Архив

Прекрасное далеко

К юбилею фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» вышел на экраны сорок пять лет назад. Правда, немногие смогли его тогда посмотреть. В это трудно поверить, но комедию про пионерский лагерь сочли антисоветской и на долгие годы положили на полку. «МК-Бульвар» узнал подробности этой истории.

5 августа 2009 20:00
3998
0

Большинство наших мам и пап, старших братьев и сестер не понаслышке знают, каково это — провести лето в пионерском лагере. Тихий час, смотр песни, дежурство в столовой, прощальный костер и новые друзья, без которых, кажется, не проживешь и дня. Сегодня о тех временах остались лишь теплые воспоминания, несколько фотографий и фильм, ставший классикой жанра. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» вышел на экраны сорок пять лет назад. Правда, немногие смогли его тогда посмотреть. В это трудно поверить, но комедию про пионерский лагерь сочли антисоветской и на долгие годы положили на полку. «МК-Бульвар» узнал подробности этой истории.


«Иди, иди отсюда, мальчик»


Картина «Добро пожаловать…» стала дебютной в режиссерской карьере Элема Климова, а точнее — дипломной. Талантливого выпускника ВГИКа пригласили на «Мосфильм» специально для работы над этим фильмом. Правда, ректор института Александр Николаевич Грошев был категорически против этого. Он прочитал сценарий и назвал его непристойным и вредным. Грошев без устали писал письма во все партийные и киношные инстанции, ходил к начальству и даже в ЦК. Но, к счастью, ректорское отчаяние всерьез никто не принял — и картину запустили в производство.


«Ты был для меня кровным врагом, а сейчас стал кровным братом!»


Исполнителя главной роли Кости Иночкина, как и других отдыхающих в лагере детей, искали по московским школам. Однажды в класс к тринадцатилетнему Вите Косых пришла ассистент режиссера и сказала, что им для нового фильма нужен мальчик, умеющий плавать. На пробы пошли всем классом. Позднее Витя вспоминал: «Мы, выпучив глаза, громко, с выражением читали Климову стихи. Мне казалось, что я хуже всех прочитал. Но именно меня попросили остаться и сыграть эпизод».


Первоначально его утвердили на роль Марата — мальчишки, которому выпал жребий первым голышом прыгать в крапиву. Но потом решили посмотреть его и в роли Иночкина. Так состоялся еще один дебют в этой картине — Вити Косых, который впоследствии стал звездой киноэпопеи «Неуловимые мстители».


«Товарищи! Я же хотел как лучше! Чтоб дети вес набирали, чтоб дисциплина была»


Режиссер Климов в роли директора лагеря товарища Дынина видел только одного актера — Евстигнеева. Элем Германович был большим поклонником театра «Современник» и ходил на все спектакли и даже репетиции, особенно с участием Евгения Александровича. Но худсовет картины был категорически против Евстигнеева. Как вспоминал позднее режиссер: «Мне начали предлагать характерных актеров с глупыми рожами. Было понятно, что таким образом характер Дынина можно укоротить до размеров дурака. Что с дурака взять? А по поводу Евстигнеева всем было очевидно: он привнесет в фильм социальную тему. В общем, приказали: „Кто угодно, только не он“. А я в ответ: „Ну, тогда кто угодно, только не я“. И ушел. Похоже, моя наглость обескуражила. Согласились».


«А чой-то вы здесь делаете, а?»


Знаменитый мальчик с сачком и неизменным вопросом: «А чой-то вы здесь делаете, а?» появился в картине совершенно случайно. Однажды Элем Климов возвращался на троллейбусе домой и увидел сидящие прямо перед ним два уха. В одном интервью он так рассказывал об этой встрече: «Начинаю всматриваться: а уши-то забиты песком. На следующей остановке уши выходят. Я — за ними, кричу вдогонку: „Мальчик, мальчик!“ А он не слышит, уши-то забиты. Видать, только что с купания. Стучу по плечу. Оборачивается. Черная майка растянута до пупа, лицо… Такого лица я не видел. От улыбки удержаться невозможно». Обладателя этих выдающихся ушей звали Слава Царев. И специально для него в сценарии возник сквозной герой, постоянно ко всем пристающий. На съемочной площадке его все называли «мальчик с профилем Гоголя».


«Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» — веселее"


«Добро пожаловать…» снимали в рекордные для кинопроизводства сроки — за 4 месяца. Над картиной постоянно висела угроза закрытия, поэтому Климов очень торопился и сделал работу на полгода раньше, чем было предписано. Но, когда комедия была готова, на нее тут же повесили два клейма: антисоветская и антихрущевская. Оказывается, начальству не понравилась не только тема с кукурузой, но и эпизод с воображаемыми похоронами бабушки Кости Иночкина, которая, узнав, что внука выгнали из лагеря, получает инфаркт. В этой сцене над процессией несут увеличенный портрет старушки, на котором видны ее редкие волосы. Обвинение цензоров было категорично: «Это они Хрущева хоронят!» И о фильме тут же забыли. Только после смерти генсека картину увидели и полюбили обычные зрители.


КСТАТИ
Режиссер картины «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элем Климов никогда не был в пионерском лагере, а о своей работе говорил так: «Это фильм для взрослых, которые были детьми, и для детей, которые обязательно будут взрослыми».