Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

Читать не вредно

Мода на раннее развитие беспощадна и бескомпромиссна. Она не оставляет ребенку ни малейшего шанса на беззаботное детство

27 июня 2008 17:52
2028
0

Чтобы драгоценное чадо по интеллекту не уступало сверстникам, родители готовы в доску расшибиться. Так почему же, научившись читать в три года, к шести эти дети уже не желают брать в руки книжку? Почему любовь к чтению стала редким, почти экзотическим хобби?

Чтобы драгоценное чадо по интеллекту не уступало сверстникам, родители готовы в доску расшибиться. Так почему же, научившись читать в три года, к шести эти дети уже не желают брать в руки книжку? Почему любовь к чтению стала редким, почти экзотическим хобби?

Современные детки постигают грамоту, сидя на горшке, а первые уроки чтения получают, еще находясь в утробе матери. Они босиком ходят по снегу, они с рождения ныряют в ледяную воду, а в колыбели слушают ноктюрны Шопена. Они глубоко убеждены, что холодильник создан специально для хранения магнитных букв. В их доме вся мебель увешана табличками «стол», «стул», «кровать». Они — жертвы Зайцева и Монтессори, впрочем, как и их родители.

Развивающие методики плодятся почкованием. Педагоги-новаторы наперегонки изобретают все более продвинутые способы обучения младенцев чтению. Так с какого возраста начинать? Риторический вопрос. С трех лет, думаю, пора. — С трех? Да вы что! Мы начинали с года, у нас особая методика. — Ну не знаю, наша гувернантка владеет новейшей технологией, у нее это… как его… хау-ноу.

Подобное рвение — не только плод воспаленного родительского тщеславия. Есть и более прозаическое объяснение.

Сегодня для поступления в спецшколу или гимназию умение читать — необходимое условие. Поэтому не удивительно, что по результатам опросов в крупных городах России почти две трети родителей нанимают педагогов-воспитателей, водят своих отпрысков в центры раннего развития либо сами, обложившись пособиями, забивают им головы серым веществом. Зато в провинции — обратная картина. Там абсолютное большинство детей развиваются «старомодно», то есть гоняя по двору на велике, глядя в телевизор и листая бабушкин журнал «Бурда» 90-го года выпуска.

Насколько оправданно стремление начать обучение уму-разуму как можно раньше?

Психологи утверждают, что для каждого навыка существует свой оптимальный возраст, связанный с созреванием определенных психических функций. Двухлетнего ребенка можно научить читать за три года, шестилетнего — за три месяца. Двухлетнему навык самостоятельного чтения ни к чему, шестилетний вот-вот пойдет в школу. Что разумнее?

И уж если совсем быть честными… Нет, я, конечно, не хочу обидеть вашу гувернантку. И Зайцев с Монтессори не вызывают у меня чувства протеста. Но любой педагог в свободное от репетиторства время откроет вам секрет Полишинеля — нормально развивающемуся ребенку из интеллигентной семьи не нужны никакие специальные методики обучения грамоте. Он (при выполнении самых простых условий) к шести — шести с половиной годам прекрасно обучает себя сам. Более того, это самообучение и есть показатель его возможностей справиться с требованиями гимназической программы.


Нажми на кнопку — получишь результат

Дети изощренно мстят своим мучителям за испорченное сидение на горшке. Научившись читать, они практически сразу перестают интересоваться этим процессом. Оговорюсь, речь идет именно о книгах. Интернет, журналы, комиксы — вот что нынче в топ-листе у юного читателя. Чтение художественной литературы перешло в разряд элитных занятий.

Почему так происходит? Ответ прост: обучить технике чтения несложно, гораздо сложнее сделать так, чтобы ребенок захотел и полюбил читать. Если раньше основным мотивом для чтения была детская любознательность, стремление к новым впечатлениям, знаниям, всему неизведанному, то сегодня для этого существует видео, компьютер, телевизор и иже с ними. Современный ничего не читающий ребенок гораздо более информирован, чем его родители в таком же возрасте. Причем ему для этого требуется гораздо меньше усилий и времени: нажал кнопку на пульте — и сиди, впитывай новое.

Стоит хоть чуть-чуть поднажать, попытаться настаивать, «прививать любовь к чтению», и пожалуйста — стойкий иммунитет уже налицо.

И ничем его не возьмешь, реакция будет обратной. Особо упертые родители вводят для своих детей-дошкольников программу-минимум: не прочтешь 10−20 страниц с последующим пересказом — на улицу не пойдешь. Школа с ее списками обязательной литературы чаще всего довершает дело: ребенок усваивает, что книга — это скучная обязаловка, и только чудесная случайность способна в дальнейшем переломить его отношение к литературе.

«А что тут страшного, сейчас все дети такие, мой ничуть не хуже. Главное, чтобы оценки в четверти были хорошие», — скажете вы. И правда, что такого? Пусть изучают Киплинга в виде мультиков, а Достоевского — в виде телесериалов. Пусть зловещие тайны пиратских островов открываются им с большого экрана, а бешеный ритм погони они почувствуют благодаря компьютерной игре. Ну, а как же «горький вкус свободы на губах»? О, эта обучающая программа пока не создана…

Психологи подтверждают: сейчас формируется новая среда, где господствуют видеообразы и новое поколение — «люди смотрящие». Ничего страшного, конечно, нет. Есть только одно небольшое «но»: литература всегда дает юному читателю простор для собственной фантазии. Разглядывая картинки в книге, ребенок придумывает продолжение — то, что осталось за гранью страницы. Его воображение работает в бешеном темпе, рисуя лица, сюжеты, диковинных животных. Как выглядит Василиск? Как тает в воздухе улыбка Чеширского Кота? А эльфы? Какие они?

Кино, видео и Интернет предлагают образы в готовом виде. Василиск — вот он. Улыбка — и правда тает. Эльфы как эльфы, милые создания. Ничего придумывать не надо, достаточно просто следить за развитием сюжета. Вот, собственно, и вся разница. Маленькая, но очень значительная.


Что такое хорошо и что такое плохо?

Где же, спрашивается, выход? Выкинуть телевизор и перекрыть доступ к Всемирной паутине? Глупо, бессмысленно и нерезультативно. Ларчик открывается просто, и ключик от него спрятан в ваших руках. Если, возвращаясь домой, вы устало валитесь в кресло и утыкаетесь в голубой экран, чего вы ждете от своего ребенка? Какие к нему претензии? Он просто копирует ваше поведение. Чтобы книга вызывала интерес, она должна жить в доме — не на пыльных полках, а в руках у папы и мамы. Так задается образец определенного жизненного стиля. В читающей семье дети обучаются читать самостоятельно так же естественно, как ходить, говорить и держать в руках ложку.

Однако за этим часто следует распространенная родительская ошибка: научился — теперь читай сам. Надо ведь тренироваться, совершенствовать новый навык. Родители перестают читать своему ребенку. Как утверждают специалисты, позиция не просто неверная, но и вредная. Два процесса — слушать ваше чтение и читать самостоятельно — обязательно должны сочетаться и дополнять друг друга. Самостоятельно ребенок пусть читает книжки попроще, а сложный мир слов и образов будет, как и раньше, открываться ему через ваше ежедневное (не менее полу-часа) чтение вслух.

Итак, вот несколько нехитрых советов, позволяющих укрепить и развить интерес малыша к чтению.

1. Никогда не заставляйте ребенка читать, если он этого не хочет. Не настаивайте, если дочитывать скучную книгу ему явно неинтересно. Не навязывайте свой выбор книг. Чтение должно ассоциироваться только с чувством удовольствия.

2. Не критикуйте компьютер, кино и видео. Мнение сверстников скорее всего перевесит ваше. Лучше предложите перед походом в кино прочитать книжку, по которой снят фильм.

3. Читайте сами. Пример чтения «про себя» вызывает желание познать, что это за удовольствие.

4. Используйте «неоконченное действие». Читая вслух для ребенка, найдите повод прервать чтение на самом интересном месте и предложите ему узнать, что будет дальше, самостоятельно. Когда «освободитесь», попросите ребенка рассказать, чем же все закончилось.

5. Устройте своему ребенку личную библиотеку. Не нужно закупать тонны детской литературы. Просто соберите все его книжки в одно место.

6. Когда домашние ресурсы будут исчерпаны, запишите ребенка в публичную библиотеку, обставив это как праздник.

7. В крайнем случае, если испытываете острый дефицит времени, используйте детские аудиокниги и караоке. Конечно, это не полноценное чтение, но тоже может быть полезно.


Юлия Бордовских, телеведущая:


«Чтение — это возможность побыть с ребенком. Не просто посидеть и посмотреть ТВ, а вложить что-то в него, призвав к этому процессу свои душевные силы. Книга — это еще и эмоции, которые очень полезно переживать вместе. Я уже точно не помню, когда мы впервые с дочкой Марусей открыли книгу. Но явно поначалу ее больше интересовало, насколько хорошо она рвется. Так что первые книжки читались руками, а не ушами. До дыр были „зачитаны“ Барто и Маршак. Сегодня с чтением сложнее. Все забивают уроки и электронные носители информации. Поэтому о существовании книг часто приходится напоминать. С удовольствием Маруся читает только комиксы. А вот книгу про Екатерину Вторую мы вымучивали вместе… С сыном же сейчас — время погремушек и детской музыки. Думаю, одной из первых станет книжка „Кенгуренок и радуга“. Это наша совместная с сетью салонов „Кенгуру“ работа. Я, безусловно, думала, что когда-нибудь у меня хватит времени не только на книги о фитнесе и любви (я сейчас заканчиваю сборник новелл), но и на детские. Нужен был повод, чтобы это время найти. Спасибо компании „Кенгуру“ за прекрасную идею поработать над таким проектом вместе. Таким образом я могу обратиться к очень многим детишкам с идеей добра, любви к жизни, радости от наступившего дня».

Анетта Орлова, кандидат социологических наук, педагог:

«Книга способна изменить жизнь и мировоззрение своего читателя. Читая, ребенок становится экспертом, который наблюдает за поведением, поступками и мыслями других людей. Чтение помогает развивать речь, и здесь очень важно, чтобы детская книга была написана хорошим слогом. Если сравнивать традиционное чтение и просматривание текста в Интернете, то при чтении печатного издания впечатления гораздо сильнее. Интересная книга позволяет ребенку стать самому участником происходящего, он представляет то, о чем читает. Книги формируют нравственные нормы, поэтому необходимо щепетильно относиться к тому, что мы предлагаем читать нашим детям».