Архив

Время детское

Если после 30 человек впадает в детство глубоко и надолго, это может означать, что он, возможно, недоиграл в детстве

Потому что вместо «казаков-разбойников» и «вышибал» с друзьями родители водили его в музыкальную школу, кружок выжигания и секцию пинг-понга. Мы не намекаем сейчас, что всевозможные факультативы — это плохо. Главное — разобраться, что именно нужно вашему отпрыску, и не перегружать его понапрасну.

26 сентября 2008 18:27
3485
0

Потому что вместо «казаков-разбойников» и «вышибал» с друзьями родители водили его в музыкальную школу, кружок выжигания и секцию пинг-понга. Мы не намекаем сейчас, что всевозможные факультативы — это плохо. Главное — разобраться, что именно нужно вашему отпрыску, и не перегружать его понапрасну.

Cегодня суммарная занятость школьника в младших классах (уроки с домашними заданиями) доходит до 10−12 часов в день, в старших — до 16 часов и выше. При этом с каждым годом школьное расписание активно пополняется свежим ассортиментом предметов и факультативов. Уже все смирились с ОБЖ (основы безопасной жизнедеятельности), МХК (мировая художественная культура) и граждановедением, порадовались иностранному языку для второклашек и дополнительным часам информатики. Теперь начались разговоры об обязательном изучении второго иностранного языка! Все бы хорошо, если бы не один прискорбный факт: увы, но с таким количеством дисциплин общее качество образования заметно снижается. Ребенок не в состоянии усвоить такую лавину информации: каждый день на протяжении 11−12 лет его не покидает ощущение, что он ничего не успевает! Психологи называют это стрессом ограничения времени.


Учебный план

Вы все еще не передумали всесторонне развивать свое драгоценное чадо? Это хорошо. Потому что теперь можно добавить ложку меда в эту бочку дегтя. Правильно подобранные внешкольные занятия могут стать буфером, снимающим нервное напряжение и физическую усталость, и тем самым помочь ребенку выдержать сверхнагрузки в школе. Для этого надо руководствоваться простыми принципами.

— Вариант, когда весь день расписан по минутам и отпрыск перекусывает на ходу по дороге из «музыкалки» в бассейн, отметается сразу. Потому что так перечеркиваются все плюсы внешкольных занятий и появляется ряд причин для дополнительного стресса.

— Увлечение ребенка не должно превращаться в наказание ни для него, ни для других членов семьи.

— Определив своего отпрыска в дорогостоящую секцию или на какие-нибудь элитные курсы, не стоит требовать от него жертв («Я плачу за твой хоккей, а ты там ни разу так и не появился!») Ребенку может попросту наскучить новое хобби. И ничего ужасного в этом нет.

Если у вашего чада есть ярко выраженные таланты, долго выбирать кружки и секции не придется. Но зачастую малыш сам не знает, чего хочет. Психологи предупреждают родителей: не расстраивайтесь, если ребенок захочет сменить первый, с трудом подобранный кружок. В этом нет ничего плохого. Выявить его способности можно только методом проб и ошибок. Да и приобретенные разносторонние знания и навыки обязательно пригодятся и в школе, и в жизни.

Однако не все родители готовы с этим согласиться. Для них хобби любимого чада — это возможность реализовать свои собственные юношеские амбиции или шанс воплотить представления о том, что в жизни обязательно пригодится: «Пусть играет в теннис — у теннисистов такие бешеные гонорары!», «Иностранный язык сейчас востребован везде», «Бассейн очень полезен для здоровья». Все это, разумеется, чистая правда, только нельзя забывать, что из-под палки ничего хорошего не получится. Поэтому если вы твердо решили отдать свою дочь в секцию игры в гольф, не забудьте поинтересоваться ее мнением и постарайтесь хоть как-то увлечь малышку этой, без сомнения, аристократической забавой.


Курс на снижение

Многие дети скучают на уроках, но с удовольствием посещают секции и кружки. Секрет прост: там не ставят оценок, там нет строгой школьной дисциплины, там хвалят за малейшие успехи и позволяют заниматься тем, что по-настоящему интересно. Важный плюс внеклассных занятий — они резко повышают самооценку ребенка, снимают многие комплексы, учат правильно вести себя в коллективе. Там легко найти друзей — общие интересы сближают. Вдобавок ради любимого дела дети готовы на многое: они становятся самостоятельнее и ответственнее, они готовы раньше вставать, сами собирают спортивную форму или танцевальный костюм, сами запоминают расписание занятий. У родителей свои резоны: «Пусть лучше занимается спортом или рисованием, чем слоняется по улицам». Однако есть в этой области и важные ограничения.

Очень сложный период — начало учебы в школе. Но любящие папа с мамой упорно норовят заодно запихнуть своего первоклашку во все кружки без разбору. Психологи предупреждают: во время адаптации к школе ни в коем случае не следует нагружать ребенка дополнительными занятиями. До декабря желательно свести их к минимуму — не чаще одного раза в неделю. Не стоит начинать одновременно с общеобразовательной музыкальную и художественную школы.

К занятиям музыкой и рисованием лучше приступать за год-два до поступления в общеобразовательную школу либо подождать до третьего класса. Вхождение в учебу должно быть мягким. Первый и второй годы учебы ребенок должен привыкать к новому режиму нагрузок.

Одновременно не рекомендуется заниматься более чем двумя предметами или направлениями — это чревато перегрузкой. Вопреки расхожему мнению, что спорт — это лучший способ расслабиться, занятия малышей в спортивных секциях требуют особой осторожности. В этом случае специалисты настаивают на том, что остальные направления лучше вовсе исключить из-за большой физической нагрузки. Изучение иностранного языка детские психологи советуют начинать только после того, как ребенок научится читать на родном языке и избавится от логопедических проблем.

Идеальное время — с 7−8 лет, то есть со второго или третьего класса. А вот если в школе, в которую ходит малыш, изучение иностранного языка начинается с пятого класса, — самое время записываться на курсы.

Конечно, не раз и не два вам придется уговаривать ваше сокровище пойти на занятия — даже в самый любимый кружок. Однако настаивать стоит только в том случае, если вы абсолютно уверены: это всего лишь сиюминутное настроение, а не стойкое отторжение. Если подобные сцены повторяются чаще чем раз в месяц — задумайтесь. Возможно, вы мучаете английским талантливого спортсмена. Или заставляете петь способного программиста. Остановитесь на минутку и ответьте сами себе на вопрос: может, получится прожить и без этого? Может, не стоит все это ваших нервов и слез вашего ребенка? Присмотритесь: у него наверняка найдутся способности, которыми вся ваша семья будет искренне гордиться.

Фактическая часть:

— установившийся уровень нагрузки на сердечно-сосудистую систему первоклашек сопоставим с нагрузками космонавтов;

— 100% российских школьников имеют хронический дефицит сна;

— не менее 65% подвержены невротизму;

— 63% учеников имеют нарушения осанки, около 20% — проблемы со зрением.

Как понять, что ребенок перегружен:

• он худеет;

• часто жалуется на плохое самочувствие, головные боли;

• у него синяки под глазами;

• беспокойно спит и плохо ест;

• могут появиться навязчивые движения: подергивание мышц лица, век, нервные покашливания;

• ребенок грызет ногти;

• появляются запинки в речи, заикание;

• пропадает интерес к занятиям, к школе.