Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

Пять золотых для папы Карло

Психолог Галина Оспельнина: «Детские заработки нужны как элемент воспитания»

4 июля 2008 23:52
713
0

На летних каникулах многие старшеклассники устраиваются на подработки. Как лучше это сделать и чего стоит опасаться?
О психологических моментах раннего трудоустройства мы расспросили специалиста Московского центра психологической консультации для детей и подростков Галину ОСПЕЛЬНИНУ.

На летних каникулах многие старшеклассники устраиваются на подработки. Как лучше это сделать и чего стоит опасаться?

О психологических моментах раннего трудоустройства мы расспросили специалиста Московского центра психологической консультации для детей и подростков Галину ОСПЕЛЬНИНУ.

— Давайте начнем с главного: полезна ли в принципе временная работа школьнику?

— Все зависит от того, как и где он работает, с какими людьми общается на рабочем месте, что видит вокруг. Если кругом сплошной негатив — ничего полезного ребенок не вынесет. В автосервисах, например, иногда можно видеть сотрудников, которые часами сидят и курят где-нибудь на солнышке. И ребенок вместе с ними сидит без дела, курит и слушает их разговоры «за жизнь». Сомневаюсь, чтобы такое времяпрепровождение пошло ему на пользу.

Если же он получает достойную зарплату за достойный труд, это очень хорошо! Сейчас в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних организуются летние лагеря отдыха. Детей вывозят на Черное море, где они прекрасно отдыхают и одновременно работают: по два часа в день собирают черешню. Что может быть лучше — солнце, море, радость труда!

В любом случае родители должны иметь в виду: прежде чем ребенок устроится на работу, они обязательно должны ознакомиться с его будущим рабочим местом. И если оно внушает доверие — вперед!

— С какого возраста, по мнению психологов, можно начинать работу?

— Лет с 14 это уже вполне возможно. Смотрите сами: в этом возрасте мобильные телефоны есть уже практически у всех, а у многих и того раньше. Естественно, ребенку хочется хоть что-то сделать вне контроля родителей — если не профинансировать свои увлечения, то хотя бы пополнить счет за мобильную связь. Вот он на это себе и заработает.

— Потребность-то у ребенка в заработках, может, и есть. Но готов ли он к этому психически и физически? Кстати, есть ли в этом плане разница между девочками и мальчиками? Мальчики ведь взрослеют позже?

— Все мы хотим видеть своих детей творческими личностями. А творческая личность должна уметь обращаться с деньгами!.. Что же касается мальчиков и девочек, то особой разницы здесь нет. Мальчики действительно взрослеют позже. Но это — психологически. Физически же они и в школьные годы сильнее и крепче девочек, а потому в целом их возможности примерно равны. Да и виды работ юноши и девушки сплошь и рядом выбирают разные. Девочки, например, любят флористику или устраиваются помощниками воспитателей и нянь и с удовольствием возятся с малышами. Мальчики же, как правило, на эти места идут неохотно.

— Какие еще виды работ вы бы порекомендовали девочкам, а какие мальчикам?

— Разным людям подходят разные виды деятельности, но чем заниматься, определяет не половая принадлежность, а личная предрасположенность. Условно говоря, всех нас можно разделить на три большие категории: «люди — машины», «люди — люди» и «люди — животные и растения». Есть, правда, еще особая группа, которую кто-то метко окрестил «офисными планктонами», — знаете, такие — набились в разные конторы и колышутся там в стоячей воде… Но ребенку это явно не подходит.

Так вот, те, кто входит в первую группу, часами могут работать с техникой, например, возиться с автомобильными моторами или с компьютерами. А вот общаться с людьми им тяжело — быстро устают. У людей из второй группы все наоборот: они с удовольствием и без устали общаются, но усидеть у того же дисплея им сложно. Третий тип чувствует себя комфортно только в единении с природой. Вот из этой склонности и надо исходить при поиске работы. Я отношусь к сторонникам теории, что в человеке нужно поощрять то, что в нем заложено, а не пытаться воспитывать то, чего нет. Поэтому убеждена: главное — выбрать работу так, чтобы она соответствовала психологическим запросам человека, что в полной мере относится и к подросткам.

И еще одно. В идеале работа подростка должна быть не просто работой, а работой-отдыхом, настроенной вдобавок на позитив. Это, может быть, самое важное: то, что нынешняя работа воспитает в ребенке сейчас, останется с ним и через 2—3 года, когда он придет на «настоящую» работу. А, значит, в конечном итоге определит его судьбу.

— Важный и деликатный момент: как быть с деньгами, которые ребенок заработает? Должен ли он участвовать в общем семейном бюджете?

— В идеале такие вещи лучше всего решать на семейном совете — скажем, за семейным столом, если это принято дома. Только ни в коем случае не хмыкать и не давать понять ребенку, что он заработал жалкие гроши. Сразу вспоминаю случай, когда ребенок что-то там заработал, прибежал счастливый домой, а отец хмыкнул и говорит: «Да мне этого даже на новый ремень не хватит!» Так делать нельзя!

Понятно, что сумма детского заработка скорее всего будет невелика и семейный бюджет ее даже не почувствует. Но сколько бы там ребенок ни заработал, он это заработал! Поэтому лучше всего показать, что вы гордитесь им, и сказать что-нибудь вроде: «Наш Вася такой молодец — заработал 15 тыс.».

— А что дальше?

— Дальше можно сообща решить, оставить ли деньги наличными или положить на карточку — разумеется, на имя ребенка (в некоторых банках их открывают как раз с 14 лет). Возможен и другой вариант. Можно предложить ребенку поучаствовать своими средствами в крупной семейной покупке — например, нового телевизора. Но при этом ни в коем случае не принуждать его отдать деньги, а сделать вид, что собранной вами суммы якобы не хватает, и спросить, не хочет ли он что-нибудь добавить от себя.

Помните: главная задача родителей — не вытрясти из Васи его деньги, а сделать так, чтобы взрослый Василий Иванович с удовольствием нес свою зарплату в свою собственную семью. Это — формирующий момент! Детские заработки — их первое знакомство с семейным бюджетом, и оно обязательно должно быть приятным. Если же заработанные ребенком деньги отбирать, то у него пропадет стимул и желание трудиться, чтобы их заработать. И он предпочтет спокойно сидеть на шее взрослых.

— Ребенок может неразумно распорядиться своими деньгами. Опыта-то у него мало, а соблазнов много…

— Ничего страшного — он ведь учится, набирается опыта. Даже если он совершил опрометчивый поступок и купил что-то не то или потратил деньги на ерунду, его ни в коем случае нельзя ругать.

Если же у него доверительные отношения со взрослыми членами семьи, они ему помогут, подскажут, наконец, сходят с ним вместе в магазин. Да и вообще родители обязаны воспитывать в детях культуру потребления. Ему с этим жить!