Архив

Дело в шляпе

Дебюты, лошади и геи на съемочной площадке знаменитой картины

Зимой 1975 года советские киночиновники сделали нашим согражданам огромный подарок, впервые показав по телевидению музыкальную комедию «Соломенная шляпка». Со времен Пырьева и Александрова в СССР мало кто пытался возродить этот жанр.

10 февраля 2010 19:46
2193
0

Зимой 1975 года советские киночиновники сделали нашим согражданам огромный подарок, впервые показав по телевидению музыкальную комедию «Соломенная шляпка». Со времен Пырьева и Александрова в СССР мало кто пытался возродить этот жанр. А тут музыка Исаака Шварца, стихи Булата Окуджавы, великолепные актеры, смешные фразы, ставшие тут же крылатыми, — все это обеспечило картине огромный успех. И, несмотря на внушительный возраст ленты, ее до сих пор любят и смотрят. В честь юбилея «Соломенной шляпки» «МК-Бульвар» узнал, что же происходило на съемочной площадке 35 лет назад.


«Соломенная шляпка» стала первым музыкальным фильмом режиссера Леонида Квинихидзе. Позднее он снял «Небесных ласточек», «31 июня», «Мэри Поппинс, до свидания!» По воспоминаниям Леонида Александровича, атмосфера во время съемок была непринужденная: «Мы много дурачились, веселились. Ведь именно от атмосферы на площадке во многом зависит то, каким получится фильм, особенно комедия».


И действительно, актеры подшучивали друг над другом даже во время работы. Шла работа над сценой, в которой герои Михаила Козакова и Михаила Боярского дерутся на шпагах. Актеры так увлеклись, что с головы Козакова неожиданно слетел парик. Съемочная группа замерла от удивления, а оператор даже хотел остановить съемку, но режиссер не разрешил. И правильно сделал. Михаил Михайлович в отличие от многих не растерялся. Он с гордостью поднял свой паричок, подошел к «обидчику» Боярскому и произнес: «Сейчас это очень модно». Удачную импровизацию тут же подхватил Андрей Миронов. Он молниеносно подошел к героине Алисы Фрейндлих, страстно поцеловал ее в шею и произнес фразу, которая стала впоследствии крылатой: «Рекомендую!» После того как остановился мотор камеры, на площадке на несколько секунд воцарилась мертвая тишина, а потом дружный взрыв хохота. Смеялись долго и до слез. Так был снят один из самых смешных эпизодов картины.


Роль Козакова изначально была маленькой и незаметной. Но Михаил Михайлович придумал интересный ход, который сделал его виконта очень смешной и яркой фигурой в фильме. Как позднее вспоминал актер: «Я придумал, что он у меня будет геем. Естественно, тогда я еще не знал этого слова. Представлял, что выхожу с лорнетом в руке, в парике, который то и дело спадает с моей лысой головы, и говорю герою Андрюши Миронова, картавя: „Вот сгребают сено… И знаете, такой молоденький-молоденький пастушок… И бычок — бык!“ Когда Миронов об этом услышал, то засмеялся и тут же предостерег: „Ты с ума сошел? Закроют все к черту!..“ А режиссер махнул рукой: „Пускай закрывают!“ Но не закрыли».


Кстати, Козаков и Квинихидзе — друзья детства. Они много времени проводили вместе и даже ездили отдыхать в один пионерский лагерь. Леонид Александрович до сих пор радуется, что его друг согласился с ним работать: «Мне просто повезло, что Миша стал у меня сниматься. Однажды он принял участие в спектакле „Любовь к трем апельсинам“, в котором сыграл сразу две роли — свою и мою. Это случилось из-за того, что незадолго до премьеры я сломал руку. Вот и в моей картине он изумительно сыграл роль виконта де Шампиньи».


«Соломенная шляпка» стала для Михаила Боярского фактически кинодебютом. В 1974 году он снялся сразу в двух фильмах — ленте «Мосты» и «Шляпке». Причем в обеих картинах он сыграл иностранцев: у режиссера Василия Паскару — молдаванина Гицу, а у Леонида Квинихидзе — итальянца Нинарди. Говорят, что Квинихидзе предложил Боярскому сняться в своем фильме, потому что в нем мелькнул в одном из эпизодов отец Михаила Сергей Боярский.


Фильм оказался дебютным не только для молодого Боярского, но и для Людмилы Гурченко. Причем творческие судьбы актрисы и режиссера переплелись странным образом. В 1958 году Гурченко снялась в картине «Девушка с гитарой», режиссером которой был отец Квинихидзе Александр Файнциммер. Будущий автор «Соломенной шляпки» еще только учился во ВГИКе, а актриса этот институт заканчивала. Но это обстоятельство не помешало им подружиться. Странно, но именно после фильма «Девушка с гитарой» Людмилу практически перестали приглашать на главные роли в кино. И только работа в «Шляпке» изменила эту неприятную для любой актрисы ситуацию. Кроме того, музыкальная комедия еще и примирила давних друзей. Дело в том, что Гурченко пробовалась на роль аферистки Зои в фильм Квинихидзе «Крах инженера Гарина». А режиссер пригласил актрису Нонну Терентьеву. Естественно, Гурченко обиделась. Но когда Квинихидзе предложил ей роль Клары Бокордон в «Соломенной шляпке», то Людмила забыла прошлые обиды и пришла на пробы. Хотя Леонид Александрович и теперь хотел пригласить Нонну Терентьеву, настолько ему понравилась игра этой актрисы. Правда, на этот раз Гурченко оказалась убедительнее.


В роли ловеласа Леонидаса Фадинара режиссер «Соломенной шляпки» видел Олега Борисова, с которым только что закончил работать над картиной «Крах инженера Гарина». Но в это время у Олега Ивановича появились проблемы со здоровьем, и ему срочно требовалось лечение. Но «Шляпка» была уже запущена в производство, и искать актера на главную роль у Квинихидзе просто не было времени. Тогда он позвонил еще одному другу детства, Андрею Миронову, и предложил поработать на своей новой картине. Миронов думал недолго. Кстати, во время съемок он впервые сел на лошадь. Во время работы над эпизодом, в котором герой Миронова едет на лошади и поет песню, выяснилось, что актер жутко боится даже подойти к своему коню. Режиссер предложил снять вместо Андрея дублера. Но Миронов отказался. И уже через три дубля сидел на лошади как заправский наездник. Правда, потом над ним смеялась вся съемочная группа, потому что актер натер ноги и ходил, широко их расставив.


КСТАТИ


Режиссер Леонид Квинихидзе снял всего шестнадцать фильмов, но практически в каждом дебютировала будущая звезда отечественного кинематографа.


В 1970 году свою первую роль в картине «Миссия в Кабуле» сыграл только что окончивший институт Эммануил Виторган. В первой большой и, наверное, самой яркой роли появилась четырнадцатилетняя Ия Нинидзе в «Небесных ласточках». Впервые как актриса появилась в кино «Орех Кракатук» Ирина Понаровская. Одну из своих звездных ролей сыграла у Квинихидзе и Наталья Андрейченко в «Мэри Поппинс, до свидания!»