Архив

Папа, мама, я — бизнес-семья

«РД» разузнал секреты фамильного дела

Работать вместе с братом или женой, иметь в партнерах близкого человека и доверять ему как себе. Трудиться не «на дядю», а на собственную семью. Приходить на работу как к себе домой — что может быть лучше? И все это — прелести семейного бизнеса!

16 октября 2009 20:21
2574
0

Работать вместе с братом или женой, иметь в партнерах близкого человека и доверять ему как себе. Трудиться не «на дядю», а на собственную семью. Приходить на работу как к себе домой — что может быть лучше? И все это — прелести семейного бизнеса!
К юбилейному выпуску «РД» мы дарим москвичам новую рубрику «Свое дело».


ЖЕНСКАЯ МОДА ПО-МУЖСКИ


Юрий и Георгий Шубины уже 13 лет одевают москвичек


Наши первые герои — два брата, Юрий и Георгий ШУБИНЫ.


13 лет назад они открыли свое дело — предприятие, изготавливающее повседневную женскую одежду. Их блузки, юбки, брюки и пальто полюбились многим москвичкам. А с недавнего времени одежда продается и по всей России.


Главный стилист на предприятии — жена Юры Елена. Ей доверен выбор моделей новых коллекций. А главная фотомодель семейного бренда — 18-летняя дочь София. Именно ее можно увидеть во всех каталогах и на сайте компании. Кроме дочери Юра и Лена Шубины воспитывают двух сыновей (девяти и двух лет), но они в семейном бизнесе пока не задействованы.


— Конечно, мы с братом мечтаем о том, что когда-нибудь наши дети продолжат бизнес. И, может быть, даже выйдут на мировой рынок. Хотя сейчас сложно что-либо загадывать. Бизнес наш очень хлопотный, произвести одежду не так уж и сложно, гораздо труднее ее продать!


Покупатель, его запросы и предпочтения — вот что самое главное. И мы как производители должны эти желания предвосхищать: внимательно следить за модными тенденциями и иметь особый нюх на то, что в новом сезоне будет пользоваться спросом. Если расслабишься, ошибешься несколько раз — сразу вылетишь с рынка.


* * *


Начиналось семейное предприятие около 15 лет назад с нехитрой затеи — перепродажи одежды.


— Мы покупали товар в одном месте (на оптовых базах или на рынках), — вспоминает Юрий, — и продавали в другом. Но очень скоро стало ясно, что качество азиатской одежды перестало устраивать покупателей. И тогда, собравшись с силами, решили сами стать производителями. Конечно, ни стилистов, ни модельеров у нас не было. Просто купили понравившийся товар и отдали его на швейную фабрику, чтобы, немного изменив, «размножить». То, что получилось, у себя же на рыночной точке и продали. Потом уже собственные модели стали выпускать. И пошло-поехало. Сегодня на нашем предприятии 23 сотрудника.


Кстати, поначалу у братьев не было ни склада, ни офиса, работали прямо дома. Когда более-менее раскрутились, сняли помещение у частника. А с 1999 года их фирма арендует площадь непосредственно у города.


— Нам есть за что сказать спасибо Юрию Лужкову и правительству города. И не только за возможность арендовать помещения по приемлемой цене. Мы с братом обучались по многим правительственным программам, были деловые поездки в разные города России, организованные Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Благодаря этому мы вышли на региональный рынок.


Так как предприятие братьев Шубиных зародилось в лихие 90-е, то на долю Юрия и Георгия выпало немало кризисов, смен власти, рэкет и другие напасти.


— Я всегда действую только по закону, — говорит Юра. — И всем так же советую поступать. И когда бандиты (или, как сейчас, коррумпированные госслужащие) начинают требовать мзду — никогда не следует идти у них на поводу. Потому что если отдашь хоть рубль — они с тебя больше не слезут. Я всегда следую этому правилу.


Как оказалось, Юрий вообще очень по-философски относится к трудностям.


— В кризис, когда приходится экономить, сразу становится ясно, что в твоем бизнесе лишнее и ненужное. Вот и сейчас в очередной раз в этом убедился.


Самый большой плюс семейных предприятий, по мнению Юрия, — прочность отношений между партнерами.


— Ссоры между учредителями — обычное, можно сказать, дело. И, согласитесь, проще помириться с братом, чем с чужим человеком. Конечно, и семейные предприятия разваливаются из-за ссор, но происходит это с ними гораздо реже, чем с обычными.


А самый большой минус — те же самые родственные связи:


— Часто бывает, что берешь человека на работу только потому, что он твой родственник, а не из-за его профессиональных качеств. И часто такие сотрудники становятся балластом.


ЛУЧШЕ МОЕШЬ — ДАЛЬШЕ ЕДЕШЬ


Молодые супруги борются за чистоту городского транспорта


Катя и Денис КОЗЛОВЫ начали организовывать свой бизнес задолго до создания семьи. Теперь у них своя автомойка, шиномонтаж, дочь Маша и 4 года брака.


 — Честно признаться, — говорит Денис, — если бы не Катя, то у меня сейчас вряд ли бы был свой бизнес. Когда мы еще только начали встречаться, Катя подговорила друзей подарить мне на день рождения домашний моечный аппарат. Сейчас такие у многих на даче есть, но 7 лет назад это было в диковинку. И вот мы сидели за праздничным столом, и вдруг — ни с того ни с сего — стали обсуждать, сколько можно заработать, если этим аппаратом мыть у нас во дворе машины. А мама моя сказала: «А ты попробуй оформить все официально. Открой свою автомойку. Мы с папой поможем».


— Я в то время на 3-м курсе МАИ училась, — вспоминает Катя, — а Денис на 4-м, в Высшей школе экономики, собирался стать специалистом по пиару. Мы тогда так загорелись этой идеей, но абсолютно не знали, с чего начать. И тогда я нашла по интернету фирму, которая проектирует и строит автомойки.


Мы туда приехали, чтобы хоть понять, сколько денег вообще понадобится, а сотрудник нас с ходу спросил: «А земля-то у вас есть?» И когда узнал, что нет, то даже не стал с нами дальше разговаривать, потому что в этом деле самое сложное и дорогое — не построить, а найти землю и получить все разрешения.


— И это оказалось действительно так, — вторит ей Денис. — Три года я потратил на сбор документов и получение земли. И даже теперь не понимаю, каким чудом мне это удалось. Катя помогала во всем: и по инстанциям ходила, и документы все собирала и хранила (их очень быстро собралось огромное количество). Уже когда она была беременна, мы этим пользовались. Кто же откажет беременной девушке подписать бумажку?! Так она почти до самых родов по инстанциям ходила.


— Это сейчас легко вспоминать, — улыбается Катя, — а тогда мне было страшно. Когда я поняла, что скоро стану мамой, то прямо спросила у Дениса: «А на что мы жить будем? Я ведь работать не смогу». Он сказал, что я зря волнуюсь, еще целы× 9 месяцев впереди и мы успеем мойку построить. Однако открылись мы, когда Маруське было уже 2 года! А все это время мне приходилось подрабатывать фрилансером, содержать семью. Потому что все время Дениса уходило на мойку.


— Деньги на согласование ушли немаленькие, — продолжает Денис, — но так как документы оформлялись три года, это было не очень ощутимо. А вот когда началась сама стройка, стало действительно тяжело. И мама, и папа подключились в полную силу, кредиты большие пришлось взять, но и этого не хватило. Тогда отец пошел на последний шаг: продал антикварный сервиз — фамильную ценность, доставшуюся еще от прабабушки. Если бы не поддержка родителей, даже говорить об открытии своего бизнеса было бы глупо. Я, конечно, заставил пойти папу с мамой на рискованный шаг, но, надеюсь, оправдал их доверие.


— Конечно, оправдал, — уверена Катя. — Мойка же работает, и, хотя у нас еще много кредитов не закрыто, все идет хорошо.


— Когда мы открылись, начались другие сложности, — говорит Денис, — но уже более приятные. Нанять хороших служащих, вести бухгалтерию, следить за тем, чтобы все работало и не ломалось. Катя мне во всем помогает, я ни одного сотрудника нового не беру, не посоветовавшись с ней. Она вообще такой творческий человек! Вот придумала всех мойщиков одеть в форму техников «Формулы−1».


Постоянно какие-то акции проводит для клиентов, внедряет новые технологии. Без нее мне было бы гораздо тяжелее.


— Только вот Денис все равно меня редко слушается, — возражает Катя, — все делает по-своему. И когда я его пытаюсь в чем-то убедить, то часто дело до ссор доходит.


— Ругани из-за работы у нас прибавилось, — соглашается Денис. — И я, и Катя — лидеры по натуре, вот и спорим. Зато по бытовой части у нас все мирно, в отличие от многих других семей. И это, я считаю, большой плюс — когда дома все хорошо.


— Мы с Денисом сразу договорились, — кивает Катя, — что дома о делах говорить не будем. Чтобы не получилась ситуация: «на работе о доме, дома о работе».


— А вообще свой бизнес — это сложнее, чем быть просто наемным сотрудником, — подводит итоги Денис. — На работе отсидел, что называется, от звонка до звонка, и свободен, а тут надо быть постоянно в полной рабочей готовности. Тем более что наше предприятие работает 24 часа в сутки. И в отпуск нормально не съездишь, так, чтобы отключить телефон и забыть обо всем, постоянно нужно быть на связи.


— Но зато работать самим на себя — интереснее, — уверена Катя, — и, конечно же, гораздо прибыльнее. И развиваться можно до бесконечности — мы вот собрались еще автосервис свой построить.


МЕЧТЫ ОБ АСТРИД ЛИНДГРЕН


Семейное издательство готовится завоевать для России международную премию


Третьи наши герои — супруги Марина и Игорь СЕРГЕЕВЫ. Четыре года назад Марина открыла собственное издательство, и вот теперь вся семья работает в этом бизнесе. Игорь — главный редактор, дочь Маша, хоть и учится в 11-м классе, активно помогает продавать книги. А 19-летний сын Кирилл работает экспедитором — развозит продукцию по магазинам.


— Открыть свое издательство сложно, нужно иметь опыт и начинать с самых низов, — советует Марина. — Я много лет работала в книжной сфере, сделала хорошую карьеру, зарабатывала неплохие деньги. Все было прекрасно, но на каком-то этапе поняла, что больше не хочу работать на «дядю», решила создать что-то свое.


Марина рассказывает, что семья, конечно, была не в восторге от того, что мама уходит с высокооплачиваемой работы. Тем более под издание первой книги пришлось взять кредит. Но, несмотря на все сомнения, муж и дети поддержали ее начинание.


— Кредит мы уже отдали, и муж, как мне кажется, наконец-то поверил в наши силы. В общем, я уверена, перспективы у нас хорошие.


Сергеевы занимаются детской художественной и развивающей литературой, выпускают и книги для ребят с ограниченными возможностями. Марина считает, что главное для детского издателя — к талантливому тексту подобрать яркие, красочные картинки, и тогда книга будет успешной.


— Мы давно сотрудничаем с Татьяной Рик, прекрасным педагогом и писателем, издаем ее веселые учебники по русскому языку, которые охотно берут детские библиотеки и школы. Нам оказывает поддержку Федеральное агентство по печати и средствам массовых коммуникаций в рамках программы «Культура России», с его помощью мы выпустили книгу художника-иллюстратора Екатерины Силиной. Силина хорошо известна за границей, а у нас же ее, к сожалению, мало кто знает, хотя ее книга «Заводная курочка» в этом году получила престижную международную премию «Белая ворона».


Отечественные писатели не получают мировые премии, а все из-за того, что не могут пробиться в собственной стране.


Есть в работе семейного издательства и сложности:


— Занять свое место на книжном рынке очень и очень трудно, есть свои законы и свои монополисты. Небольшим предприятиям, как наше, не дают нормально распространять книги, мы даже не можем продаваться в крупных магазинах. А в итоге люди не видят новых авторов, которых у нас в России, поверьте, очень много.


Марина призналась, что у нее далеко идущие планы. Она мечтает создать свой холдинг и выйти на широкий рынок с качественными российскими книгами. И еще мечтает о том, чтобы ее автор наконец-то получил для России премию Астрид Линдгрен — самую желанную награду в мире детской литературы.


— У нас есть прекрасные писатели, и я сделаю все, чтобы они удостоились самой высокой награды.