Архив

Кто расскажет детям «про это»?

Более ⅔ столичных подростков получают «половое воспитание» на улице или из глянцевых журналов

Взрослые голосуют «за» введение сексуального воспитания в школах. Если точнее — 81%. Против — только 10%. Это данные ВЦИОМ, тут не поспоришь.

22 сентября 2008 18:18
1560
0

Взрослые голосуют «за» введение сексуального воспитания в школах. Если точнее — 81%. Против — только 10%. Это данные ВЦИОМ, тут не поспоришь.

В стране идет постоянный рост числа абортов у несовершеннолетних, ширится эпидемия ВИЧ, все больше детей-отказников остается в роддомах. Но предмета «половое воспитание» (или, допустим, «сексуальное образование») в школах по-прежнему нет, и в ближайшее время не будет. Что этому мешает, нам рассказывает Елена ЛУКОВИЦКАЯ, канд. психол. наук, доцент кафедры социологии НовГУ. У себя в университете она подготовила уникальный курс гендерной социологии для психологов, включающий в себя тему сексуальность.

— Надо сказать, что даже научное обсуждение и исследования сексуальности в России до сих пор во многом являются закрытой и мало обсуждаемой темой, — начала разговор Елена Луковицкая. — Это можно проследить по отсутствию социальных институтов, занимающихся изучением сексуальной жизни в стране, по количеству научных публикаций, по участию российских ученых во всемирных сексологических конгрессах.

— Но секс-то есть.

— Да, причем он становится все более коммерциализированным. Тут и навязчивые сексуальные предложения в Интернете, и неформальное санкционирование проституции. При этом в Интернете очень трудно найти специально подготовленный сайт на русском языке, который бы грамотно показывал, что такое сексуальное образование в школе, каково его содержание, каковы его цели и принципы, рекомендации по преподаванию. Но при этом там всем без исключения доступны порнографические сайты и картинки.

— Мы говорим о сексуальном образовании для подростков. А сильно ли у нас в этом вопросе подкованы взрослые? Им-то самим есть что сказать молодежи приличного?

— По опросам, большинство россиян «за» школьное образование в сфере сексуального и репродуктивного здоровья. Только родители себя в роли просветителей своих детей не видят. Они хотят, чтобы этим квалифицированно занималась школа. Но и учителя, хотя и поддерживают сексуальное просвещение, взять на себя эту функцию тоже не готовы. Они считают, что этим должны заниматься медики. И это верно — во многих зарубежных странах такие курсы преподают только специально обученные педагоги, психологи и социальные работники.

СПРАВКА «РД».

Исследования в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что более ⅔ родителей (по данным ВЦИОМ — 87%) никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Основную информацию подростки получают от подруг, друзей и из книг и журналов, которые «читают тайком».

— К сожалению, многие родители и даже педагоги не в состоянии грамотно, правдиво, доступно и спокойно объяснить детям, как они появились на свет, что с ними происходит в подростковом возрасте, как правильно предохраняться, чем опасны генитальные инфекции и даже как правильно осуществлять гигиенический уход за своим телом. В результате у детей может возникать чувство обиды на родителей за обман (про аистов и капусту), за травматический опыт. А это не способствует доверительным отношениям.

— Информация на сексуальные тему, пожалуй, самая доступная в Интернете и СМИ. Может, именно из-за этого существует отторжение?

— Да, к сожалению, сексуальное образование детей и подростков в обыденном консервативном сознании часто ассоциируется с сексуальным развращением. И легче его запретить, чем грамотно и комплексно, с учетом возраста и особенностей слушателей, разработать и внедрить.

Многие решения в России идут «сверху», а не снизу, от потребностей людей. И в целом, в нашей стране доминирует консервативный подход к половому образованию, который известный сексолог Игорь Кон называет «крестовым походом против сексуального образования» и «политической компанией, направленной против молодежи и женщин».

Почему уважаемый коллега так считает? Да потому, что он хорошо знает российскую и зарубежную статистику по этому вопросу. По абортам, СПИДу, сифилису мы лидируем и находимся на уровне развивающихся стран. Об этом противники введения курсов сексуального просвещения почему-то «забывают», говоря только о вреде контрацепции, мешающей рождаться большему количеству детей. Но у нас в России уже огромное количество никому не нужных сирот, часть из которых, выходя из детских домов в 16—17 лет, оказываются и дальше никому не нужны и пускаются во все тяжкие. И точно также оставляют своих детей, как оставили в свое время их. Давайте о них сначала позаботимся!

— Можно как-то изменить такой негативный подход?

— Здесь возможны два пути — или показать и доказать, что сексуальное образование действительно имеет целью сохранение репродуктивного и сексуального (не нужно лицемерить) здоровья нации. Но для этого нужно проводить грамотные рекламные компании.

Или второй путь — менять формулировку этого курса, поскольку само включение «импортного» слова «секс» для консервативной российской общественности является чем-то вроде красной тряпки.

СПРАВКА «РД».

Каждый второй подросток в России к 16—17 годам имеет сексуальный опыт. Среди людей, живущих с ВИЧ, каждый пятый — моложе 19 лет. Каждый десятый аборт в России делает девушка 15—19 лет. Большинство молодых женщин инфицируются ВИЧ в результате незащищенного полового контакта.

— Критики полового воспитания предполагают, что детям на уроках будут давать какие-то технические подробности. А что на самом деле должно входить в курс?

— Согласно опросам, существует несколько главных тем, которые волнуют и взрослых, и подростков: как уберечься от заболеваний, передающихся половым путем, от ВИЧ и от нежелательной беременности (свыше 75%), как научить уважению к противоположному полу (49%), информация о различиях между девочками и мальчиками в отношении к любви и сексу (44%), информация о сексуальных отношениях (45%), информация о физическом и духовном развитии человека (44%), как разрешать конфликты и строить устойчивые взаимоотношения (44%). Интересно, что задачу «отговорить от начала сексуальной активности до брака» упомянули только 13% взрослых и 12% подростков.

Так что сексуальное образование помимо вопросов здоровья должно развивать ряд неких психологических умений, которые, с одной стороны, являются частью общих жизненных умений. А с другой — необходимы для формирования здоровых, психологически комфортных сексуальных отношений. Это умение общаться, слушать собеседника, договариваться, отстаивать свое мнение, спрашивать совета и помощи, принимать решения. Программы обязательно должны включать обучение принципам равенства и взаимного уважения мужчин и женщин, защиты детей, психологии любви и ответственности, методам предотвращения сексуального насилия.

Другое важное умение включает в себя способность распознавать давление со стороны других людей и сопротивляться ему. Грамотно подготовленное сексуальное образование учит молодежь обсуждать многие нравственные и социальные вопросы, касающиеся секса и сексуальности, и при этом учитывать различные культурные и религиозные установки.

СПРАВКА «РД».

Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу провела анализ 68 проектов сексуального образования в разных странах мира. По данным отчета, 22 программы привели к «резкому увеличению (а не снижению!) среднего возраста начала половой жизни, а также к снижению количества половых партнеров, случаев нежелательной беременности и инфекций, передаваемых половым путем». Ни в одном из случаев не наблюдалось роста сексуальной активности среди подростков, а также уровня беременностей и ИППП. Лишь одна из программ, в которой рассказывалось только о воздержании, привела к росту сексуальных практик без проникновения.

— Если школа сама решит вводить такие уроки, нужно ли разрешение родителей?

— Нужно обязательно предупреждать родителей о содержании занятий и получать их согласие, желательно письменное, иначе родители имеют право подать в суд. Родители бывают очень разные. Существует примерно 5—8% консервативно настроенных родителей, которые могут отказаться от таких занятий. А есть такие, которые дарят своим шестнадцатилетним отпрыскам на день рождения проституток. Реальный случай, о котором я знаю.

Но большинство родителей находятся вне этих крайностей, они за грамотный научный подход к сексуальному просвещению подростков.

Сегодня самый большой «просветитель» молодежи — наше телевидение и Интернет. Родители очень редко являются просветителями в области сексуальности для своих детей. Некоторые мамы даже толком о менструациях с девочками не говорят и создают таким образом для них стрессовые ситуации. Родителям действительно это трудно сделать — далеко не у всех есть близкие и доверительные контакты с ребенком, не все они прирожденные педагоги и психологи. Данные одного исследования показывают, что в Москве между 14 и 18 годами лишь 11% юношей и 15% девушек обсуждали свои сексуальные проблемы с родителями. А в Уфе и в Великом Новгороде это делают в два-три раза реже, чем в Москве…


ЧТО У ДРУГИХ?


В Москве уроков полового воспитания нет. А вот как решают проблему подросткового сексбеспросвета в Великом Новгороде, в котором организовали «Школу здорового образа жизни».

Учеников 4-го, 7-го, 9-го и 10-го классов снимают на 1 неделю (!) с обычных занятий и читают им основы здорового образа жизни в каждом классе по 15—20 часов. Программа составлена и адаптирована новгородскими специалистами.

Учебно-методический план этой программы включает в себя психолого-педагогический раздел, медицинский раздел и юридический. Ученикам 4-го класса читают в основном про здоровый образ жизни — про хорошее зрение, необходимость соблюдать осанку, о том, что такое дружба и т. д. С 7-го класса психологи рассказывают о семье, ее функциях, семейных ролях. Медики читают о наркологических болезнях, о взрослении — отдельно для мальчиков и девочек.

Только начиная с 9-го класса, психологи начинают читать детям о психологии личности, супружества, о конфликтах, искусстве общения. Медики рассказывают им о заболеваниях подросткового возраста, возможных ИППП (инфекциях, передающихся половым путем). В 10-м классе с детьми продолжают беседовать о семье как социальном институте, основах семейного счастья, общении, говорят об отцовстве и материнстве, о детях, эндокринных изменениях у подростков и предупреждении ИППП (лекции и киноурок). Юристы свою часть лекций посвящают юридическим основам семьи, правам и обязанностям гражданина.

Школа «Здорового образа жизни» работает в школах Новгорода уже 9 лет и о ней положительно отзываются как подростки, так и педагоги с родителями.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА В СССР И РФ

История государственной программы сексуального образования в России, несмотря на свою краткость, имела и период относительного взлета.

Разговоры о том, что в стране нужно вводить сексуальное образование, начались в СССР еще в 1962 г. Но половое воспитание мыслилось прежде всего как воспитание нравственное. Для этих целей в Академии педагогических наук СССР был создан сектор этико-эстетических проблем полового воспитания, который занимался главным образом морализированием и пропагандой полного сексуального воздержания до 25—30 лет.

Введенные в школьные программы в 1983—1985 гг. курсы «Гигиеническое и половое воспитание» (12 часов в 8-м классе) и «Этика и психология семейной жизни» (34 часа в 9—10-х классах) были более близки к жизни. Однако новый курс не был методически подготовлен. Прежде всего, никто заранее не позаботился об обучении учителей, а в учебниках для школьников непосредственно о сексе было сказано крайне мало. Но в то же время вышли первые в СССР профессиональные публикации: «Половое воспитание и психогигиена пола у детей» Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана, «Родителям о половом воспитании» и «Воспитателю о сексологии» В. Е. Кагана.

Но в конце 90-х годов Министерство образования обратилось за содействием в ООН. И после сложных и длительных согласований летом 1996 г. получило от Фонда народонаселения ООН финансовую помощь для проведения экспериментальной работы. Согласно ей в течение трех лет должен был быть подготовлен 30-часовой курс полового воспитания в 7—9-х класса× 16 пилотных школ, чтобы на этой основе в дальнейшем создать необходимые программы, учебные пособия и т. д. К сожалению, то, что на скорую руку написали отечественные авторы, было ужасно. Эти люди не имели опыта работы в школе, они не учли ни возрастные особенности детей, ни местную специфику, ни размер школьных учебных планов. Ни один серьезный специалист их не видел, но Министерство образования напечатало работы в таком сыром виде и разослало по школам. Сначала текстам ужаснулась РПЦ, затем присоединились депутаты Госдумы. Депутаты квалифицировали план введения в России сексуального просвещения как угрозу национальной безопасности и следствие подрывной деятельности западных спецслужб. С этого момента на программе сексуального образования можно было ставить крест.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен