Архив

Недетский вопрос

Каким должно быть телевидение для малышей?

В прошлом году в России появилось сразу два детских телеканала — «Теленяня» (для аудитории от 3 до 8 лет) и «Бибигон» (от 4 до 17 лет), а на общефедеральных каналах процент детских программ и мультипликации значительно вырос. Это означает, что проблема детского телевидения уже не стоит так остро, как это было прежде. В преддверии Международного дня защиты детей «МК-Бульвар» решил выяснить, каким должно быть детское телевидение в России. А также разузнал, как обстоят дела за рубежом.

28 мая 2008 16:46
1103
0

В прошлом году в России появилось сразу два детских телеканала — «Теленяня» (для аудитории от 3 до 8 лет) и «Бибигон» (от 4 до 17 лет), а на общефедеральных каналах процент детских программ и мультипликации значительно вырос. Это означает, что проблема детского телевидения уже не стоит так остро, как это было прежде. В преддверии Международного дня защиты детей «МК-Бульвар» решил выяснить, каким должно быть детское телевидение в России. А также разузнал, как обстоят дела за рубежом.


Александр ГУРЕВИЧ, главный продюсер телеканала «Бибигон»


— Александр, можно вас попросить обрисовать ситуацию с детским ТВ в России в целом?

— Сегодня на разных каналах в огромном количестве стали появляться программы, которые рассчитаны на молодежную или детскую аудиторию. Их стало много, и это здорово. Появились каналы, которые целиком, с раннего утра и до позднего вечера, работают только для детей.

— Однако смотреть как «Бибигон», так и «Теленяню» могут далеко не все.

— Я могу сказать, что это все очень доступно. Идет процесс развития технологий, видимо, действительно грядет эра цифрового телевидения, и тогда распространение сигнала будет совершенно другое. Люди, которые не вовлечены в этот цифровой процесс, даже не очень осознают, насколько широкими будут возможности телевещания. Так что процесс идет, и я не считаю, что есть какая-то проблема с телевидением вообще и с детским телевидением в частности.

— Вы могли бы назвать идеальный западный телеканал для детей, с которого нам можно было бы брать пример?

— Тут правильнее вспомнить классика, персонажи которого говорили: вот если бы к носу Ивана Ивановича да уши Ивана Никифоровича. Есть вещи, которые на разных каналах умеют делать действительно очень лихо. Есть потрясающие документальные фильмы и съемки животных на канале Animal Planet. Он не является детским каналом, но огромное количество их материалов хотелось бы показать нашему зрителю. На канале National Geographic есть увлекательные передачи, в которых проводят опыты, из которых зритель узнает, как что устроено, как что работает. И такие познавательные программы хотелось бы показывать детям.

Есть канал CBBC, на котором люди очень здорово и очень давно работают с детской зрительской аудиторией. И там уже за годы точно выверено, придумано и устроено какое-то взаимоотношение канала с детской аудиторией. Там очень хорошие ведущие, которые с правильной интонацией и привлекательно для детской аудитории с нею общаются. На английском телевидении вообще довольно много продукта, адресованного детям, и не секрет: мы все посматриваем, что там происходит. На канале «Бибигон» можно увидеть довольно много образцов телевизионной продукции, которую смотрят и юные телезрители Франции, Испании и Англии. Однако помимо этого мы производим и собственные программы.


Екатерина СОЛОВЬЕВА главный редактор телеканала «Теленяня»

— Екатерина, насколько сложно было создать канал для детей?

— Когда мы разрабатывали концепцию канала, у нас была масса идей. Мы тщательно подошли к изучению в том числе и зарубежного детского телевидения. Мы постоянно мониторим зарубежные каналы — в частности, это немецкий проект KIKA, детский канал производства Би-би-си, есть интересные программы японского телевидения и другие.

Подчеркну, что мы не копируем западный опыт, а идем своим путем, опираемся на традиции и культурные ценности своей страны. Нам важно, чтобы наши ведущие и актеры имели правильную речь и несли с экрана нормы современного русского языка.

— Я слышала, что на Западе многие детские программы создаются при участии психологов.

— Абсолютно верно. Перед тем как стартовать, мы провели комплексное исследование, разговаривали как с детьми, так и с их родителями. Нам было важно понять, какие потребности у наших зрителей, что именно они хотели бы увидеть.

— Чего не допускается на вашем канале?

— У нас, например, нет мультфильмов-аниме. Мы проводили исследования и выяснили, что наши дети не воспринимают эту анимацию: детвора просто боится этих мультфильмов.


АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ

Американский Nickelodeon (там его называют короче — Nick) ориентирован на аудиторию от 7 до 12 лет и разделен на несколько возрастных групп. Для самых маленьких зрителей — «Ник джуниор» (от 2 до 6 лет): программы для малышей идут там с 9 утра до 3 часов дня. Подразумевается, что основная аудитория канала в это время учится школе, а значит, «Никелодеоном» могут сполна насладиться дошкольники. Программы в детском блоке не прерываются рекламой, однако между передачами коммерческие ролики все же вставляются. С 1994 до 2004 года основным ведущим канала было Лицо: компьютерное лицо, сделанное в двухмерной графике, могло изменять свой цвет, объявлять о начале очередной программы на канале и издавать различные несуразные звуки. С 2004 года на канале появился более осмысленный талисман — любимец малышей опоссум Пайпер.

Ночной канал «Ник ночью» ориентирован на подростковую аудиторию, потому как смотреть его можно с 9 вечера до 6 утра. Основную сетку составляют десятки сериалов, кино и шоу-программ. В апреле 2005 года «Ник ночью» запустил в эфир реалити-шоу «В поисках самой смешной мамочки в Америке», в котором мамы со всей страны боролись за приз в 50 000 $ и шанс вести собственное шоу на канале. Победительницей стала Дарлин Вестгор. Среди популярных сериалов, которые показываются на канале, — знакомые российскому зрителю «Альф» и «Семейка Аддамс». В прошлом году у канала сменился логотип — им стал оранжевый полумесяц.

Круглосуточный мультипликационный канал Cartoon Network начал вещание 1 октября 1992 года. Первый мультфильм, показанный на канале, — про кролика Багза Банни — стал его визитной карточкой. Изначально сетка канала строилась на классических мультфильмах для детской и юношеской аудитории. Однако со 2 сентября 2001 года Cartoon Network пришлось потесниться и поделить свою частоту с каналом для взрослых Adult Swim, рассчитанным на аудиторию старше 17 лет. На канале показывают ночную мультипликацию собственного производства, а также японские аниме для взрослых без цензуры.

В США есть даже платный канал для младенцев. BabyFirst TV — первый в мире телеканал, рассчитанный на аудиторию от 6 месяцев до 3 лет. Канал состоит из более чем сорока телепрограмм, а его программная сетка разделена на семь цветовых сегментов. Желтым цветом помечены передачи на развитие детского мышления, красным — на развитие речи, розовым — развивающие воображение. Оранжевым цветом отмечены программы на развитие навыков общения, синим — передачи, обучающие начальным навыкам счета, зеленым — программы на развитие чувств, фиолетовым — музыкальные передачи с убаюкивающими колыбельными и успокаивающими картинками. Особенно стоит отметить игровую программу «Оп-ля!», герои которой, чем-то напоминающие наших Хрюшу и Степашку, помогают детям развивать воображение. На канале отсутствует реклама, а кроме того он доступен в переводе на испанский язык.

Появление BabyFirstTV вызвало бурные споры в американском обществе. На телеканале говорят, что их программы будут помогать ребенку развиваться. Однако врачи настаивают на том, что эффект будет обратным. По словам медиков, в возрасте до двух лет дети учатся разговаривать и общаться со сверстниками, а просмотр телевизора может привести к тому, что развитие ребенка замедлится.


АНГЛИЙСКИЙ ОПЫТ

Английский телеканал CBBC (расшифровывается как Children’s BBC — Детское Би-би-си) ориентирован на зрительскую аудиторию от 6 до 12 лет. Он начал вещание 9 сентября 1985 года и на данный момент является самым известным и популярным производителем развлекательных, образовательных, информационных программ и сериалов для детей и юношества. Самые любимые ведущие у детей — бывший актер и комедиант Эд Петри и его друг кактус Очо, которые веселят малышню в эфире каждые выходные.

Кроме того, у CBBC есть «старший брат» — канал CBBC Switch для детей от 12 до 16 лет. Самой популярной среди его зрителей передачей стало ток-шоу «Приемная», которое помогает подросткам справляться с их повседневными проблемами. Причем иногда советчиками тинейджеров выступают звезды, например, дочка Оззи Осборна, Келли. А также «младший» под названием CBeebies — для тех, кому меньше 6 лет. На этом канале вообще нет рекламы, все образовательные программы поданы в игровой форме, а содержание всех передач разрабатывается при участии детских психологов. Время с 6 до 7 вечера, например, на CBeebies называется «Тихий час»: малышне показывают самые спокойные программы и мульт-фильмы, помогая тем самым готовиться ко сну. И, кстати, тут звезды не остались в стороне: в конце каждого эфира разные знаменитости читают ребятне сказки.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях