Архив

«Анна Каренина»

Роман «Анна Каренина» по праву считается самым экранизируемым произведением Льва Толстого. Причем не только у нас в России, но и в мире

Не счесть количества попыток режиссеров всех стран явить миру собственных Карениных и Вронских. Однако до сих пор лучшей экранизацией считается версия режиссера Александра Зархи с Татьяной Самойловой в главной роли.

31 марта 2009 20:47
5609
0

Не счесть количества попыток режиссеров всех стран явить миру собственных Карениных и Вронских. Однако до сих пор лучшей экранизацией считается версия режиссера Александра Зархи с Татьяной Самойловой в главной роли.

Первые попытки переложить бессмертный роман на язык кино начали предприниматься с 1910 года. Экранизировали «Анну Каренину» и в России, и в Европе, и в США, и в далеких Бразилии и Аргентине.

Из западных картин до сих пор самой удачной считается «Анна Каренина» с великой Гретой Гарбо в главной роли. Не случайно в далеком 1935 году эта лента получила Гран-при Венецианского кинофестиваля как лучший зарубежный фильм, а сама Гарбо стала, по мнению Гильдии нью-йоркских критиков, лучшей актрисой года.

«Анна Каренина» Александра Зархи стала шестнадцатой экранизацией этого произведения. Сегодня даже сложно представить, что Каренину могла сыграть не Татьяна Самойлова, а какая-то другая актриса. Однако в то время, когда режиссер только приступал к съемкам, против этой кандидатуры выступали очень многие. Художественный совет настоятельно советовал присмотреться к актрисам Татьяне Дорониной, Людмиле Чурсиной и Элине Быстрицкой.

Говорят, Быстрицкая даже прождала режиссера — в гриме и костюме — несколько часов кряду в коридорах «Мосфильма». Однако до кинопроб дело так и не дошло, Зархи хотел снимать только Самойлову.

«Почему именно она? — позже вспоминал режиссер. — Этот вопрос мне задавали тысячу раз. Каждый имеет собственное восприятие, представление об Анне. Можно было пригласить на роль Карениной талантливую красивую актрису. Но мне казалось, что погоня за банальной доходчивостью упростит дорогой всем образ, лишит его пленительного своеобразия и загадочности, которые были в Анне».


Былое и думы

В роли коварного соблазнителя Вронского режиссер почти сразу видел лишь Василия Ланового. Однако актер, прочитав сценарий, от предложения деликатно отказался. Ему казалось, что этот образ совсем не прописан и играть там ему, собственно, нечего. Пришлось искать Вронского среди других актеров. Пробовались Михаил Козаков и Олег Стриженов.

Первого забраковал художественный совет, посчитав его чересчур легкомысленным, а вот второго радостно утвердили на роль. Олег Стриженов даже начал работать в картине, однако сам режиссер продолжал сомневаться: ему, несмотря на одобрение худсовета, все равно казалось, что Вронский должен быть совсем другим. Как минимум — похожим на Василия Ланового. Словом, спустя время Александр Зархи вновь позвонил актеру и буквально упросил того посмотреть сценарий еще раз.

Во второй раз Лановой уже не смог противиться напору режиссера и дал свое согласие на участие в картине. И вся киношная среда затаила дыхание: чем же закончится этот неожиданный расклад? Пикантность ситуации заключалась вот в чем. Татьяна Самойлова и Василий Лановой когда-то были законными супругами. Поженились они, когда обоим было лет по двадцать. Свадьба не стала событием вселенского масштаба. Встретились, отдали паспорта в загс на регистрацию. Потом Татьяна купила в подарок свежеиспеченному мужу трусы, а он ей — майку. И отправились, счастливые, домой.

Самойлова и Лановой прожили вместе шесть лет. Расставались тяжело, со слезами. Их брак развалил подпольный аборт, который сделала Татьяна. Когда все уже «случилось», акушерка сказала, что у супругов должна была родиться двойня…

Поэтому, конечно, многие гадали: как же встретятся вновь бывшие супруги, которые все эти годы даже не общались друг с другом? Ведь Татьяна, говорят, никак не могла забыть ту трагедию с неродившейся двойней. Сама же Самойлова на корню пресекала подобные разговоры: мол, о чем вы, ребята, после нашего развода прошло почти десять лет, женились мы совсем молодыми, а встретились вновь — людьми с прошлым за спиной, обоим уже по 32 года…

Так или иначе, их совместные съемки прошли без скандалов. Но и о пылком прошлом вроде как ничего не напоминало. «Да, мы нравились друг другу. Но — как партнеры», — скажет позже Татьяна Самойлова.

А Василий Лановой в одном интервью откровенно признался, что их прежняя связь, напротив, даже помогала в работе: «Мне легче было разобраться в отношениях героев Льва Николаевича сквозь призму нашей судьбы. У Анны Карениной есть преимущество: она гениально умела любить. А Вронский любовником был рядовым: красивым, но достаточно прохладным, все на свете анализирующим. Тем не менее именно столкновение Анны с ее талантом любить и заурядного по этой части Вронского высекало между ними необходимую искру, а пережитое мной и Татьяной в реальности придавало этой ситуации пикантности».

Более того: именно в этой картине, с бывшим мужем в кадре, актриса согласилась сняться обнаженной. Правда, поставила условие: на съемочной площадке, кроме Василия Ланового, режиссера и оператора, не должно быть ни одной живой души. Каково же было их удивление, когда после того, как Татьяна Самойлова скинула пеньюар и шагнула к своему партнеру, вдруг раздался невероятный грохот и откуда-то сверху упала незнакомая женщина. Позже, когда дама пришла в себя, выяснилось, что это уборщица. Когда она увидела, что почти вся группа покинула павильон, решила: на сегодня съемка закончена, можно приступать к уборке помещения. И только начала протирать прожектор, как глянула вниз, а там — глаза бы не смотрели! — голая дама ластится к известному актеру.

С перепугу и полетела вниз — вместе с приставной лестницей. Режиссер тут же выдал шутку: «Да, наш народ пока к обнаженке не готов!»

Но все это было позже. А пока Александр Зархи упорно отсматривал кинопробы к остальным ролям в картине. Судя по громадному количеству фотоальбомов, сохранившихся на «Мосфильме», работа эта не прекращалась ни днем ни ночью. А документы лишь подтверждают: подготовка к съемкам заняла почти два года!


Новое прочтение

С особой тщательностью режиссер искал актера на роль Каренина. Потому что понимал, насколько важен этот образ для особого прочтения классического произведения. В итоге Зархи нашел идеального актера. Иннокентий Смоктуновский — тонкий, нервный, рефлексирующий — был, казалось, тем самым Карениным, о котором и писал Лев Толстой. Почти два месяца съемок показали Зархи, что он не ошибся. Пока не случилось страшное.

У Иннокентия Смоктуновского начались большие проблемы со здоровьем: он вдруг стал стремительно терять зрение, поэтому ему в срочном порядке нужно было делать операцию. Поскольку Каренин — одна из центральных фигур этого фильма, не было и речи о том, чтобы ждать, пока актер поправится: тогда пришлось бы останавливать всю картину. Поэтому режиссер с тяжелым сердцем отправил весь отснятый материал в корзину и вновь принялся искать «своего Каренина».

После долгих сомнений, кто лучше — Николай Черкасов или Николай Гриценко, предпочтение было отдано последнему. И, как показала история, выбор был абсолютно правильным.

Николай Гриценко сумел создать образ, который по большому счету заставляет абсолютно по-новому взглянуть на весь «любовный треугольник». После школьных штудирований «Анны Карениной» мы как-то привыкли, что сама Анна — страдающая особа, жертва своих чувств к Вронскому, Вронский — змей-искуситель, харизме которого невозможно не подчиниться, ну, а муж… Муж — просто старый и противный мужичонка, не дающий своей жене испытывать какие-то чувства.

А вот в картине Александра Зархи все выглядит совсем иначе.

И как раз благодаря игре Гриценко. Его Каренин вызывает скорее сочувствие, чем ненависть. Он пусть и морализатор, пусть и напыщен, тем не менее искренне любит свою супругу. Да что там: он поистине человек благородный, ведь не боится подать руки Вронскому — своему заклятому врагу. И в конце концов прощает свою умирающую жену, которая выставила его в свете в смешном виде.


Невольная соперница

Прелестную Кити тоже искали очень долго. Роль хоть и не главная, однако выбор шел между самыми красивыми дамами отечественного кинематографа: Валентиной Титовой, Викторией Лепко, Жанной Болотовой, Анастасией Вертинской.

В итоге счастливый билет вытянула наша вечная Ассоль, актриса Анастасия Вертинская. Правда, позже кинокритики скажут, что это был самый неудачный выбор режиссера. Именно по причине того, что Вертинская чересчур прекрасна: мол, рядом с ней Татьяна Самойлова выглядела как продавщица магазина, и если бы Вронский на самом деле вдруг попал на бал и увидел этих двух особ, то он вряд ли выбрал бы Анну Каренину, рядом с которой была Кити. Впрочем, это уже дело вкуса.

Есть в картине и еще одна женская роль, на которую было немало претенденток — прекрасных и талантливых. Это — Бетси. В архивах «Мосфильма» сохранились фотопробы Светланы Жильцовой, Лилии Толмачевой, Людмилы Шагаловой. Еще, судя по документам, обсуждались кандидатуры Ирины Скобцевой и Клары Лучко. Однако профессиональным актрисам пришлось потесниться: роль в итоге была отдана балерине Майе Плисецкой.

Говорят, сама Майя Михайловна долгое время не могла поверить, что ее утверждение на роль не чья-то злая шутка. Новость ей сообщили, когда она была на гастролях, поэтому до возвращения в Москву Плисецкая гнала от себя мысль, что это может быть правдой. И только лично пообщавшись с режиссером, с энтузиазмом принялась за работу. И пусть недоброжелатели злословили, что балерина попала в картину исключительно по протекции своего мужа (Родион Щедрин писал музыку к «Анне Карениной»), со своей ролью — между прочим, это был ее первый опыт работы в игровом кино — Майя Михайловна справилась блестяще.

Не менее долгими были пробы актеров на роль Левина. Среди претендентов числились и Ролан Быков, и Глеб Стриженов, и Кирилл Лавров, и Валентин Никулин, и Евгений Урбанский. Такие разные, они видели этот образ каждый по-своему. Однако всех обошел на финишной прямой Владимир Басов — его трактовка показалась художественному совету самой убедительной. Да-да, мы не ошиблись: поначалу в картине в роли Левина начал сниматься как раз Владимир Басов. Он даже отработал целых восемь съемочных дней. А вот дальше случилось неожиданное: по какой-то причине актер был снят с роли.

Что случилось за кадром «Анны Карениной», никому не известно: сам Владимир Басов никогда не рассказывал подробности истории, а в архивах «Мосфильма» нет об этом случае ни одной строчки. Так или иначе, сегодня мы видим на экранах Левина в исполнении актера Театра на Таганке Бориса Голдаева.


Камера! Мотор!

Когда Александру Зархи наконец-то удалось отвоевать кандидатуру Татьяны Самойловой, найти актеров почти на все прочие роли и можно было приступать к работе, случилось неожиданное. А точнее, вот что: Самойлова, отдыхавшая перед съемками где-то на Рижском взморье, вернулась в Москву изрядно раздобревшей. Зархи, увидев будущую Каренину килограммов этак на десять тяжелее нужного, даже дара речи лишился. Что делать? До съемок оставалось совсем немного времени. И тогда режиссер, подключив все свои связи, в срочном порядке определил Татьяну Самойлову в Институт диетического питания — худеть под присмотром бдительных врачей.

С утра — массажи, потом — завтрак из обезжиренного творога, днем — опять процедуры и обед из гречневой каши. И пусть сама актриса постоянно жила с ощущением голода, зато цель была достигнута: тринадцать килограммов живого веса ушло за считаные дни.

Но и во время съемок костюмеры постоянно следили за весом актрисы. Ежедневно замеряли талию: не появились ли лишние сантиметры, несовместимые со званием главной героини? Их можно было понять: специально для этой картины на «Мосфильме» были изготовлены наряды невероятной дороговизны, которые сидели впритык. Поэтому даже невинный ужин Татьяны мог поставить крест на очередном съемочном дне. Вот и волновались ответственные за костюмы люди!

Позже актриса признается, что именно эти бесконечные примерки были самым ужасным во время работы над картиной. Впрочем, это можно было пережить. Главное, каждый день она прикасалась к классике!

«Я безумно волновалась, боялась войти в мир Толстого. И в то же время это мне было очень дорого и интересно. Мы репетировали в подмосковном Переделкине, где Александр Зархи писал сценарий вместе с Лилей Брик и Василием Катаняном».


Приз в студию

Фильм «Анна Каренина», который сегодня незаслуженно подзабыт, в свое время был принят восторженно. По количеству зрителей, посмотревших в советские годы эту картину, она заняла почетное второе место среди всех экранизаций — после эпической саги «Война и мир» Сергея Бондарчука. Всего же в 1968 году — в год выхода ленты на экраны — ее посмотрели 40,5 миллиона зрителей.

Зарубежные киноманы тоже простаивали в очередях, чтобы увидеть новую экранизацию великого Толстого. И, как это ни странно, наибольший успех картина имела в далекой Японии. В Стране восходящего солнца всегда трепетно относились к русской классике — будь то Достоевский или Толстой. Поэтому и «Анну Каренину» воспринимали как очередной шедевр. И — в духе развитого капитализма — ограничивались не только пищей духовной (просмотром картины), но и вещами более материальными. Актер Василий Лановой до сих пор помнит удивление, которое испытал во время турне по Японии: повсюду продавались сопутствующие «Анне Карениной» сувениры — подтяжки имени Вронского, шляпка а-ля Татьяна Самойлова… И все это разлеталось как печеные пирожки!

К слову, долгое путешествие по Японии запомнилось героям картины и еще по одной, почти анекдотичной причине.

Дело в том, что японцы ну просто не могут произносить некоторые слоги, которые есть в русском языке. И фамилия режиссера — Зархи — для местного переводчика была непреодолимым препятствием. Перед каждым выступлением он долго тренировался, однако когда выходил на сцену и представлял съемочную группу, то получалось всегда одно и то же: «Выдающийся советский режиссер За-а-хри». Александр Зархи и ругался с переводчиком, и умолял того еще раз порепетировать, и обещал применить физическую силу — ничего не помогало: во всех пятнадцати городах, где побывала группа, все повторялось заново. Это послужило поводом для шуток над режиссером, а прозвище Захри приклеилось к нему надолго.

Впрочем, японцы сделали свое благородное дело: кассу «Анна Каренина» собрала просто немыслимую. Да и сегодня эта экранизация пользуется в Стране восходящего солнца невероятной популярностью. Надо бы перенять у японцев любовь к классике!

КСТАТИ…

Самой авангардной экранизацией «Анны Карениной» считается версия Жана Люка Годара. Причем у миллионов простых россиян есть повод для гордости: Анну Каренину в его версии сыграла российская актриса Ирина Апексимова, которая на момент съемок только начинала свое восхождение на кинематографический олимп.

Снимал Годар тоже авангардно: нарядил Апексимову в платье с кринолином и отправил на Курский вокзал — бросаться под самый настоящий поезд. Ирина потом вспоминала ужас машиниста состава, который, конечно же, не был предупрежден о незапланированных съемках (Годару хотелось неожиданной реакции). Посмотрев на актрису, он только и вымолвил: «Тоже мне Анна Каренина нашлась, твою мать!..»

Ну, а самой спорной считается лента с Софи Марсо и Шоном Бином. Хотя картина и снималась в России, похожа она местами на «развесистую клюкву». Чего только стоит эпизод, когда Вронский на крутом морозе зачем-то целует свою саблю!