Архив

Хочу в школу!

Учителя, ученики и родители помечтали вместе с «РД», какой они хотят видеть альма-матер

Обычно всевозможные школьные реформы «спускают» на нас сверху. А расхлебывать — учителям, ученикам и родителям. «РД» эту традицию решил изменить. Наш корреспондент попросил родителей, детей и педагогов представить себя на месте… министра образования и предложить школе собственные реформы. Идеи ждать себя долго не заставили.

1 сентября 2008 19:56
1237
0

Обычно всевозможные школьные реформы «спускают» на нас сверху. А расхлебывать — учителям, ученикам и родителям. «РД» эту традицию решил изменить. Наш корреспондент попросил родителей, детей и педагогов представить себя на месте… министра образования и предложить школе собственные реформы. Идеи ждать себя долго не заставили.


РОДИТЕЛИ


I. БЛИЖЕ К ЖИЗНИ

— Я бы ввела в школьную программу такие обязательные предметы, как скорочтение и развитие памяти, — говорит мама пятиклассника Екатерина Быстрова. — Приобрести эти навыки сегодня можно только на специальных курсах за деньги. Между тем хорошая память и умение быстро читать помогут ребятам лучше постигнуть школьную (и вузовскую) программу. Они быстрее станут профессионалами своего дела и (смеется), может быть, к старости не так активно станут жаловаться на склероз.
* * *

— Мне нравится, что в школах стали преподавать обществознание. Но жаль, что этот предмет свели к изучению свода законов и норм. На мой взгляд, его надо давать шире. Ведь знание общества — это еще и умение писать деловые письма, правильно себя вести, проводить переговоры, отвечать на телефонные звонки и многое другое. Изучать этот предмет можно в виде игры и тренингов.

Ребенок, который не испытывает страха перед общением, чувствует себя увереннее и успешнее, он не замыкается в себе и не уходит с головой в Интернет. У таких детей больше возможностей найти себя и реализовать свои способности в жизни. Сегодня, когда жизнь многих ребят из-за одиночества трагически обрывается, это важно.


II. УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНЫОКРЫЛЯТЬ, А НЕ «УБИВАТЬ» ОЦЕНКАМИ

— Наша учительница по физике считает, что если ученик знает все, что она рассказала в классе, — это на «три», на «четыре» — надо уметь решать задачи, на «пять» — читать дополнительную литературу по физике. Моей дочери физика никогда не была интересна. А после такого заявления она и вовсе махнула на этот предмет рукой: «Зачем его учить — все равно больше „четверки“ не получишь…»


* * *

— Мой ребенок слабо успевает по русскому языку. Наконец изложение (мы к нему очень тщательно готовились, проработали все орфограммы) сын написал на «пять». Но учительница «пять» не поставила. «Ты дома тренировался? — спросила она. — Тогда приходи завтра — напиши правильно еще одно изложение!» Я считаю, система образования должна окрылять ребенка, а не убивать в нем желание учиться.


III. ДОЛОЙ «АВТОРСКИЕ» МЕТОДИКИ!

Однако проблема номер один для родителей сегодня — отсутствие единой системы обучения. «Каждая школа учит кто во что горазд, по своей программе. Особенно это заметно по преподаванию иностранных языков», — сетуют папы и мамы.

— Пока моя дочь училась, в ее школе поменялись 4 учителя по английскому языку. Каждый год приходил новый педагог и приносил с собой новый учебник, говорил ученикам, что все, чему их раньше учили, им надо забыть, и учил по своей методике и программе, — говорит мать двоих детей (уже студентов) Надежда Амелина. — Дети терялись, путались, знания не усваивались. Школьная программа должна быть единой, а не подстраиваться под тот учебник, который выучил конкретный учитель.


* * *

— У моего ребенка с учителем возник конфликт, — вторит Надежде другая мама Елена Иванова. — Сыну приходится записывать и повторять дословно все, что педагог диктует на уроках, иначе учитель снижает отметки.


УЧИТЕЛЯ


I. СОБРАТЬ УЧЕБНИКИ ДА СЖЕЧЬ!

На месте реформаторов московские учителя упростили бы многие (если не все) учебники и «сделали учебу интереснее».

— Если бы я была министром образования, — говорит учитель с 36-летним стажем Татьяна Дмитриевна, — то первым делом сделала бы всю школьную программу проще, а главное — ближе к жизни. Вы наши учебники читали? Возьмите, к примеру, учебник биологии для 9-го класса. Наш преподаватель, кандидат биологических наук, честно признается: ей надо его и-зу-чать! Учебник написан тяжело. Поговорите с ребятами: они не знают элементарных вещей: как называется тот или иной цветок, дерево, какие грибы съедобные, а какие нет. А мы их пичкаем фундаментальными знаниями о селекции и генетике, которые им просто не нужны и в силу возраста неинтересны.

И так заумно написаны все школьные учебники. Создается впечатление, что «предметники» постарались «втиснуть» в детские учебники все, что они знают, включая последние открытия (ведь наука идет вперед).


* * *

— Надо менять методику преподавания и программу по физике и химии, — высказывает пожелание коллегам учитель-предметник. — Физика — интереснейший предмет, но доступно преподавать в школе ее не могут. С химией мы постоянно встречаемся в жизни, а ребята вынуждены заучивать формулы, но как вывести пятно — не знают.

Еще я бы пересмотрела перечень книг, изучаемых по литературе. Зачем мы заставляем ребят читать «Мастера и Маргариту», «Войну и мир», «Вишневый сад»? Зачем мы тянем их так рано во взрослую жизнь? К тому же нынешнее поколение эти книги не понимает. Мы, взрослые, охаем-ахаем: «Ах, какая Наташа Ростова!», а ребята пишут в своих сочинениях, что она лентяйка. Они плохо знают ту эпоху. Детей надо воспитывать на детских произведениях. Именно их и надо преподавать в школе.


II. КОМУ НЕИНТЕРЕСНО, МОЖЕТ ВЫЙТИ?

Многие педагоги уверены: главная задача школы состоит не столько в том, чтобы давать фундаментальные знания, сколько в том, чтобы привить ребятам интерес к науке, научить учиться.

— Если ребенку станет интересно, он и дальше будет учиться, вдаваясь в подробности заинтересовавшего его предмета — будь то физика, химия или биология, — считают опытные педагоги.


УЧЕНИКИ


I. Я БЫ ИЗМЕНИЛ УРОКИ ТРУДА

— Я бы изменил уроки технологии. У нас мальчики и девочки вместе второй год вышивают крестиком. Мне это неинтересно. Если бы я был чиновником, то обязательно разделил бы группы и сделал так, чтобы у мальчиков вел уроки мужчина, а у девочек — женщина. При этом мальчиков стал учить делать мужскую работу, например выжигать, мастерить табуретки, приворачивать гайки, приклеивать плинтусы или кафель, чтобы они могли помочь маме и папе.


II. ЛИЦЕИ И ГИМНАЗИИ — ОТМЕНИТЬ!

— Я бы отменил лицеи и гимназии, — говорит ученик 6-го класса. — Думаю, это не нужно. Детей должны везде хорошо учить, независимо от того, как школа себя называет.

В старших классах я хотел бы изучать те предметы, которые мне помогут поступить в институт. Всего 10—11-классники должны изучать не более 7 предметов, из которы× 2—3 (русский язык, математика, иностранный язык) обязательные.


III. НА ФУТБОЛ ВСЕМ КЛАССОМ

— Родители говорят: когда они учились в школе, их было за уши оттуда не вытащить. У них было интересно: какие-то кружки, эстафеты, олимпиады. Хочется, чтобы в нашей школе было так же интересно.

Если бы я был министром образования, обязательно сделал бы так, чтобы во всех школах работали разные спортивные секции: дзюдо, карате, волейбол, баскетбол, футбол. А то получается так: мы хотим с ребятами после школы поиграть, а нас родители тащат на эти самые секции по разным местам. Думаю, если класс будет больше времени проводить вместе, это его сдружит. А нас в школе в лучшем случае водят то в театр, то в музеи — и снова все ребята расходятся по домам.

Если и у вас есть «реформаторские» предложения, присылайте их к нам в редакцию. Возможно, идеи простых москвичей возьмут на вооружение чиновники. Ведь все мы хотим одного — сделать лучше жизнь школы и школьников.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм