Архив

Свистульки объединят мир?

Среди авторов звучных игрушек есть наш президент

Игрушки и помощники в религиозных обрядах, они появились больше пяти тысяч лет назад в разных уголках земли. Какой народ придумал свистульки первым, до сих пор не известно. Хорошая идея приходит сразу в несколько голов. Только в ХIХ веке свистулька стала другом ребенка, игрушкой.

6 ноября 2009 22:30
6870
0

Игрушки и помощники в религиозных обрядах, они появились больше пяти тысяч лет назад в разных уголках земли. Какой народ придумал свистульки первым, до сих пор не известно. Хорошая идея приходит сразу в несколько голов. Только в ХIХ веке свистулька стала другом ребенка, игрушкой. А до этого свистящие фигурки использовали в обрядах. Китайские свистульки помогали забеременеть. А африканский подросток превращался в мужчину, лишь только когда ему вручали заветную обрядовую фигурку. Выставка «Свистульки мира. История и современность» собрала все разнообразие глиняных изделий.
Эта выставка готовилась больше года. А свистульки собрали со всего свету — из Европы, Америки, Африки, Азии. И все же получилось больше русских свистулек. Они занимают первый зал выставки. Здесь можно даже найти копию древней свистульки, созданной больше пяти тысяч лет назад.


— Это мастер из Красноярского края восстановил свистульку, которая была найдена на территории Молдовы, — говорит куратор выставки Оксана. — По образцу из музея он сделал точную копию. В древности свистульки имели обрядовую, культовую функцию. Поэтому их обычно не расписывали.


Авторские игрушки поражают мастерством и размахом фантазии. Есть черные свистульки, созданные мастером из Перми. Он использовал технику задымления и песок. Задымление — значит особый способ обжига, а песок, нанесенный поверх глины, придает игрушке рельефность, будто она из угля. Углубляясь в местную мифологию, автор воссоздает людей и животных с пугающими лицами. Самый внушительный — трехголовый медведь.


Есть более приветливая коллекция свистулек, изображающих русских красавиц в национальных костюмах, традиционных каждый для своей области. Их больше тридцати. Мастер, кстати, расписывал фигурки в сложной технике — поливы. Еще горящие от обжига игрушки поливаются краской. Кисточка не используется, но рисунок сложный, с узорами. Не знала краски и свистулька, вылепленная лично Дмитрием Медведевым. Маленькая, милая, но она тем не менее ценная для выставки. И конечно, обширно представлены традиционные промыслы — Хлуднево, Филимоново, Романово, Кожля, Абашево, Дымково, Каргополь. На стендах «пасутся» стада глиняных животных, «танцуют» керамические мужики, «гуляют» расписные красавицы. «Бьют» в бубны шаманы, созданные мастерами Прибайкалья.


Свистульки отличаются друг от друга не только сюжетами и техникой росписи. Оказывается, глиняные изделия бывают разных видов. В зависимости от того, худа или толста глиняная девица, отличается и ее голосок.


— Обычный свисток — самый древний и распространенный вид свистульки. Здесь тулово является свистком, — рассказывает Оксана. — А к нему уже делают дополнительные налепы. От размера резервуара зависит свист. Чем меньше тулово, тем нота выше. Тулово больше — звук низкий. Есть свистульки-соловьи или кукушки, у них свисток по-другому расположен.


Весь второй зал посвящен зарубежной свистульке. Здесь уместились, кажется, все народы.


— Если посетитель свернет направо, то пойдет от Белоруссии и Украины к Молдове. Попадет в Восточную Европу, затем в Западную. Потом в Америку, на Восток и закончит Африкой, — ведет куратор по экспозиции.


Здесь собрались целые ансамбли. Вот египетский керамический коллектив вызывает змей. А вот мексиканцы в сомбреро «исполняют» заводную мелодию. Китайская экспозиция — особенная. Фигурки использовались в ритуальных обрядах женщинами, желающими забеременеть. И сегодня свистульки можно увидеть возле дверей или у домашних и храмовых алтарей. Глиняные фигурки остаются частью культовых практик. Кстати, и в русских красных углах до сих пор встречаются свистульки. Звук из китайских фигурок появляется непривычным способом: дуть в такую свистульку не надо. Свистульки работают по принципу гармошки.


В этом разделе много профессиональных музыкальных изделий — окарин. Дело в том, что обычная свистулька обычно имеет до четырех дырочек. В окаринах их восемь.


— Обычная свистулька имеет два или четыре тона, — поясняет Оксана. — А здесь восемь дырочек. Не поверите, но большие — по разнообразию звуков почти как шотландские волынки.


Самая большая фигурка — керамическая девушка — из Испании. По расцветке напоминает нашу любимую гжель. Бело-голубые тона, оказывается, лежат в народной традиции не только русского народа.


— Свистулька появлялась там, где есть глина. При всем разнообразии техник и видов у свистулек разных народов много общего. Поэтому игрушка может служить объединяющим элементом. Свистулька — настолько доброе произведение, что если взять ее в руку, то поступает тепло. Глина — по сути, земля. Все мы дети земли, и она нас греет. Если присмотреться, то все игрушки с добрыми лицами.
Первая международная выставка «Свистульки мира. История и современность» проходит в Фонде народных художественных промыслов РФ по адресу: Леонтьевский переулок, д. 7.