Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

«Осенний марафон»

Он пытается успеть повсюду и в итоге везде опаздывает. Старается не делать больно никому, но страдают вокруг все

30 октября 2009 18:38
5260
0

Олег Басилашвили очень убедителен в образе Бузыкина, и сегодня сложно представить, что эту роль мог сыграть кто-то другой. А между тем его-то режиссер Данелия и не видел в своей картине. Об этом и о других закадровых подробностях «Осеннего марафона» — в сегодняшнем выпуске «Кинопроб».

Олег Басилашвили очень убедителен в образе Бузыкина, и сегодня сложно представить, что эту роль мог сыграть кто-то другой. А между тем его-то режиссер Данелия и не видел в своей картине. Об этом и о других закадровых подробностях «Осеннего марафона» — в сегодняшнем выпуске «Кинопроб».


Критики до сих пор не могут определить жанр этой картины. Кто-то называет ее печальной комедией, кто-то — комедийной трагедией. Но, наверное, точнее всего оказалась характеристика Юрия Роста, который назвал «Осенний марафон» первым советским фильмом мужских ужасов.


Говорят, поэт и драматург Александр Володин писал сценарий «Осеннего марафона», взяв за основу события из своей жизни. Только в действительности женщина, которую играла Марина Неелова, умерла от разрыва сердца, оставив ему ребенка. Впрочем, и у режиссера картины Георгия Данелии примерно в то же время была похожая ситуация в жизни: он тогда был женат на актрисе Любови Соколовой и встретил новую любовь, которая позже стала его законной супругой. Поэтому он однажды и признался: «Бузыкин — это я!»


Как ни странно, только исполнитель главной роли Олег Басилашвили не понимал: с чего такое внимание к страданиям Бузыкина? И вообще, как такое возможно: метаться между двумя женщинами, доставляя обеим невероятные страдания? Потому что в личной жизни у Олега Басилашвили царила настоящая гармония: он очень любил свою супругу и жил с ней уже много лет. Тем не менее он оказался удивительно правдоподобен в роли Бузыкина. Хотя и получил свою роль вопреки всему…


Случайная роль


Актера на главную роль Георгий Данелия искал очень долго. Как шутил потом сам режиссер, он перепробовал «всю актерскую сборную Советского Союза». Автор сценария Александр Володин считал, что лучший кандидат на роль Бузыкина — Александр Калягин. Однако пробы актера единодушно были признаны неудачными. Позже эту роль «примеряли» на себя Леонид Куравлев, Станислав Любшин, Николай Губенко. Олега Басилашвили в длинном списке претендентов не было. Его Георгий Данелия меньше всего видел в образе Бузыкина. Если точнее, совсем не видел. Он считал его актером самодостаточным, даже чуточку самовлюбленным… Словом, это совсем не тот Бузыкин, который из-за своей интеллигентности и бесхарактерности так и бегает по замкнутому кругу…


За то, что фильм «Осенний марафон» открыл нам совсем другого Басилашвили, нужно благодарить ассистента по актерам Елену Судакову (кстати, многие актеры действительно по-настоящему бого-творили эту женщину за ее невероятное чутье). Это именно она без ведома Данелии вызвала Басилашвили на пробы. Причем даже словом не обмолвилась, что это исключительно ее инициатива. «Георгий Данелия ждет вас в Москве тогда-то», — позвонила она в Питер актеру. Конечно, Олег Валерианович взял билет на поезд Ленинград-Москва, приехал в столицу. И только войдя в кабинет Данелии на «Мосфильме», догадался: тот ни сном ни духом не ведает о том, что он якобы желает видеть актера Басилашвили у себя на пробах. Слишком уж явно читалось выражение полнейшего удивления на его лице!..


Тем не менее Данелия питерского актера посмотрел. И остался при своем мнении: самодостаточен, даже несколько самовлюблен. Словом, совсем не Бузыкин.


Что же случилось? Почему вдруг Данелия передумал и отдал главную роль Басилашвили? Вот что говорит об этом сам режиссер в своей книге «Тостуемый пьет до дна»: «Красивый, самоуверенный, с хорошо поставленным голосом мужчина… Конечно, он не годится на роль скромного и безвольного переводчика Бузыкина. Но как это сказать? И я говорю:


«Очень рад, что вы пришли, Олег Валерианович. Вечером увидимся».


А Леночка вставила:


«Георгий Николаевич, может, вы подвезете Олега Валериановича?»


«Конечно, подвезу».


Он вышел на Маросейке, а мы проехали метров пятьдесят, машина остановилась на светофоре… Я посмотрел в зеркало заднего вида. Вижу, стоит сутулый человек и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар. Вечером на пробы я ехал с другим настроем".


Позже Олег Басилашвили расскажет, что эта роль позволила ему не только показать совсем иную грань своего таланта, но и научила, казалось бы, абсолютно очевидным актерским мелочам. Например, в сцене с Евгением Леоновым Басилашвили поначалу пытался играть так же комично — чтобы быть на одном уровне с Евгением Павловичем. Данелия тогда тактично отвел Басилашвили в сторонку и сказал мудрую вещь: «Зачем тебе переигрывать Леонова? Запомни: у тебя роль длинная, тебя и так запомнят. А у него — короткая, тут другие краски нужны. Вот когда будет у тебя эпизод, тогда и пытайся выдать все, что ты умеешь!»


Женская оборона


А вот на роль любовницы Аллочки Данелия сразу же хотел пригласить Марину Неелову. Что он и сделал. Однако работа с актрисой началась с конфликта. Творческого, конечно же. Дело в том, что Неелова хотела играть с первой же сцены абсолютно несчастную героиню. Данелия же считал, что не стоит чересчур драматизировать ситуацию. В итоге какое-то время актриса и режиссер общались через Александра Володина.


«Скажи этой артистке играть так, как мне надо, а не так, как она хочет», — говорил Данелия. «Я попробую выполнить нелепые требования режиссера, раз у нас в съемочной группе такая диктатура», — отвечала Неелова. Впрочем, вскоре оба поняли, что такая ситуация на съемочной площадке лишь мешает работать. Причем не только им двоим, но и всей группе. Мир был восстановлен!


Между прочим, Наталья Гундарева поначалу пыталась как-то улучшить свою роль. По крайней мере в первый съемочный день она пришла на площадку со сценарием в руках, который был весь испещрен ее пометками. Георгий Данелия отреагировал на такое, казалось бы, похвальное усердие довольно неожиданно: мол, вы уже законченный режиссер, и если когда-нибудь захотите снять свой фильм, я вам такую возможность предоставлю, однако в данном случае давайте будем выполнять все-таки мои пожелания…


Зато Галине Волчек, напротив, во время съемок дозволялось импровизировать по собственному хотению и велению. Объяснялось это довольно просто: Георгий Данелия считал Волчек практически своим талисманом. Ведь она была первой актрисой, с которой он работал как режиссер. Когда в 1956 году он делал свой первый курсовой фильм — отрывок из «Золотого теленка» (при минимальном бюджете, само собой), именно Галина Волчек и Евгений Евстигнеев, тогда еще студенты, согласились играть у него. Причем абсолютно бесплатно.


Однако когда Данелия пригласил Волчек в «Осенний марафон», она согласилась с опаской: после прочтения сценария ее будущая героиня показалась ей настоящим монстром, бесчувственным и неприятным.


И Галина Борисовна упросила режиссера разрешить добавить чего-то человеческого в ее облик. «Да говори что хочешь», — согласился Данелия.


Правда, окончательный вариант картины Галину Волчек просто ужаснул. Точнее, огорчило ее собственное изображение на экране. Когда она увидела свое лицо на крупном плане, то разрыдалась и даже отказалась идти на премьеру — от позора подальше. Расстроила ее родинка на носу, с которой она прожила всю жизнь и вроде бы уже сжилась. Но тут вдруг ясно увидела: кошмар! Поэтому сразу после озвучания она сделала операцию по удалению родинки.


Немец, ставший датчанином


Одну из ярких ролей исполнил непрофессиональный актер, немецкий журналист из журнала «Штерн» Норберт Кухинке. Хотя сам он уверяет, что в «Осеннем марафоне» совсем не играл — просто был самим собой. Впрочем, сниматься в кино Кухинке поначалу не собирался. И довольно долго держал оборону, отказываясь от полученного предложения. Дело в том, что работа над фильмом должна была идти в Питере, а он был собкором в Москве. Как объяснить высокому начальству, что их подчиненный вдруг решил из журналиста превратиться в актера? Но Данелия в конце концов его убедил, что съемки займут всего-то дней десять, не больше. Норберт скрепя сердце согласился, и, как выяснилось позже, его сомнения были вполне обоснованны: съемки растянулись почти на месяц. Правда, потом руководство «Штерна» очень гордилось тем фактом, что именно их сотрудник стал первым западным корреспондентом, который снялся в советском фильме.


Для того чтобы получить разрешение на съемки Кухинке, пришлось пройти по замкнутому кругу советской бюрократии. Сначала режиссер написал о своем намерении задействовать немецкого журналиста запрос в Госкино. Оттуда пришел ответ, что нужно обращаться в Министерство иностранных дел. В МИДе мягко ответили, что вообще-то такие дела должны решать в КГБ. А в КГБ посоветовали обратиться в… Госкино.


«Слава богу, тогда нашелся мудрый человек, который сказал мне: „Да снимай ты без разрешения!“ — вспоминает режиссер. — Так мы и сделали».


Тем не менее проблем избежать все равно не удалось. Весть о том, что в СССР снимается немец из Западной Германии, докатилась до ГДР, и тут же пошли ноты протеста: неужели не нашли «своих», социалистических немцев? Но было уже поздно — сцены с Кухинке были отсняты, поэтому пришлось пойти на небольшую хитрость: называть профессора Билла Хансена в фильме не немцем, а датчанином.
Между прочим, за свой незамысловатый труд (ведь он всего лишь был перед камерой самим собой) Норберт Георг Кухинке получил вполне приличную сумму: его ставка в день была целых 120 рублей — столько же, сколько у Евгения Леонова. Впрочем, огромной эта сумма казалась только советским актерам. По словам самого Кухинке, всю эту сумму они радостно оставили в ресторанах. Причем представитель иностранной державы, вопреки мифу о пьянстве русских, умудрялся перепивать самого Данелию!


А еще именно «Осенний марафон» подвиг немецкого журналиста вплотную заняться кино. Правда, не игровым, а документальным. Он стал снимать собственные фильмы. А та небольшая роль очень помогает ему — до сих пор! — входить без стука в самые высокие кабинеты. Даже с Владимиром Путиным Кухинке удалось сделать интервью именно благодаря «Осеннему марафону». Причем Владимир Владимирович, принимая журналиста у себя на даче, признался, что это его любимый фильм, который он пересматривает каждый год!


Приз в студию!


Фильм «Осенний марафон» получил главный приз — «Золотую раковину» — на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Правда, радость от победы у Георгия Данелии была несколько омрачена реакцией переводчицы во время кинопоказа. Когда она поняла, что Бузыкин так и не ушел от жены, то с криком «Вы подлец, Георгий Николаевич!» пулей выскочила из зала. Позже выяснилось, что у этой дамы был долгий роман с женатым мужчиной, который, подобно главному герою «Осеннего марафона», все не решался порвать с прежней семьей.


Крылатые фразы и выражения


Тостующий пьет до дна!


Коза закричала нечеловеческим голосом.


У нас, за рубежом, грибных местов нет.


Я записываю. Завтра в семь — кафедра.


— Дом, где я спал, как называется? Тресфефател?
— Вытрезвитель!


Вино утром вредно.