Архив

Плохой музыкант — горе композитора

Дирижер и скрипач Валерий Ворона знает, как спасти наши таланты

Профессия музыканта — одна из наиболее уязвимых. Чтобы поддержать талантливых исполнителей, несколько лет назад был создан Региональный благотворительный общественный фонд «Русское исполнительское искусство».

5 июня 2009 20:29
5862
0

Профессия музыканта — одна из наиболее уязвимых. Учиться долго и трудно, результат непредсказуем, высокий заработок и вовсе эфемерен и маловероятен. Чтобы поддержать талантливых исполнителей, несколько лет назад был создан Региональный благотворительный общественный фонд «Русское исполнительское искусство». 5 июня лучшие музыканты современности в 7-й раз соберутся в Большом зале консерватории на вручение премии фонда — ставшей, по сути, уже национальной наградой. Президент фонда «РИИ», он же ректор Музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова и руководитель Московского молодежного камерного оркестра, — Валерий Ворона.


— Валерий Иосифович, расскажите, как обстоят дела с нашей классической музыкой в последние годы?


 — От предыдущих поколений нам достался колоссальный капитал. Россия длительное время является лидером в классической музыке и определяет мировой уровень. Но на нашем веку происходит обратная тенденция: престиж музыканта падает, люди не идут в профессию. А чем слабее исполнитель, тем слабее выглядит композитор, которого он представляет, и даже Чайковский с Бетховеном и Моцартом становятся менее значимым явлением. Музыкант не оставляет после себя ничего материального, как, например, художники или скульпторы, наше мастерство передается из рук в руки. Поэтому важно, чтобы любой талант был замечен вовремя.


— Ситуация на Западе выглядит иначе?


— У нас появляются сильные конкуренты — там, где понимают, что культура, в том числе музыкальная, определяет духовное здоровье нации. На Востоке, в Корее, строят целые музыкальные города для студентов, им покупают лучшие антикварные инструменты, досконально изучают наш опыт, приглашают наших мастеров. У всех известных западных музыкантов обязательно есть след русского педагога.


Корейские, и не только, музыканты нередко побеждают на конкурсах за счет технических параметров, но часто это не цепляет. В общей массе у нас более глубокие люди, но, может быть, менее работоспособные.


— Что же делать, чтобы спасти наших музыкантов?


— Сегодня мы осуществляем самую крупную негосударственную помощь талантливым музыкантам. Кстати, более 250 из них стали лауреатами крупных конкурсов, в том числе имени Чайковского. Мы хотим поднять престиж профессии. Ведь то, что возможно в шоу-бизнесе — раскрутка любого артиста за месяц или год, у нас не пройдет. Надо потратить огромный отрезок жизни, причем с неизвестным результатом. Должно пройти время, чтобы понять, кто же из всех этих молодых дарований выберется наверх.


— Интересно, где вы находите ребят? Или они сами к вам приходят?


— У нас есть сайт фонда и, кроме того, связи практически со всеми учебными заведениями. Каждый год мы объявляем конкурс, и нам присылают документы и видеозаписи со всей России. После чего наш экспертный совет оценивает материалы — это несколько месяцев огромной работы.


— По каким критериям отбираются стипендиаты?


 — Мы определяем лучших музыкантов сезона, но в некоторых случаях ориентируемся и на другие аспекты. Исполнитель из какой-нибудь деревушки, конечно, не перекроет учащегося ЦМШ, но, если он единственный кормилец, инвалид или просто очень хочет играть на своей гармошечке, мы видим всех этих детей и стараемся никого не пропустить. Им обязательно нужно дать шанс.


— Вы сами бываете в провинции?


— Знаете, в Сибири есть такой маленький городок Мариинск: 30 тысяч жителей, одна музыкальная школа. Мы уже 4-й год направляем туда наших известных музыкантов и лучших стипендиатов. В этот раз я тоже приехал с собственным сольным концертом и своими глазами увидел, что там происходит на наших выступлениях. Школьный зал на 120 мест. Перед началом я поинтересовался у местных: «Люди-то придут?». Мне отвечают, что играть музыканты будут не в этом зале, а в кинотеатре, рассчитанном на 600 человек. И я был поражен: полный аншлаг, люди толпились в проходах. А на концерте тишина стояла — муха не пролетит. И видно было, что люди уже объелись телеэфиром и попсой — хотя, понятно, что на концерты звезд телеэкрана они тоже ходят.


— А скажите, сколько лет самому молодому стипендиату вашего фонда?


— Например, в нашем концерте будет участвовать 8-летний Рома Болдырев: он с нами играет уже третий сезон. Ростислав Шараевский на большой сцене с 6 лет: сейчас ему уже 18 — и он один из лучших ударников. Скрипачке Василисе Хаддат из Уфы 13 лет, она наш стипендиат уже несколько лет.


— Кем будете удивлять публику 5 июня?


— На концерте собран урожай новых имен этого сезона плюс стипендиаты-педагоги и известные деятели — то есть там представлен лучший срез музыкальной культуры всей страны. У молодых музыкантов будет уникальная возможность сыграть со звездами такого уровня, как Юрий Башмет и его «Солисты Москвы», — для начинающих исполнителей это огромная школа, сразу скачок вверх. Будут и международные участники. Кроме того, в этом году вечер посвящен памяти Валентина Александровича Берлинского (выдающийся виолончелист и педагог, создатель старейшего в России Квартета им. Бородина. — М. К.), который ушел от нас в декабре.