Архив

Шведскую семью волнуют дети

На биеннале современного искусства — проект о маленьких взрослых

Когда сами шведы слышат, что выражение «шведская семья» весьма двусмысленно понимается в России, то сильно удивляются. Так, шведских художников тема секса волнует меньше всего.

9 октября 2009 19:46
3802
0

Секс, наркотики, рок-н-ролл? Если семья, лучше шведская? Когда сами шведы слышат, что выражение «шведская семья» весьма двусмысленно понимается в России, то сильно удивляются. Так, шведских художников тема секса волнует меньше всего. Все внимание выставки, которая открылась в Музее современного искусства в рамка× 3-й Московской биеннале современного искусства, отдано детям.


Десяток тапочек перед входом на выставку «Шведская семья» — пожалуй, единственное напоминание о многочисленности шведской семьи. Сами же художники (к шведам присоединились и россияне) рассказывают о своем ощущении семьи с помощью живописи, арт-объектов, видео и даже вышивки. Весь этаж Музея современного искусства занят под их работы.


Общий же лейтмотив — дети. В теме секса, раскрученной в современной поп-культуре, как-то забывают о его «продукте». Об этом проект художницы Кнутте Вестер. Целый зал оборудован под ее клип, в котором главный персонаж — голопузый малыш. Тот самый продукт сексуальных взаимоотношений бегает в меховой шапке по квартире певицы-художницы. А мама, надрывая связки, поет, носится по комнате и счастливо обнимает дитя.


Другая художница Андерс Крисар размышляет о том, какие следы оставляют обиды в душе ребенка, с помощью визуального образа. На двух торсах детей — впечатанные следы взрослых рук. Ведь часто взрослые не задумываются о том, как может повлиять на ребенка случайно или нет брошенная обидная фраза.


Рядом с «обиженными детьми» — макеты четырех домов от Йохан Турфьель. Это шведский домик, только в разное время суток. Проект «Спокойной ночи, мамочка, спокойной ночи, папочка» посвящен родителям. Так же, как дом тускнеет с приближением ночи каждый день, так же он стареет с годами. Так же и родители: в молодости полны сил, но со временем стареют, медленно угасают.


Недалеко от метафоры, заключенной в разноцветные дома, объект, рассказывающий об обратном процессе. Наташа Зинцова сделала большое черное зеркало, обложенное бесконечными фотографиями родственников. Художница считает, что семья иногда затмевает собственное отражение.


Самый многослойный по задумке проект у Наташи Данберг. В фотоколлаже художница изобразила содержимое семейного шкафа.


— Такой шкаф принадлежал Наполеону III, я сфотографировала его в Лувре, — рассказывает Наташа. — Но это не главное. Идея в том, что чашки, которые вы видите в шкафу — символ нашего хрупкого прошлого. А наложенные фигуры — это библейские персонажи. В первую очередь — Адам и Ева. Их семья прошла через все.


Некоторые графические части работы расплывчаты, «размыты» на компьютере. Что там изображено — автор предлагает зрителю пофантазировать самому. Так же и прошлое, которое часто со временем стирается из памяти, мы домысливаем в своем воображении. А какие-то куски работы вообще заклеены черной пленкой. Есть в судьбе такие моменты, которые человек не хочет вспоминать…


Если Наташа Данберг размышляет над семьей прошлого, то Таисья Короткова задумалась над будущим. Ее огромная живописная работа, созданная в реалистической технике, посвящена лаборатории по оплодотворению. Медицинский комплекс, поражающий своим размахом со множеством кабинетов, врачей, аппаратуры, — утопия будущего.


— Современная медицина помогает заводить уже немолодым родителям детей, — рассуждает художница. — Скоро можно будет рассчитать пол и внешность нового человека. Что остается природе? Хорошо ли с ней играть?..


Общее ощущение от этой выставки остается весьма депрессивное. Однако каждая работа поднимает актуальные вопросы, касающиеся семьи. Экспозиция заставляет задуматься над целым комплексом проблем. Но главное, что мы сами создаем эти проблемы и только сами можем решить.