Архив

Продал корову — приехал в Москву

Чтобы попасть на конкурс «Учитель года», участники не жалеют ни сил, ни средств

— Что такое счастье? — спрашивает у 11-классников учитель из Петрозаводска Ольга Посаженикова.
И предлагает ребятам самим закончить фразу: «Счастье — это…» Так необычно начинается урок литературы в 1530-й московской гимназии.

5 октября 2009 20:25
4252
0

— Что такое счастье? — спрашивает у 11-классников учитель из Петрозаводска Ольга Посаженикова.


И предлагает ребятам самим закончить фразу: «Счастье — это…» Так необычно начинается урок литературы в 1530-й московской гимназии. Это один из этапов конкурса «Учитель года−2009», который традиционно завершается в День учителя.


На педагогическое состязание в Москву приехали более 70 лучших учителей со всей страны — победители региональных состязаний. Финал конкурса проходит в столице во второй раз за всю его историю (первый раз — в 1997-м, в год 850-летия Москвы).


СПРАВКА «РД»


Нынешний конкурс — юбилейный, 20-й. И, как признаются организаторы, — один из самых сложных: педагогам нужно не только дать отличный урок в незнакомом классе, но и победить в целом ряде состязаний — «Классный час», «Родительское собрание», мастер-класс, открытая дискуссия. Жюри конкурса — «двойное»: «взрослое» и «детское». 5 финалистов получат призы конкурса — «Малых хрустальных пеликанов». Абсолютный чемпион выиграет «Большого хрустального пеликана» и станет «лицом» всего российского учительства в 2010 г., и именно на его родине пройдет следующий конкурс. Московские учителя, кстати, трижды становились победителями конкурса: в 1997-м — Александр Глозман, преподаватель технологии школы № 293, в 2007-м — Анна Мехед, учитель математики школы № 2030 (вместе с питерским коллегой — Дмитрием Гущиным, математиком Петергофской гимназии императора Александра II), и в 2008-м — Михаил Стародубцев, преподаватель музыки школы № 1060.


В этом году столичных Макаренко на состязании представляет Владимир Кружалов — преподаватель истории и обществознания гимназии № 1542.


Надо сказать, что гимназия № 1530 «Школа Ломоносова», где проходят испытания, хорошо подготовилась к приему коллег. На каждом этаже дежурят учителя, а для удобства журналистов и участников организована телетрансляция занятий. Таким образом, все желающие могут наблюдать за тем, что делается в классах, а дети и конкурсанты не испытывают стеснения перед многочисленными гостями.


— Что дает вам участие в конкурсе? — спрашиваю у директора «Школы Ломоносова» Елены Кузнецовой. — Ведь это лишние хлопоты и большая ответственность…


— Мы получили возможность познакомиться с лучшими учителями из разных регионов, а это уже немало. Наши педагоги увидят интересные уроки, освоят новые методики преподавания, необычные подходы к подаче материала. Это, я уверена, будет полезно и для них, и для наших детей.


— В связи с конкурсом вашим ученикам пришлось заниматься в субботу и воскресенье — в свои законные выходные дни. Не было ли протестов со стороны ребят и их родителей?


— Нет, мы заранее поговорили с детьми и взрослыми, все выразили понимание. Более того, все 600 наших учеников с большим удовольствием принимают участие в конкурсе. Ребятам интересно услышать не только «родных» учителей, но и педагогов из самых разных краев и областей — от Якутии до Чечни.


…Между тем показательные уроки проходили в классах своим чередом. Перед конкурсантами стояла непростая задача — не только подробно и доходчиво изложить материал, но и сделать это перед «чужим» классом. Да так, чтобы тебя слушали, открыв рты…


Что только учителя не придумывали, чтобы заинтересовать своих «временных» учеников! Ольга Посаженикова, например, принесла в класс старинный карельский струнный инструмент — наподобие древнерусских гуслей. И наиграла на нем несколько приятных мелодий. «Деревянная дека — это сердце инструмента, — пояснила ребятам Ольга Михайловна, — а его струны — душа. Совсем как у человека». И после этого перешла к теме урока — «Любовь в рассказах Ивана Бунина». Вот такое неожиданное сочетание музыки и литературы…


А историк из Магадана Ирина Широкова предложила ребятам написать письма с фронта. Ребята разбирали тему «Первая мировая война» и искали ответ на вопрос: почему в разное время ее называли то германской, то Второй Отечественной, то Первой империалистической. Какое определение более правильное? Могу засвидетельствовать: скучающих в этом классе не было.


Кстати, ответы на заданный Ольгой Посажениковой в начале урока вопрос оказались очень разными. Кто-то написал, что «счастье — это любить и быть любимым», кто-то — «иметь много денег». А мне вспомнилось гениальное определение из фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают». Лучше, наверное, и не скажешь…


Когда я выходил из гимназии, то на крыльце встретил Анну Мехед — победительницу конкурса−2007. Она теперь среди тех, кто оценивает участников. Не мог не спросить: «Что легче: судить или быть судимым?» «Быть судимым, — не раздумывая, ответила Анна. — Судить своих коллег гораздо тяжелее».


Цифры
«Учителя года−2009»


В этом году в конкурсе принимают участие 57 женщин и 14 мужчин, их суммарный возраст — 2757 лет, а средний — всего 39. Для отечественной педагогики это совсем немного…


Самый молодой участник соревнования — учитель начальных классов из Красноярского края Сергей Пикалов, его возраст — 26 лет, а педагогический стаж — всего 4 года. А самый опытный педагог — преподаватель немецкого языка из Рязанской области Вера Пискарева, ее педстаж — 31 год.


По предметам учителя распределились следующим образом: русский язык и литература — 12 чел., естественные науки, история и обществознание — по 10, иностранный язык — 9, математика — 7, география и экономика — по 6, информатика и учитель начальных классов — по 3, технология, черчение и ИЗО — по 2, музыка и физкультура — по 1.


Интересны факты из истории конкурса


Чтобы попасть на финал конкурса в 1995 году, учитель физкультуры из села Александровка Тамбовской области Михаил Федоров продал… последнюю корову — местные власти не выделили ему на поездку ни копейки.


В 1996 году среди участников соревнования оказались педагоги с фамилиями Крупская и Макаренко. Но до финала они так и не добрались…


Лауреат конкурса в 1999 году Александр Селянин стал министром образования Карелии — неплохо для простого учителя…


В 2001 году в главном учительском соревновании года победил человек без педагогического образования — преподаватель технологии из Екатеринбурга Алексей Крылов к этому времени еще только заканчивал заочный пединститут.


Среди финалистов конкурса разных лет сложились четыре семейные пары.