Архив

В мастерской Папы Карло

«РД» продолжает акцию для неравнодушных взрослых

Мы продолжаем акцию для тех, кому не безразличны судьбы брошенных детей. В погожий субботний день девять ребят из детского дома № 12 побывали… в мастерской папы Карло.

28 сентября 2008 23:14
1529
0

Мы продолжаем акцию для тех, кому не безразличны судьбы брошенных детей. В погожий субботний день девять ребят из детского дома № 12 побывали… в мастерской папы Карло.

В театре работают не только актеры. Великое множество вспомогательных специальностей, без которых ни одна постановка не смогла бы существовать: костюмеры, гримеры, осветители, специалисты по изготовлению декораций…

Виктор Егорович Осипенко — уникальный человек и настоящий мастер своего дела. В Московском театрально-художественном колледже он заведует кафедрой театральных технологий, готовящей специалистов по театральным бутафориям. Нет ни одного театра в Москве, где бы не работали его ученики. Нет ни одной технологии, которой бы он не владел. Нужна хрустальная туфелька — пожалуйста. Сложные передвижные декорации — это тоже может Виктор Егорович. Куклы и маски из папье-маше, муляжи мечей и доспехов, скульптурные композиции, гончарные изделия — все это можно изготовить в его мастерской.

Вообще-то сюда не водят экскурсии, и это никакой не музей — это обычные для театральных работников учебные классы. Из «посторонних» Виктор Егорович пускает сюда только воспитанников детдомов, и ребята наведываются довольно часто. Однажды один мальчик спросил у Виктора Егоровича: «А вы случайно не Папа Карло?» Виктор Егорович такой и есть — улыбчивый и очень-очень добрый. Так с той поры и повелось — называть его рабочие классы «мастерской Папы Карло».

И вот в это чудесное место приехал наш автобус с ребятишками. Виктор Егорович специально вышел на работу в субботний день. Шумные и непоседливые дети, попав в мастерскую, сразу притихли. Кто же будет шуметь, когда показывают столько всего красивого и интересного?

Экскурсия началась с просмотра работ студентов. «Однажды мы летели на выставку вот с этими мечами, — показывает Осипенко на экспонаты, — так таможенники задержали нас в аэропорту, решив, что мы везем древнее оружие. Сколько же удивления было, когда они поняли, что это всего лишь бутафория!» Все «холодное оружие» ребята смогли потрогать своими руками. Конечно, всем без исключения мальчишкам и девчонкам захотелось сфотографироваться в доспехах и шлемах воинов разных эпох. Папа Карло с удовольствием им это разрешил.

Затем ребята узнали, как делают театральные куклы. «Все виды театральных кукол делятся на две большие группы: верховые куклы, которые находятся выше актера, управляющего ими, и низовые, которыми кукловоды управляют сверху, проще говоря, марионетки», — рассказывает ребятам Папа Карло. А они слушают с открытыми ртами — ведь за каждым на первый взгляд скучным словом стоит удивительная кукла мастера.

Кое-какие технологии дети смогли опробовать сами. В мастерской Виктора Егоровича есть все существующие в природе стамески и станки по дереву. И это не просто стареющие без дела предметы интерьера — все работает и постоянно находится в деле. Папа Карло выполнил все просьбы детей, показав, как действует каждый заинтересовавший их станок.

Потом ребятам удалось почувствовать себя настоящими скульпторами. Виктор Егорович рассадил всех по специальным столам, выдал по куску суперпластичной голубой глины и предложил им вылепить первое, что придет на ум.

— Некоторые даже не знают, что в них сидит талант скульптора, пока не попробуют что-нибудь вылепить, — сказал Папа Карло. — Я предлагаю вам всем проверить свои таланты.

Кто-то долго сидел и не мог поймать эту самую первую мысль, а кто-то с ходу принялся за работу. И действительно таланты тут же заявили о себе. У 10-летнего Игоря Гребенкина получился чудесный гномик с портфелем на спине.

— Красивый такой, характерный, — обрадовался Виктор Егорович.

Игорь, услышав похвалу в свой адрес, тут же вылепил еще и сказочный домик для своего человечка. А Саша Митрофанов решил слепить те вкусности, которые он очень хотел бы есть каждый день, — пирожные, шоколадки, мороженое. Ребята так втянулись в роль скульпторов, что уходить никто не хотел. Очень много времени провели они в мастерской, но впереди было много всего интересного, и, постепенно закончив работу, ребята двинулись дальше.

А дальше была гончарная мастерская и мастер-класс по технике «папье-маше»: «Папье-маше по-французски значит „рваная бумага“. Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени». После демонстрации произведений Виктора Егоровича из папье-маше воспитатели и дети немедленно потребовали рецепт фирменного клея.

Напоследок все ребята получили подарки от Папы Карло. Он разрешил им забрать эскизы-картинки разных работ. Я спросила у 10-летнего Игоря напоследок: «Пойдешь сюда учиться?» — «Конечно!» — «И я! И я! И я!» — загалдели со всех сторон ребята. Виктор Егорович расплылся в счастливой улыбке.

Но и это еще не все. Покинув мастерские колледжа театральных технологий, ребята отправились в расположенный неподалеку музей «Веселый букварь», о котором мы уже не раз писали в «РД». Как оказалось, в этом музее немало работ Виктора Егоровича Осипенко, который является художественным консультантом музея. Здесь ребята побывали в веселой стране Забукварье. Понюхали ароматные буквы из корицы и мяты. И даже примерили на себя костюмы разных букв. Уставшие, но, по моим наблюдениям, довольные ребята отправились к себе домой, в детский дом № 12.