Архив

Уши против шума

Отоларинголог Татьяна Масленникова: «Ощущение заложенности у любителей плееров —первый признак начавшейся потери слуха»

С каждым днем все больше людей становятся обладателями персонального плеера. А уж подростки почти все без исключения ходят в наушниках.
И мало кто знает, что через несколько лет регулярного прослушивания музыки в наушниках можно навсегда остаться глухим.

28 сентября 2008 23:07
2411
0

С каждым днем все больше людей становятся обладателями персонального плеера. А уж подростки почти все без исключения ходят в наушниках.
И мало кто знает, что через несколько лет регулярного прослушивания музыки в наушниках можно навсегда остаться глухим.


Беспредел децибел

В толковом словаре В. Даля шум определяется как совокупность «нестройных звуков». Конечно, насчет стройных и нестройных — найдутся любители поспорить. Для кого-то тяжелый рок самая мелодичная на свете музыка, а кого-то она жутко раздражает. Но в любом случае, эволюция человека идет не так быстро, как технический прогресс. И еще 100 лет назад такой музыки, как сегодня, не существовало. Именно поэтому для нашего организма она все еще является шумом. К тому же уровень повседневного шума в больших мегаполисах за те же 100 лет вырос в разы. Все это, безусловно, не самым лучшим образом сказалось на наших ушах. То есть наушники плюс естественный для нашего города повышенный уровень шума — это гремучий коктейль для слухового аппарата.

Медики считают, что здоровое ухо способно уловить звуки в 10—15 децибел. Шепот оценивается уже в 20 дБ, шелест листвы — 25 дБ, шорох бумаги и тиканье часов — около 30 дБ, обычный разговор в 30—35 дБ. Крик — 60 дБ — уже вызывает дискомфорт. А опасный для здоровья уровень шума начинается от 80 дБ. В любых современных наушниках можно с легкостью достичь силы звука в 110—120 дБ. Врачи уже давно бьют тревогу и призывают людей ограничивать использование наушников. С чем это связано?


Почему «нервничают» слуховые нервы


Отоларинголог Татьяна Масленникова:

— Влияние внешнего шума на орган слуха может быть двух видов. Во-первых, это внезапный мощный звук (взрыв, залп и т. д.), который, безусловно, вызовет акустическую травму. Второй вид — длительное воздействие внешних шумов, которые приводят к постепенному развитию нейросенсорной тугоухости. То есть в первом случае потеря слуха происходит внезапно, и зачастую в первые три месяца ситуацию еще можно если не исправить, то хотя бы стабилизировать. В случае же длительного воздействия тугоухость, как уже сказано, развивается постепенно, и человек не сразу заметит ухудшение слуха. В этом-то и опасность: потеряется драгоценное время, так как после трех месяцев начинаются необратимые изменения и слух, как правило, восстановить уже невозможно.

Механизм потери слуха таков — при длительном и регулярном воздействии шума выше 85—90 децибел появляется опасность отмирания находящихся в среднем ухе ворсинок-отростков слуховых нервов. Всего их в организме около 30 тысяч. Отмирание половины из них еще не ведет к ощутимой потере слуха. А если погибает больше половины — человек погрузится в мир, в котором не слышно шелеста деревьев, жужжания пчел. С потерей всех слуховых ворсинок человек попадает в мир безмолвия. Кроме того, при длительном воздействии шума страдает не только слуховой аппарат, но и происходит перевозбуждение клеток коры головного мозга, что приводит к нарушению их работоспособности.

Первый признак начавшейся потери слуха — постоянный гул (звон) в ушах или ощущение заложенности. Как правило, это говорит о том, что уже начинает страдать звено звуковоспринимающего аппарата.

Меломанам известно, что наушники бывают нескольких видов. Меньше всего вреда слуховому аппарату приносят наушники открытого типа, звук которых рассеян (это когда музыку слышит не только тот, кто в наушниках, но и окружающие). Самые опасные для ушей так называемые вакуумные (или внутриушные) наушники. Они не пропускают внешних звуков человеку, и окружающим тоже не слышно ни одной нотки. Опасны они потому, что направленный микрофон проникает слишком глубоко в ухо и создает тем самым закупоренность звука. И чем меньше становится объем внутреннего пространства, тем большее давление на барабанную перепонку и ушные нервы.

«Важно еще и какую музыку вы слушаете, — считает Татьяна Масленникова. — Как это ни парадоксально, но музыка Моцарта слух только улучшает. Во Франции и Германии людей, страдающих тугоухостью, даже лечат музыкой этого композитора. Рок-музыка же характерна содержанием большого количества басов, которые очень негативно воздействуют на слуховой аппарат. Всем любителям прослушивания музыки в наушниках я НЕ рекомендую максимальный уровень громкости. После 15—20 минут пребывания в наушниках желательно сделать перерыв: ушам просто необходимо время на отдых и восстановление. Без перерыва музыку в наушниках лучше не слушать больше 1—1,5 часов подряд. И еще, всеми любимая привычка пользоваться плеером в транспорте — это дополнительная нагрузка на слуховой аппарат, так как к музыкальным шумам добавляются вибрации и грохот метро, автобуса».

Еще один неприятный факт, связанный с плеерами: по статистике, «любители музыки в ушах» чаще других пешеходов попадают в ДТП. Дело в том, что зрительный анализатор у большинства людей ведущий. Считается, что посредством зрения человек получает до 70% информации об окружающем. Даже если где-то раздается звук, мы рефлекторно поворачиваем голову, чтобы посмотреть. При использовании наушников создается искусственная замена ведущего зрительного на ведущее слуховое восприятие — зрительное уходит на второй план. Таким образом, мозг, получая информацию «с ушей», всю остальную расценивает как второстепенную. Это и приводит к снижению внимания.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

Американские нейрохирурги уже несколько лет изучают так называемый ритмический токсикоз — болезнь, которой страдают белые подростки, активно слушающие поп-музыку. При этом афроамериканцы не испытывают практически никакого дискомфорта, поскольку ритмы современной музыки у них в крови. Что же до белых, то, как показывают исследования, более органичной для них является музыка классическая, учитывающая естественные биологические ритмы.


* * *

В Китае более двух тысяч лет назад богохульников подвергали непрерывному воздействию звуков флейт, барабанов и крикунов, пока те не падали замертво.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм