Архив

Только в полете

К юбилею фильма «Еще раз про любовь»

Сорок лет назад на экраны страны вышел один из самых пронзительных фильмов о любви — картина Георгия Натансона «Еще раз про любовь». Все женщины Советского Союза мечтали походить на блондинку Татьяну Доронину и встретить красавца Александра Лазарева. А профессия бортпроводника вмиг стала одной из самых романтичных.

29 апреля 2008 19:12
1151
0

Сорок лет назад на экраны страны вышел один из самых пронзительных фильмов о любви — картина Георгия Натансона «Еще раз про любовь». Все женщины Советского Союза мечтали походить на блондинку Татьяну Доронину и встретить красавца Александра Лазарева. А профессия бортпроводника вмиг стала одной из самых романтичных.

За четыре года до майской кинопремьеры легендарный Анатолий Эфрос поставил на сцене «Ленкома» спектакль по пьесе малоизвестного автора Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь». Постановка оказалась очень успешной, пьеса тут же разошлась по разным театрам страны, а ее автор приобрел широкую популярность. Спустя некоторое время Эдвард Радзинский пригласил Георгия Натансона посмотреть этот спектакль. Еще до входа в театр автор пьесы сказал, что отдает режиссеру право на экранизацию «104 страницы про любовь», если произведение ему понравится. Натансон вышел из «Ленкома» в восторге и тут же загорелся идеей киносценария. Радзинский довольно быстро написал сценарий, который назвал «Еще раз про любовь». Первая комиссия на «Мосфильме» его одобрила и отправила на согласование в Госкино. Вот тут-то и начались долгие мытарства Георгия Григорьевича по кабинетам чиновников.

Оказалось, что сценарий аморальный и не подходит для советского зрителя. «Как может наша девушка, — кричали на режиссера в Госкино, — в первый же вечер знакомства с мужчиной в ресторане поехать к нему домой?» Все доводы Натансона, что в жизни бывает всякое, да и пьеса с успехом идет во многих театрах страны, оставались висеть в воздухе. И тогда режиссер решил обратиться к тогдашнему министру кинематографии Алексею Романову. Тот, изучив сценарий, вызвал Натансона к себе в кабинет и отчитал как мальчишку: «Как вы замахнулись на такую аморальную историю? Вы, автор „Старшей сестры“? К чему вы призываете советских девушек? Запрещаю! Ищите себе другой сценарий!» Но Георгий Григорьевич не привык сдаваться и целых полгода убеждал чиновников в том, что даже не думает снимать пошлый фильм. В 1968 году на фестивале в Колумбии картине «Еще раз про любовь» вручили Гран-при — метровую серебряную вазу с золотой надписью «За мастерство режиссуры и высокое моральное качество фильма». Иностранный трофей водрузил у себя в кабинете министр Романов.

С самого начала не возникало сомнений, кто будет играть главную героиню. Только Татьяна Доронина. Во-первых, Натансон уже работал с этой актрисой в картине «Старшая сестра» и был от нее в восторге. Во-вторых, Доронина играла бортпроводницу Наташу в постановке ленинградского БДТ. Ну и, в-третьих, у Татьяны Васильевны и Эдварда Станиславовича Радзинского был головокружительный роман, переросший позднее в брак. А вот роль молодого физика Электрона Евдокимова очень хотел сыграть Владимир Высоцкий. И даже было отснято несколько сцен, для которых Высоцкому специально сшили ботинки на высоких каблуках, так как он был намного ниже Татьяны Васильевны. Но, посмотрев материал, Натансон, Доронина и Радзинский поняли, что нужно срочно искать другого актера — уж больно не подходили герои друг другу по темпераменту. Кто именно пригласил на пробы Александра Лазарева, уже не помнят, но актер идеально вписался в образ. Правда, волевой красавец на экране смертельно боялся свою партнершу в жизни. К счастью, этого не заметил ни один из многомиллионных поклонников этого фильма. Ведь в 1968-м фильм «Еще раз про любовь» стал лидером проката. А в 2002 году режиссер Вера Сторожева и сценарист Рената Литвинова представили свою версию пьесы Радзинского под названием «Небо. Самолет. Девушка».


***

Еще на стадии утверждения картины все киношные чиновники твердили в один голос, что сценарий аморальный
и фильм снимать нельзя.
Режиссеру Георгию Натансону потребовалось полгода, чтобы переубедить моралистов. И совсем немного времени, чтобы подобрать актеров — Татьяну Доронину и Александра Лазарева.


***

Во время съемок у Дорониной и Натансона часто случались творческие споры. Но всякий раз после бурной ссоры режиссер и актриса обнимались в знак примирения. И решали снять два варианта сцены.


***

Можно сказать, что Доронина и Лазарев открыли для советского зрителя экранную любовь. Они показывали те чувства, которые долгое время считались у нас чуть ли не запретными. Поэтому и съемки проходили для обоих непросто.


***

Когда снимали постельную сцену, то Доронина попросила всех выйти. И на площадке остались только необходимые люди. Актриса разделась за ширмой и легла в одной рубашке, а Лазарев лежал рядом в брюках.


***

В ремейке 2002 года «Небо. Самолет. Девушка» главная героиня тоже стюардесса, но зовут ее Лара. И любит она не физика, а популярного журналиста.