Архив

Дело круглых

Как девушку-Буренку заменили на девушку-поросенка

Эти забавные персонажи ворвались в жизнь детей и взрослых сравнительно недавно и очень быстро завоевали популярность. В этом году Ежику, Крошу, Нюше, Лосяшу, Кар-Карычу и всем тем, кто имеет право называться смешариком благодаря своей круглой форме, исполнилось пять лет. Об истории проекта «МК-Бульвару» рассказал один из создателей анимационной студии «Пилот», а ныне — художественный руководитель «Смешариков» Анатолий Прохоров.

13 августа 2008 20:46
2238
0

Эти забавные персонажи ворвались в жизнь детей и взрослых сравнительно недавно и очень быстро завоевали популярность. В этом году Ежику, Крошу, Нюше, Лосяшу, Кар-Карычу и всем тем, кто имеет право называться смешариком благодаря своей круглой форме, исполнилось пять лет. Об истории проекта «МК-Бульвару» рассказал один из создателей анимационной студии «Пилот», а ныне — художественный руководитель «Смешариков» Анатолий Прохоров.

— Анатолий Валентинович, как появились «Смешарики»?

— Эта идея родилась не у меня, а у нашего художника Салавата Шайхинурова, который однажды, разрабатывая по заказу дизайн для коробки с мармеладом, нарисовал смешных круглых персонажей. В итоге они показались ему настолько симпатичными, что отдавать их на коробку для очередной мелкой продукции ему стало жалко. Его поддержал приятель, дизайнер Илья Попов. Симпатичных персонажей было решено объединить в одну семью и поселить в каком-нибудь тихом месте. С этой идеей ребята приехали ко мне в Москву. Меня сразу же зацепила круглая форма персонажей: показалось неожиданно интересным это стилевое решение. Потом мы работали над проектом еще около полутора лет, прикидывая, сколько всего персонажей будет в нашей истории и какие это будут животные. Сперва их было около двадцати. Например, вместо Нюши у нас была Буренка, потом был замечательный гусь Гусиний, но его мы забраковали, так как из-за длинной шеи он выбивался из круга. Потом мы решили, что здесь не хватает какого-то экстраординарного персонажа, который не относился бы к животным средней полосы, и так возник Пин. Проект, подобно маленькому ребенку, быстро впитывал в себя мнения других людей. Вскоре к нам примкнули режиссер Денис Чернов и сценарист Леша Лебедев. Когда была готова первая серия — «Скамейка», мы подумали, что это подойдет только для самых маленьких. А потом возникло ощущение, что истории могут быть более тонкими и команда наших «Смешариков» может рассказать детям что-то интересное, жизненное. Но самым важным для нас было отсутствие в мультфильмах морали. Кроме того, для нас было важно перетряхнуть ощущение того, каким должно быть детское кино и детские мультфильмы. Так у нас появился достаточно яркий, насыщенный современный цвет. Про себя мы эту гамму назвали «пастельная кислотность». Потому что, с одной стороны, наши герои яркие, а с другой — их тона все-таки приглушены до пастельности.

— По поводу цветовой гаммы я читала неоднозначные мнения ваших коллег-мультипликаторов. В частности, Юрий Норштейн отзывался очень критически о ярких цветах и шарообразности персонажей, которую он считает слишком примитивной. Как вы относитесь к критике в свой адрес?

— Очень внимательно. Начнем с того, что в первую очередь мы очень внимательно слушаем наших самых главных критиков — детей. Новые серии мультфильма мы для начала показываем определенным фокус-группам в детских садах в Питере. Во время этих сеансов работают психологи, которые смотрят на реакцию детей и записывают их впечатления. Что касается Юры Норштейна, которого я невероятно глубоко уважаю и люблю, он прав с той точки зрения, что наши персонажи не являются арт-хаусными и не охватывают интересы всех детей. Конечно, Юрин «Ежик в тумане» — это культовая фигура, которая притягивает внимание сразу большого количества зрителей. Наш же сериал в первую очередь рассчитан на аудиторию дошкольников от трех до семи лет. Почему персонажи круглые? Нам показалось, что детям очень важно уметь рисовать любимых персонажей. «Ежик в тумане» невероятно тонок и обаятелен, но нарисовать его ребенок вряд ли сможет. А здесь все очень просто: кружок и две петельки — Крош. Несколько холмиков по кругу — Ежик. Изобразил какие-то загогулины типа рогов — Лосяш. Что касается цвета, тут у нас было колоссальное количество изобразительных решений. С советскими мультфильмами, которые сейчас показывают по ТВ, произошла очень грустная вещь: старая пленка «Свема» очень просела, и все мультфильмы сейчас в какой-то вялой серо-черной гамме. Нам же хотелось дать детям яркий цвет, но без особого перебора. И мы перешли чуть ли не к плакатным цветам.

— Сколько сценаристов трудится над «Смешариками»?

— Через наши руки прошла огромная группа сценаристов, пробовавших писать, но реально над сценарием работают три-четыре человека. Тон всем задает главный сценарист Алексей Лебедев, написавший больше половины всех сценариев, и еще два человека, работающие с нами постоянно, — Света Мордогалимова и Дмитрий Яковенко. Наша группа маленькая, но сплоченная. Мне кажется, зрителю мы интересны как раз тем, что истории наших героев постоянно развиваются. Раньше мы думали, что они у нас будут жить в каком-то своем мирке, а теперь они спускаются под воду в подводной лодке, летают в космос. Кстати, нам стало очень интересно играться со взрослым кино. Мы пародируем названия. Например, у нас есть фильм, который называется «Полеты во сне и наяву», как знаменитый фильм Балаяна. Есть «Вишневый сад», который еще находится в производстве, и даже «Ежик в туманности». Последний мы делали очень долго, и я даже предварительно показывал его Юре Норштейну. Волновался, не скажет ли он, что все это вульгарно и пошло. Но Юра отнесся к этому очень легко, фильм вышел, и его тепло принимает как детская публика, так и взрослая.

— Как вы определяете, какая история будет пользоваться популярностью у малышей?

— С детскими фокус-группами установить обратную связь очень сложно. Спрашивать: «Вася, тебе понравился этот персонаж?» — невозможно. Дети в юном возрасте очень податливы и на вопрос тут же отвечают: «Конечно, понравился». Поэтому тут важнее следить за их реакциями: думать, конструировать, придумывать что-то за них. А потом уже поправлять: проходит или не проходит. В сценариях у нас действует своего рода «опережающая драматургия». Суть ее в том, что мы рассказываем историю, которую ребенок в целом поймет, но какие-то нюансы может уточнить у родителей, что тоже важно. Но главное, как это ни смешно, чтобы наша история была рассчитана и на взрослого.

— У вас есть любимый персонаж в сериале?

— Я долго метался, но потом понял, что самый любимый для меня — Ежик. С самого начала Салават нарисовал его в очках. Получился мальчик-очкарик, за которым сразу был виден его характер: робость, нерешительность, застенчивость, но при этом внутренняя интеллигентность. У него тихие хобби, наподобие выращивания кактусов, которые похожи на него по степени колючести, и прочее. Еще мне нравится Нюша. Когда мы отошли от первоначально задуманной девушки-Буренки, мы решили сделать девушку-поросенка. Нам захотелось отойти от привычного свинского образа, который принят в России, мол, свинья — это грязное животное, которое валяется в луже. И получилась розовая положительная героиня, в которой мы воплотили все женские черты. Иногда она у нас кокетлива, как девушка, иногда рассудительна и даже расчетлива, как зрелая женщина. А иногда в ней проявляется страшная наивность, как и полагается девочке, а где-то видны обидчивость или бойцовый характер.

— Как долго вы подбирали голоса для героев, когда начиналась озвучка персонажей?

— Довольно долго. Поскольку сериал делается в Питере, мы ориентировались в основном на местных актеров. Нюшу озвучивает заслуженная артистка России Светлана Письмиченко. Ей потрясающе удается передать всю громадную палитру женских интонаций, присущих ее героине. Очень яркий актер, который играет сразу трех наших персонажей — Пина, Лосяша и Копатыча, — это Михаил Черняк. Они получаются абсолютно разные и очень живые. Мы долго искали Кроша, и в итоге на его роль нашелся Антон Виноградов. У Антона на самом деле мягкий бархатный голос, а тут ему нужно было сделать резкие мальчишеские интонации, чтобы как можно точнее передать характер. Полгода он входил в интонации своего героя, и у него получилось. Сережа Мардарь делает Кар-Карыча и Совунью. Кстати, невероятное количество народу пишет нам в письмах, что они ассоциируют себя то с одним, то с другим нашим героем. Я считаю это победой.



Кто такие смешарики?


Стилизованные круглые зверушки. Каждый из 9 смешариков обладает своим характером и интересами. Среди них нет отрицательных персонажей. Шарообразность героев подчеркивает их доброжелательность и позволяет нарисовать их даже ребенку.

Крош

Кролик — весельчак и непоседа. Он точно знает, что в мире все должно быть интересно и весело. Авантюрист; любит сомнительные приключения вроде похода в горы или подводного плавания за сокровищами. Не любит выполнять обещания, если выполнять их тяжело.

Нюша

Свинка, которая чувствует себя принцессой. Больше всего на свете любит прихорашиваться и читать книжки про принцев и рыцарей. Боится страшных историй. Мечтает стать королевой красоты. Не умеет готовить блины, но учится. Любит, когда к ней приходят гости.

Пин

Пингвин — инженер-изобретатель. Говорит с немецким акцентом. Конструирует что угодно из чего угодно. Как-то сконструировал утилизатор — машину, сжигающую мусор, которая съела ползабора, блокнот Пина и половичок Ежика. Спит в холодильнике, который стоит у него дома.

Ежик

Тихий и воспитанный. Не любит авантюр, в которые его вовлекает Крош, и обязательно выполняет данные обещания, как бы неприятны они ни были. В отличие от Кроша верит в Деда Мороза. Вокруг его домика в форме гриба разбит небольшой сад с яблоками. Ежик собирает коллекции и любит разводить кактусы.

Кар-Карыч

Ворон — артист в самом широком смысле этого слова. Считает, что днем тоже надо спать. Однажды, когда Крош с Ежиком обнаружили в запасниках Пина восемь телеграфных аппаратов и все начали общаться только с их помощью, Кар-Карыч ночью уничтожил молотком все аппараты, считая, что спас всех.

Лосяш

Настоящий ученый. Получил Нобелевскую премию. Его домик завален книгами. Умеет предсказывать погоду и будущее. Иногда пишет заметки в научные журналы. Однажды Лосяш обследовал Кроша, получил энцефалограмму и выдал диагноз: «Он спит». В юности клонировал себя. Умеет готовить.

Бараш

Поэт. Любит сочинять стихи, только это у него не всегда получается. Бараш — «сова», то есть засыпает поздно и просыпается поздно. Боится высоты. Немного увлекается музыкой. Испытывает безответную симпатию к Нюше. Любимое выражение: «Ай да Бараш! Ай да овечий сын!»

Совунья

В Круглой стране является врачом. Лечит что угодно. Живет в дупле большого дерева на высоком холме с очень крутыми склонами. Очень хозяйственная. Постоянно что-нибудь варит, готовит. Мастер спорта по лыжам на траве. Если очень сердита, умеет вызывать дождь с грозой.

Копатыч

Медведь-огородник, выращивает все, кроме ананасов: самую вкусную морковку для Кроша, часть грибов для Ежика, лучшую вишню для пирогов Кар-Карыча. К его участку прилегает несколько полей с пшеницей и гречихой. На зиму засыпает, но на Новый год заводит будильник.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм