Архив

Палы-выры, за себя!

«РД» предлагает курс быстрого обучения детским дворовым играм

Максимум, во что могут поиграть во дворе современные дети — это прятки, вышибалы и салочки (догонялки). Они прекрасно освоили компьютерные игры. Но предложите им сразиться в «Я знаю пять имен» или банальные «резиночки» — они даже не поймут, о чем речь. А ведь еще лет 15 назад «рязи» были просто повальным увлечением, а в любом дворе, как только сходил снег, непрерывно стучал мяч. Во что только с ним не играли! Неужели все эти прекрасные игры канули в лету, как легендарная лапта?..

22 июня 2008 23:07
1418
0

Максимум, во что могут поиграть во дворе современные дети — это прятки, вышибалы и салочки (догонялки). Они прекрасно освоили компьютерные игры. Но предложите им сразиться в «Я знаю пять имен» или банальные «резиночки» — они даже не поймут, о чем речь. А ведь еще лет 15 назад «рязи» были просто повальным увлечением, а в любом дворе, как только сходил снег, непрерывно стучал мяч. Во что только с ним не играли! Неужели все эти прекрасные игры канули в лету, как легендарная лапта?..

Одна из интернет-читательниц «РД» с ником Мишель Шишкина поделилась с нами таким наблюдением:

— Сидела я тут давеча на детской площадке, и кампанию мне составляли пять девочек лет 10—12. У них был хороший мяч — не теннисный и не надувной. Девочки маялись, лениво ругались и дразнились и, наконец, пошли кидать мячом в мальчишек. Другой игры они не придумали. А я в один момент вспомнила как минимум пять игр с мячом: «вышибалы», «болото», «стоп, хали-хало», «козлик» и «съедобное-несъедобное». Прекрасные, надо сказать, игры, скрасившие не один час нашего детского времени. А эти — всё забыли! Пустили наследие отцов по ветру!..

Эту ворчалку мы разместили в рубрике «Живая газета» сайта mk.ru. Минуты не прошло, как начали приходить взволнованные отклики от читателей, готовых дополнить список прелестных полузабытых дворовых игр. Да еще как — вместе с правилами! И первыми, конечно, вспомнили «резиночки»…


Кто в «рязи?!»

Мое собственное детство пришлось на 80-е. И с первого по шестой класс мы играли в «рязи»…

Девочки высиживали уроки еле-еле и последние десять минут они сидели как на иголках. Из-за этого учителя на педсоветах не раз ставили вопрос о запрете на «резинки». Потому что звонок — и девчонки, не успев записать домашнее задание, как стадо слонов мчались в рекреацию. Кто-то доставал два метра бельевой резинки, связанной кольцом — и… Как мы тогда не проломили школьные полы, до сих пор непонятно.

В «резиночки» играли втроем или двумя парами. Втроем дело шло быстрее. Зато в паре одна девочка могла «выручать» вторую — прыгнуть за себя и за нее в случае сорванного прыжка. Технология прыжков была очень простой — две девочки натягивали резинку на ноги. Сначала на щиколотки — это были «первые». Потом — на икры, колени, выше коленей и на бедра. Читатель Рита напомнила о мастерицах, которые брали позиции на уровне шеи! Так можно было дойти до «шестых» и «седьмых».

Играющая девочка должна была прыгнуть и попасть правой ногой между линиями резинки, а потом подскочить и попасть туда же левой. Девочка могла иметь «колы» по всем предметам и «пару» по поведению, но если она брала «тоненькие шестые» — она становилась безусловным кумиром. А если не умеешь прыгать выше третьей — грош тебе цена… Джулия пишет: «До 10-го класса прыгали, как сумасшедшие… Домой приходили и тренировались на стульях…»

Раз-два, раз-два, все выше и выше. Позиции усложняются! «Широкенькие» — это легко и приятно, а вот «тоненькие» уже натягивались на палец! А попробуйте попасть ногой в узкую щель между резинками, натянутыми на уровне пояса!

А «английские»! Резинка путалась ногой и расправлялась в момент прыжка. Надо было сориентироваться в полете! Спина выгибалась рыбкой, ноги мелькали в полуметре от собственной головы, юбки — вразлет! Могу сказать, что мое поколение было очень прыгучим и имело прекрасную реакцию.


«Козлик», мяч и все-все-все

За школьный год «рязи» поднадоедали, и лето посвящалось мячу. И основной игрой, в которую я начала играть лет с пяти, был «козлик» (или «стеночка»). Для игры была нужна пустая высокая стена, желательно без окон. Окна добавляли драйва, но это не нравилось жителям. В «козлике» мяч бросали в стену, и когда он летел обратно, через него надо было перепрыгнуть. Чем выше кидали мяч, тем сложнее это было сделать, и довольно часто мяч просто попадал тебе в живот.

Когда прыгать так надоедало, прыгали спиной. Мяч попадал ниже спины… А читатель Ольга вспомнила очень красивый вариант «козлика»: «Двое перекидывают друг другу мячик так, чтобы он об асфальт ударился, а третий перепрыгивает через мячик разными прыжками!» Тут надо было не только сигануть, но и успеть развернуться. А кидающие не зевают — им страсть как хочется, чтобы ты не успела! Темп развивался бешеный.

Дивная игра еще была «съедобное-несъедобное». Кроме мяча там требовалась каменная лестница (ее могли заменять линии, расчерченные мелом на асфальте). Вверху становились игроки, внизу — водящий, или, как правильно заметил читатель Миха, «вода». Вода бросал игроку мяч и называл предмет. Если это было что-то съедобное, мяч надо было поймать, откинуть воде и сделать шаг вниз. Не поймал или хватанул несъедобное — шаг назад. Игрок, доходивший до низа, становился водой. Любимой шуткой водящих было кинуть мяч и пока он летит, тянуть: «У-у-у…» А в последний миг закончить: «…тюг!» или «…рюк!» Игрок, разумеется, отреагировать не успевал. Фокус неизменно вызывал одобрительный смех, хотя мы не знали, что такое урюк, кроме того, что его едят.

А вот Лана напомнила игру с мячом для эрудитов — «Я знаю пять имен»: «Берешь мячик и начинаешь одной рукой стучать им по земле. И приговариваешь: «Я (бум!) знаю (бум!) пять (бум!) имен (бум!) девочек (бум!): Маша — раз (бум!), Аня — два (бум!), Ира — три (бум!), Оля — четыре (бум!), Катя — пять (бум!)». И — тут же, не останавливаясь — «Я знаю пять имен мальчиков (с такими же «бумами» мяча о землю): Петя — раз, Коля — два, Игорь — три, Сережа — четыре, Саша — пять». И без перерыва — «Я знаю пять названий городов… Я знаю пять названий рек… Я знаю пять названий стран…» И так до тех пор, пока не замнешься и не успеешь в перерыве между «бумами» вспомнить название.

Ошибся — следующий заводит ту же «песню»… Как правило, запинались уже на мальчиках.

Продолжение — в следующем номере.