается спасти своего любимого Алексея, но сама попадает в опасную ситуацию. Ее Лешеньке нужно вернуть большую сумму, которую он проиграл в рулетку. Рита готова на все, даже задумывается о проституции.
Героиня: Обычная девчонка, очень юная, очень нежная и очень влюбленная. Сейчас таких почти нет. Они остались в том веке, выросли, постарели и вспоминают о свой юности.
Актриса о роли: Хаматова была утверждена на эту роль практически сразу. Для работы ей пришлось выучить язык глухонемых, и актриса даже немного могла на нем общаться. Поначалу Хаматова предложила создать для Риты образ актрисы немого кино, но потом решила отказаться от этого: «В моем восприятии Рита — это голубая акварель, нежная, как классическое представление об извечной женственности».


Самая безрассудная


Фильм:
«Свадьба», 2000. Таня Симакова, в исполнении Маши Мироновой, возвращается из Москвы в родной шахтерский городок. На танцах она предлагает влюбленному в нее с детства парню пожениться.
Героиня: Каждая из нас мечтает о светлом и красивом будущем. Некоторые рискуют и вырываются из родных мест. Но, полетав под облаками, набив себе шишки, возвращаются назад. И выясняют, что дома тоже можно найти свое счастье. Мироновой удалось сыграть современную девчонку, которая с головой бросается в жизненный омут.
Актриса о роли: Работу в «Свадьбе» актриса называет настоящей историей о Золушке, потому что сразу после фильма она проснулась знаменитой. Режиссер фильма Павел Лунгин забраковал пробы Маши для предыдущего своего фильма, о чем потом жалел. Позднее, увидев ее работу в театре, тут же дал сценарий «Свадьбы» и пригласил на съемки.


Самая опасная


Фильм: «Сестры», 2001. Тринадцатилетняя Света (Оксана Акиньшина) отлично стреляет и мечтает стать снайпером. У нее есть младшая сестра Дина, которую она ненавидит. Но вскоре им обеим предстоит пережить все «прелести» взрослой жизни.
Героиня: Колючая, но в то же время испуганная и ищущая надежной защиты девочка. У многих в жизни случались подобные ситуации: резко заканчивается детство и начинается взрослая жизнь, без нашего на то согласия. Эта первая роль Оксаны Акиньшиной принесла ей большую популярность и пропуск в большое кино.
Актриса о роли: Оксана услышала объявление по радио и пришла на пробы. Основным критерием отбора для режиссера Сергея Бодрова-мл. служило то, что претендентки на роль не должны пытаться ему понравиться. Оксана и не пыталась. Позднее актриса рассказывала о своей героине: «Моя Света по жизни одна. Я — нет. У нее свой мир, необычные интересы, и ей действительно нравится Цой… Мне бы хотелось ее еще раз сыграть спустя несколько лет».


Самая странная


Фильм: «Небо. Самолет. Девушка», 2002. Стюардесса Лара (Рената Литвинова) увидела его в кафе. Она будет любить и страдать из-за того, что он ее не понимает и что «самая красивая девушка Москвы и Московской области» — это его судьба…
Героиня: Сумасшедшинка есть в каждом, и в разных ситуациях она по-разному проявляется. Кого-то такая необычность раздражает, а кого-то притягивает своей загадочностью. Таких, как Лара, нет. Ну, или почти нет. Подобные рефлексирующие особы кажутся ненастоящими, но они запоминаются надолго. И, как ни странно, многие девушки пытаются быть на них похожими.
Актриса о роли: Актриса считает, что образ Лары получился идеальным. Она сама хотела бы быть такой же женщиной, но не получается. Рената объясняла, как появилось имя героини: «Это попытка „зашифровать“ себя — Рената Литвинова, Ре-Ли, Ле-Ри, Ла-ра. В пьесе Радзинского эта героиня уж очень правильная, а у меня получилась абсолютно асоциальная».


Самая правильная


Фильм: «Ирония судьбы. Продолжение», 2007. Надежда (Лиза Боярская), дочь Нади и Ипполита, собирается встречать Новый год со своим женихом Ираклием. Но в ее планы вмешивается Костя.
Героиня: Надя Лизы Боярской получилась обаятельной, правильной, хорошенькой и типичной. Миленькая, но ничего особенного, с личной жизнью как у многих: вроде бы хороший, красивый, успешный, а чего-то не хватает. Возможно, своей типичностью ее героиня и цепляет.
Актриса о роли: Лиза считает, что ее Надя очень отличается от Нади Брыльской: «Моей героине 22 года, у нее все только начинается. Моя роль получилась очень странная. Меня в кадре много, но я почти все время молчу». Несмотря на это, Боярская полюбила свою героиню: «Она не гламурная девица. Внешне может показаться очень обычной, но внутри — сундучок с сокровищами».


Самая недоступная


Фильм: «Глянец», 2007. Провинциалка Галя (Юля Высоцкая) уезжает из своего городка в Москву от нищеты и безысходности. Она устраивается домработницей к владельцу элитного модельного агентства, который находит невест для миллионеров. Незаметно для себя она входит в мир гламура и глянца.
Героиня: В фильме Галя из простой девушки превратилась в женскую элиту. Статистика показывает, что каждая вторая современная девица мечтает о красивой гламурной жизни с миллионером на Рублевке. А какой ценой она этого достигнет и что скрывает весь этот блеск и мишура — их не волнует.
Актриса о роли: Юле Высоцкой очень понравилось работать над этим фильмом. И она до того вжилась в образ, что стала размышлять над дальнейшей судьбой своей героини. В результате появилась целая книга. Единственное, что доставляет актрисе неприятные чувства, — это когда ее саму сравнивают с Галей и проводят прямые параллели с ее личной жизнью.