Архив

Не-близнецы-братья

Эдгард и Аскольд Запашные: «За плохую учебу родители запрещали нам посещать репетиции в цирке»

Все знают, что они в цирке с самого раннего детства, но мало кому известны их взгляды на жизнь. Они уже устали говорить о жизни на арене, а вопросы о личном настойчиво оставляют без ответа. Если верить газетам и ТВ, братья Запашные — Эдгард и Аскольд — очень похожи друг на друга. Но только если верить…

29 июня 2008 18:59
2297
0

Потертые джинсы, модные кроссовки, длинные волосы собраны в «фирменный» хвост… Наверное, это их пятьсот пятнадцатое интервью, и все уже давно спрошено-отвечено-написано, но они снова и снова вникают в суть вопроса, размышляют вслух и отчаянно хотят друг друга переспорить.

Все знают, что они в цирке с самого раннего детства, но мало кому известны их взгляды на жизнь. Они уже устали говорить о жизни на арене, а вопросы о личном настойчиво оставляют без ответа. Если верить газетам и ТВ, братья Запашные — Эдгард и Аскольд — очень похожи друг на друга. Но только если верить…

— Вы недавно вернулись с гастролей в Волгограде. Удалось погулять по городу, или работа отнимает абсолютно все ваше время?

Э.: — На этот раз сложилось так, что за месяц мы дали двадцать два представления, я успел три раза слетать в Москву на съемки, и все же на досуге довелось разглядеть не только купол волгоградского цирка.

А.: — На самом деле нам просто повезло с друзьями. Именно они взяли на себя организацию нашего отдыха в Волгограде. Мы успели и природой насладиться, и на Мамаев курган подняться.

— Впечатляющий монумент?

А.: — Я бы сказал, до ужаса.

Э. (смеется): — Просто мой брат в очередной раз пострадал от своего излишнего любопытства. Нам разрешили войти внутрь Родины-Матери, так ему этого оказалось недостаточно. И он решил залезть в ее меч. Там и застрял!

А. (возмущенно): — На самом деле это не смешно!

— Любите экстремальный отдых?

Э.: — Нет, нам хватает экстрима на работе (улыбается. — Авт.). Когда есть свободное время, в кино ходим всем коллективом, играем в бильярд или боулинг. Если говорить про отдых в тишине и одиночестве, которого тоже иногда очень не хватает, то я обожаю читать.

А.: — Я очень люблю посидеть за компьютером. Интернет-общение, игры, 3D-моделирование — это мое. Люблю слушать музыку и думать. Причем сразу обо всем: от анализа недавних событий до философских поисков смысла жизни.

— А на чтение времени хватает?

Э.: — Когда у меня были проблемы со здоровьем, я читал все подряд, потому что проблем со свободным временем на тот момент не было — в цирк меня врачи не пускали. Сейчас читаю гораздо меньше. Только по необходимости: сценарий брата к нашему будущему шоу — «книга», в которой прототипами главных героев являемся мы сами.

А.: — Времени, конечно, катастрофически не хватает, и не только на чтение. И все же за последнее время я прочитал три книги «Хроники Амбера» Роджера Желязны — правда, в аудиоформате… На другое «чтение» нет сил. Да и не нравится мне лежать с книгой на диване. Слушать-читать гораздо интереснее — руки в это время можно занять еще чем-нибудь. Люблю книги, по мотивам которых снимают кино. Причем сначала предпочитаю прочесть книгу, а уже потом иду в кинотеатр.

— А что насчет смысла жизни? Нашли?

А.: — Я не могу сказать, что вопрос о смысле жизни меня часто мучает, и все же… Считаю, что именно через подобные размышления человек ставит перед собой определенные цели. Моя цель — помогать окружающим по мере своих возможностей и обязательно оставить после себя какой-то след. Правда, какой именно, я еще не решил. В том смысле, что это не обязательно должно быть творчество или дети.

Э.: — Я стараюсь особо не заморачиваться по этому поводу. Думаю, каждый сам для себя определяет смысл своей жизни. Для меня главное — успеть каждый день сделать хоть что-нибудь хорошее. А вообще, философия — штука такая, что можно рассуждать бесконечно, а на сами поступки и времени не останется.


* * *


— Если бы вам довелось создать толковый словарь русского языка, какое определение вы дали бы в нем цирку?

Э.: — Я бы сказал, что цирк — это искусство широкого профиля, межнациональное, межрелигиозное и не требующее перевода. Безусловно, цирк — искусство для любого возраста, но все же это искусство молодых.

— Получается, стать артистом цирка можно только, скажем, до 20 лет?

А.: — Если говорить о цирке вообще, то попасть на арену можно и в 35, ведь кроме дрессуры существует огромное число жанров. Но, как и в любом деле, здесь мало одного желания, таланта и мастерства. Надо еще и систематически тренироваться. Для обычного человека стать артистом, причем необязательно цирка, может, и тяжело, а вот с точки зрения становления жизненных целей — нет ничего невозможного.

— Очень часто актеры театра и кино говорят, что не желают своим детям актерской судьбы. А в цирковых династиях все наоборот. Как вы думаете, почему так происходит?

Э.: — Актерских династий в истории тоже немало, но в цирке их гораздо больше. Многие цирковые артисты рождаются, вырастают на арене и постигают основы циркового искусства с младенчества. Поймите, цирковые династии получаются тогда, когда люди этим живут. Плюс, конечно, правильное отношение взрослых. Нас, например, никогда не пытались насильно приобщить к мастерству родителей, и даже наоборот: наказывали за плохую учебу запретом посещать репетиции. А запретный плод, как известно, сладок.

А.: — Думаю, актеры театра и кино в силу своей большей по сравнению с циркачами популярностью и более амбициозны. Плюс — находиться в профессии актер может неограниченное количество времени. Если ты талантлив, тебя «любит камера» и признают режиссеры, ты вполне можешь позволить себе блистательно играть и в 60, и в 80 лет.

В цирке же существуют вполне жесткие возрастные ограничения. Ни один здравомыслящий циркач не станет парить под куполом цирка или исполнять сложнейшие акробатические этюды после выхода на пенсию. Иными словами, с арены нужно уйти вовремя, оставив после себя достойную молодую смену. Наверное, именно поэтому цирковые артисты стараются как можно раньше передать свой опыт и знания своим детям.

— А каким секретам обучили вас ваши родители?

А.: — Это даже не секрет, это такая истина, к которой мы обязательно должны были прийти. Суть ее в том, что дрессура — это отнюдь не подчинение животного собственной воле, а психология чистой воды. Вот, например, при помощи позы, жестов или интонации можно направить разговор в нужное тебе русло. Так же и в клетке.

Э.: — Родители своим примером научили нас тому, что артист цирка, будь то жонглер или дрессировщик, обязан в любой ситуации владеть собой. И всегда выходить на сцену в хорошем настроении. И объяснили нам, что циркач не имеет права на ошибку, ценой которой может стать человеческая жизнь.

— Знание психологии зверя на практике помогает бороться со страхом?

Э.: — А со страхом бороться ни в коем случае нельзя. Иначе вместе с ним исчезнет и инстинкт самосохранения. Тот самый, который оставляет включенным мозг в моменты опасности. Если я перестану бояться своих животных, то перестану их контролировать. И тогда встанет вопрос, кто кого дрессирует. Если до этого они меня еще не растерзают.

А.: — Страх обычно появляется вместе с угрозой жизни или здоровью. И дрессура-то, собственно, нужна для того, чтобы не допускать возникновения подобных ситуаций. Потому что у нас, к сожалению, не девять жизней, как у кошки.

— Искусство гениальной дрессировки помогает в обычной жизни, при общении с людьми?

Э.: — Сложный вопрос. На самом деле очень большое количество людей в своей профессиональной жизни являются дрессировщиками. Взять, к примеру, руководителя крупной компании, который практически подмял под себя всю отрасль. Хороший он дрессировщик людей? Но каким дрессировщиком он смог бы стать в цирке — бездарным или талантливейшим, — никто не знает. А про себя не могу сказать, что в обычной жизни «дрессирую» людей. Нет, скорее, я этим вне арены не пользуюсь.

А.: — Мне помогает. Знаете почему? Когда я начал о дрессуре задумываться во взрослом возрасте, я понял, что это чистой воды психология и что какие-то моменты можно и к людям применять. И если я могу управлять поведением хищников, то почему бы не пользоваться своими знаниями в обычной жизни? Участвуя в телевизионных шоу, к примеру, при помощи каких-то направленных действий я могу привлечь внимание к своему разговору, заинтриговать.

— С чьей-то легкой руки пресса поделила ваши роли и окрестила Аскольда умным, а Эдгарда — красивым. Согласны с этим? Аскольд, вы не завидуете подобной славе брата?

Э.: — Нет, совсем не согласен!!!

А.: — Ну почему же, ты же у нас и правда красивый! А я нисколько ему не завидую, ведь умным быть гораздо интереснее, чем просто красивым, правда?

ДОСЬЕ

Дед братьев Запашных погиб от когтей и зубов тигров, отец два раза лежал в реанимации после нападения тигрицы. А сами они до сих пор каждый день, несмотря ни на что, заходят в клетку к «полосатым»…

Братья Запашные не близнецы, как многие считают. Эдгард старше Аскольда на 1 год и 3 месяца. Людей обычно интересует вопрос, почему такие необычные имена? Ответ прост. Отец изначально надеялся, что сыновья будут работать в цирке. Поэтому имена выбирались с условием созвучности с отчеством и, конечно же, фамилией, дабы на манеже все вместе звучало достойно. Эдгарда назвали сразу, хотя впоследствии долгое время среди друзей и родных был в ходу «позывной» Гарик. Объясняют это «неудобством называния маленького мальчика столь серьезным именем, как Эдгард». Но по мере взросления сына от «Гарика» стали отвыкать, все чаще и чаще называя его Эдгардом. А вот с именем Аскольд получилось немного иначе. Вариантов было море. Среди них было даже имя Октавиан. Аскольд по сей день с улыбкой крестится и говорит, что благодарен судьбе за то, что его не назвали вот таким образом…

Вопреки разнице в возрасте, Аскольда отдали в школу вместе с братом — родители очень хотели, чтобы братья учились вместе.

Несмотря на то, что Запашные уже много лет предпочитают в качестве партнеров тигров, у них дома никогда не жили кошки. А вот причиной этому служит отнюдь не то, что большие и полосатые киски надоедают им на работе так, что нет желания видеть их маленькие «копии» дома, а то, что братья считают кошек… непреданными и неискренними и прямо противоположными преданным собакам. Зато на протяжении всей жизни у Запашных дома обязательно живет одна, а порой и даже несколько собак.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм