Архив

Вам и не снилось

Как мы не увидели «R. E. M.»

На дворе лишь январь, но событие, претендующее на титул «главное рок-н-ролльное надувательство года», уже случилось. Отмена концерта «R. E. M.» в Санкт-Петербурге (единственная российская дата в ходе всего мирового турне рок-легенд) стала почти трагедией для наших музыкальных меньшинств. Собственно, на этой странице вы должны были прочитать о том, как здорово увидеть Главную Американскую Группу. Если бы…

7 февраля 2005 03:00
1265
0

На дворе лишь январь, но событие, претендующее на титул «главное рок-н-ролльное надувательство года», уже случилось. Отмена концерта «R. E. M.» в Санкт-Петербурге (единственная российская дата в ходе всего мирового турне рок-легенд) стала почти трагедией для наших музыкальных меньшинств. Собственно, на этой странице вы должны были прочитать о том, как здорово увидеть Главную Американскую Группу. Если бы…



Аббревиатурой R. E. M. принято обозначать фазу быстрого сна — то есть тот период в несколько секунд, когда вам эти сны, собственно, являются. Символично. Нам этот сон увидеть было не суждено. Группа из разряда «на любителя», но с репутацией одного из самых влиятельных рок-коллективов в мире, впервые и, видимо, в последний раз могла оказаться в России, но радости немногочисленных рок-эстетов помешала таможня, не пропустившая фуры с реквизитом. Музыканты извинились, менеджмент выплатил неустойку, и рок-караван уехал в Хельсинки. Нам же остаются лишь отчеты о том, что делали и говорили «R. E. M.» в странах, где проблем на таможне не возникло.

Тур в поддержку альбома «Around the Sun», тринадцатой пластинки группы, уже признан одним из самых масштабных путешествий «R. E. M.» за последние годы. Впечатляющих размеров сцена, большие экраны, специальная компьютерная графика, которую сам Майкл Стайп разрабатывал вместе с режиссерами действа — все это как ностальгия по временам, когда «R. E. M.» были образцом рок-мейнстрима.

Латышские рок-надежды «Brainstorm», попавшие на разогрев к Стайпу и Ко в Восточную Европу и Прибалтику, хором говорят, что именитые американцы просто светятся от счастья и совсем не напоминают клерков, измученных рутиной. Критики тем временем раздают комплименты очень осторожно. Ликующая толпа (даже предельно спокойные эстонцы за считанные дни раскупили восемь тысяч билетов) — всегда хороший аргумент; тем не менее «R. E. M.» из разряда «солнца, греющего миллионы», давно перевели в «симпатичную, но малозаметную планету-спутник».

«У каждой группы есть этапы карьеры, — со знанием дела говорит Майкл Стайп. — Если вам везет, то вы становитесь популярными, переживаете период бурной славы. Потом неминуемо падение, и если вы счастливчики, то есть шанс стать популярными опять. Нам же всегда было наплевать. Мы играли концерты, записывали пластинки. Иногда это совпадало с массовыми вкусами, иногда нет. Когда мы начинали, то были альтернативщиками; сейчас, спустя двадцать лет, „R. E. M.“ опять не в мейнстриме. Прибавьте к этому мою сексуальную ориентацию, и может показаться, что вокруг сплошные неудачи. Тем не менее нас очень любит народ».

Для коллектива, который сумел раскошелить рекорд-лейбл на 80 миллионов долларов за пять альбомов (этот контракт в свое время был абсолютным рекордом), звучит, конечно, излишне кокетливо. Но их действительно любят, и только американские медиабоссы удачно маскируют свои чувства.

«В Америке нас очень долго не крутили ни по радио, ни по MTV, — уверен гитарист Питер Бак. — Странное дело: Боб Дилан всегда в ротации, а мы нет. Можете объяснить, почему? В итоге мы гораздо популярнее за пределами Америки, чем на родине. Стоит уехать в Италию или Ирландию, как появляется повод ощутить себя «битлами».

Через несколько месяцев «R. E. M.» вновь возвратятся в Европу. Остается лишь надеяться на ловкость наших промоутеров и свободные дни в графике группы. А вдруг и правда приедут?