Архив

У нашей моды — Русский силуэт?

Москва готовится к финалу VIII Международного конкурса молодых дизайнеров

Как писал Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Каждый из нас покупает платья, брюки, рубашки, костюмы и хочет выглядеть в этом хорошо. Но загляните в свой гардероб.

23 марта 2009 23:31
2846
0

Как писал Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Каждый из нас покупает платья, брюки, рубашки, костюмы и хочет выглядеть в этом хорошо. Но загляните в свой гардероб. Много ли там вещей, за которые вы скажете спасибо отечественным кутюрье?! Отчего у нашей моды не русское лицо и наступит ли русский ренессанс на подиумах и на улицах — «РД» расспросил организатора Международного конкурса молодых дизайнеров, директора благотворительного фонда «Русский силуэт» Татьяну ТИТКОВУ.

Справка «РД».

Международный конкурс молодых дизайнеров «Русский силуэт» — «модный» проект, не имеющий аналогов в России.

Ежегодно в конкурсных показах участвуют более 3 тыс. дизайнеров из всех бывших республик СССР.

Победители отправляются на стажировки в ведущие мировые дома моды и создают новые линии одежды в РФ.

— Как появился благотворительный фонд «Русский силуэт»?

— Идея проекта принадлежит почетному члену Российской академии художеств Татьяне Михалковой. В 90-е годы у нас котировались только зарубежные марки, продвигающие свои одежду, обувь, бижутерию. Всероссийский Дом моды на Кузнецком Мосту прекратил свое существование, и в России знали только имена Зайцева и Юдашкина, о молодых дизайнерах никто не знал. Восполнить этот пробел и был призван «Русский силуэт», главной задачей которого стал поиск молодых талантов, поддержка их энтузиазма и творческих амбиций. С этой целью в 1997 году возник фонд, а с 1999 года — ежегодный конкурс молодых дизайнеров. Тогда же «Русский силуэт» стал частью общероссийской национальной программы по созданию системы поиска, отбора и поддержки талантов и был включен в список особо важных культурных инициатив общенационального масштаба. За эти годы проект значительно расширил сферу своего влияния, утвердившись в качестве влиятельной европейской программы.

Карл Лагерфельд и Ив Сен-Лоран, когда им было всего по 19 лет, тоже начинали с конкурса молодых талантов.

— А при чем же здесь благотворительность?

— Возможностей заявить о себе для начинающего модельера немного. Конкурсы — один из путей в моду для молодых талантов всего мира. С победы в одном из них начинали восхождение на вершины моды Карл Лагерфельд и Ив Сен-Лоран, когда им было всего по 19 лет. Наш конкурс тоже для самых молодых, начинающих. Участие в нем бесплатное, моделей и визажистов фонд также предоставляет дизайнерам бесплатно, и показать надо 5 вещей (для сравнения: для участия в Неделе моды надо иметь коллекцию минимум на 30 выходов, да и стоит это около $ 10 тыс.), но, конечно, нужно отметить, что участвуют там уже состоявшиеся дизайнеры. После конкурса перед дизайнерами часто открываются новые перспективы, их приглашают работать в дома моды, компании; администрация в городах предоставляет помещение для производства. Но, к сожалению, нужно отметить, что найти инвестора в России, готового вложить средства в раскрутку дизайнера, достаточно трудно.

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о конкурсе «Русский силуэт».

— Треть членов жюри конкурса — представители зарубежных домов моды и компаний: Франции, Италии, Германии, Дании. На финал в Москву, в Гостиный Двор, приезжают 70 дизайнеров, выигравших региональные полуфиналы. Гран-при конкурса — год учебы в лондонском филиале лучшей дизайнерской школы мира Istituto Marangoni (Италия), диплом которого высоко котируется в мире моды. Стоимость такого обучения — 21 тыс. евро. Более 13 призеров получают возможность пройти стажировки в российских и зарубежных домах моды и компаниях. Отправляя победителей в такие известные дома моды, как Kenzo, Nina Ricci, Gevenchi, мы столкнулись с трудностями — дизайнеры, чаще ребята из глубинки, не знают иностранных языков. Так что в последнее время, помимо зарубежных стажировок, обучение можно пройти и в российских домах моды — у Вячеслава Зайцева, Валентина Юдашкина, Игоря Чапурина, Виктории Андреяновой, чему ребята очень рады. Есть и другие призы, например, прохождение месячной практики в компании ESCADA в Германии. Не меньше среди победителей ценятся и дипломы — например, Союза дизайнеров России.

— Кто самые известные победители вашего конкурса?

— Пожалуй, Александр Терехов и Алена Ахмадуллина, вошедшие сейчас уже в жюри нашего конкурса (кстати, Саша — победитель 1999 года, один из первых выиграл стажировку в Дом Yves Saint Laurent и даже внешне стал походить на мэтра). И он, и Алена не просто создают коллекции, а смогли открыть свои бутики и начать производство одежды. А это, к сожалению, большая редкость для России.

— Коллекции молодых модельеров отличаются каким-нибудь особым шиком?

— Как правило, нет. Признанные мэтры сейчас более оригинальны, а молодые, к сожалению, работают в тенденции. Такое ощущение, что талантов стало меньше, что подтверждают и профессора ведущих профильных вузов столицы, которые участвуют в отборе дизайнеров на наш конкурс. Возможно, дело в платном обучении: поступают не талантливые, а имеющие возможность. Думают, заплатили и стали дизайнерами, вот и выпускаются чаще не дизайнеры, а модистки, шьющие красивенькие платья. Смотрю записи с конкурсами в других странах и переживаю: там все сильнее, оригинальнее, свободнее.

Хотелось бы, чтобы русский дизайн развивался быстрее, чтобы появлялись новые известные марки, чтобы коллекции доходили до реализации. А чтобы решить эту задачу, нужна программа государственной поддержки, как, скажем, во Франции, Италии или Бельгии. Частному бизнесу или благотворительности своими силами ее не одолеть. Дома и марки нужно поддерживать налоговыми льготами, предоставлением помещений. И эти средства не пропали бы даром, а позволили бы возродить текстильное производство в таких российских городах, как Иваново или Белгород. Может быть, кризис — хороший момент, чтобы вступить в конкуренцию по цене с китайскими товарами. А это — открытие предприятий в наших городах, обеспечение занятости населения. В свое время многие государства — та же Америка, Бельгия — создавали такие программы для продвижения своих дизайнеров. Поддержка и развитие национального стиля помогает народу сохранять свою самобытность, ощущать себя полноценной нацией. И сейчас возрождение российской индустрии моды так же важно для развития самосознания, как и возрождение отечественного кинематографа и театра.