Молочный ералаш
Корреспондент «РД» искал на прилавках молочный напиток и белорусское молоко
Раньше все было куда проще. Мол, «пейте, дети, молоко, будете здоровы!». Сегодня в магазине среди молочных пакетов легко потеряться: жирность, производители, полезные добавки. А тут еще белорусский скандал, да еще шумиха с введением новой молочной инструкции. Какое молоко выбрать?
Раньше все было куда проще. Мол, «пейте, дети, молоко, будете здоровы!». Сегодня
в магазине среди молочных пакетов легко потеряться: жирность, производители, полезные добавки. А тут еще белорусский скандал, да еще шумиха с введением новой молочной инструкции. Какое молоко выбрать? Как найти самое лучшее?
Одним словом, отправляемся в магазин.
Стою в молочном ряду популярного гипермаркета, изучаю ассортимент и покупателей. К особо дотошным пристаю с вопросами, на что они обращают внимание, когда выбирают молоко. Вот приятная женщина лет 60.
— Я, конечно, смотрю, чтобы оно было сделано не из сухого порошка. Вот эту марку я знаю. Беру по 5—6 пакетов на неделю, поэтому мне важно, чтобы оно быстро не портилось. Мне кажется, что классическая жирность 3,2% — это определяющий параметр. Если есть одинаковое молоко за 20 и за 40 рублей, я, конечно, возьму первое. Тем более что для меня это вспомогательный продукт, я не пью его просто так. Вот еще не видела ни разу обещанного «молочного напитка». Думаю, что молоко с жирностью 1,5% — это оно и есть. Не знаю, что такое ультрапастеризованное, может, за этим что-то скрывается.
СПРАВКА «РД»:
пастеризация — тепловая обработка при температуре 65—95°С (в среднем — 75°С). При этом уничтожается патогенная микрофлора,
Я бы тоже не прочь — просто из любопытства — посмотреть на товар с надписью «молочный напиток», но такого здесь не нахожу. Боятся писать правду? Или все стали натуральными? Зато среди стандартных пакетов замечаю одиноко стоящие бутылки с козьим молоком. Литр почти экзотической 1,5%-ной жидкости оценен в 156 рублей. Из этикетки выясняется, что сделан он во Франции, хранится 3 месяца, содержит витамин В9 (фолиевая кислота) и стабилизатор Е339 (фосфат натрия). Рядом висит ценник «напиток козий Маргарета» за 134 ₽, 3,3% жирности. Пока соображаю, что лучше: молоко с сомнительным стабилизатором или дорогой напиток из сухого молока, подходит сотрудник отдела Александр. У него интересуюсь, что предпочитают покупатели.
— Больше берут то, что стоит на самом видном, лучшем месте. Бывает, как раз белорусское молоко спрашивают. Один покупатель жалел, что у нас оно не продается — говорил, что пьет только его. В последнее время на многих пакетах появилась надпись: «Без добавления сухого молока». Недавно слышал в интервью директора одного молокозавода, что им пришлось перейти на натуральное молоко — сухое стало невыгодно, его не покупают.
Замечаю, что молоковозов в Москве не видно, как это было лет 20 назад.
— Думаю, что они работают ночью: я раньше хлеб развозил и знаю, что основные поставки идут в 4—5 утра.
Еще одна подошедшая покупательница тоже не имеет ничего против белорусской продукции.
— Вот когда Чернобыль случился, было опасно. А теперь — почему бы нет? А замечания господина Онищенко меня не смущают — это разговор совсем не про качество. Единственное, я бы не хотела покупать молоко, сделанное из сухого концентрата. Но надписям «натуральное» не очень-то верю.
Белорусского молока в этом магазине, увы, нет. Зато на соседних полках спокойненько стоит несколько видов творога и сметана белорусского ОАО «Савушкин продукт».
СПРАВКА «РД»:
6 июня 2009 г. Россия ввела запрет на поставки из Белоруссии более 500 видов молочных продуктов. Глава Роспотребнадзора, главный санитарный
Проходящий мимо пацан лет семи деловито сообщает маме: «Помнишь, говорили по телевизору, что будут писать на пакетах по-новому?». По всему видно, что новость о новом техрегламенте на молоко, обязывающем производителя честно указывать состав продукта, дошла до всех.
Ура! В третьем по счету магазине я наконец-таки нашла своего смелого героя — полиэтиленовый пакет с крупной надписью: «МОЛОЧКО, молочный напиток из сухого молока, пастеризованный, жирность 3,2%. Срок хранения 5 суток. Состав: сухое цельное молоко, сухое обезжиренное молоко, вода. Изготовитель — ООО „Гольмар-Групп“, Калужская обл., Жуковский р-н, Воробьевский сельсовет. Цена — 20 ₽ 50 коп. Продукт соответствует требованиям ФЗ № 88-ФЗ».
Рядом стоял еще один подарок: стерилизованная «Бабушкина крынка», изготовленная в городе Могилев Республики Беларусь. Обнадеживающая надпись «натуральный продукт». Упаковано 14 августа 2009-го — свеженькое. Значит, торговля с братьями-славянами все-таки наладилась и идет своим чередом.
Набрав образцов продукции для детального изучения, я вернулась домой. Домашние, мягко говоря, удивились, увидав выставленные перед компьютером 15 пакетов молока, но мешать не стали. Тем временем я выяснила, что:
самым дорогим молоком из-под коровы оказались «Можайское» в стеклянной бутылке — 34 ₽ за 0,45 литра и детское марки «Здрайверы» — 47 ₽ за литр, обогащенное витаминами, кальцием и йодом;
самое дешевое — полиэтиленовый пакет «Красная цена» за 19,90, срок годности 5 суток и фирменное «долгоиграющее» сети «АШАН» за 20 ₽, 3,2% жирности;
в числе производителей молока помимо московских — заводы Ленинградской, Орловской, Тюменской, Свердловской, Нижегородской, Калужской областей, Белгорода, Новосибирска, Красноярского края, Республик Мордовии и Татарстана — и это еще не все;
как правило, пастеризованное молоко в полиэтилене хранится 5—7 дней в холодильнике, а ультрапастеризованное и стерилизованное в пакетах — 6 месяцев при комнатной температуре;
«нормализованное молоко» — то же натуральное, только с измененной жирностью и массовой долей сухих веществ. А вот если на пакете написано «восстановленное» — значит, сделано это молоко из сухого продукта;
самая приятная надпись на пакете — «Молоко упаковано в течение 3 часов после доения»;
самый жизнеутверждающий текст — «Потребление 0,5 литра молока в день обеспечивает суточную потребность в белке на 20%, кальции — на 72%, фосфоре — на 10%, йоде — на 22%, в витаминах — на 30%». Кстати, стакан теплого молока способен даже уменьшить спазмы и снять головную боль.
Побродив целый день по торговым залам, я сделала несколько выводов. Самое популярное молоко у всех слоев населения — жирности 3,2%. При покупке мы, сами того не замечая, часто руководствуемся не разумом, а желаниями специалистов-рекламщиков. Что касается братьев-белорусов, их продукцию народ любит безоговорочно и отказываться от нее не собирается. Зато к словосочетанию «молочный напиток» покупатели относятся негативно, а к определению «натуральное» — недоверчиво. И всем хочется покупать то самое молоко, про которое можно будет и сегодня спеть: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!».
Чтобы отличить настоящее молоко от порошкового, налейте его в стакан: если образовалась пена — пузырьки лопаются не сразу, то скорее всего молоко цельное.
Исполнительный директор Молочного