Архив

Правила боя

Егор БЕРОЕВ: «Мне повезло. В Фандорине мало плохого»

Несколько лет назад страна помешалась на Фандорине: приключениями Эраста Петровича зачитывались все. Сейчас ажиотаж вокруг знаменитого персонажа книг Бориса Акунина несколько спал, тем не менее экранизацию второго романа «Турецкий гамбит» ждут давно и с нетерпением.

28 февраля 2005 03:00
955
0

Несколько лет назад страна помешалась на Фандорине: приключениями Эраста Петровича зачитывались все. Сейчас ажиотаж вокруг знаменитого персонажа книг Бориса Акунина несколько спал, тем не менее экранизацию второго романа «Турецкий гамбит» ждут давно и с нетерпением. Афиши, гласящие «от продюсеров «Ночного дозора», предполагают нечто очень спецэффектное, Первый канал — нечто масштабное, бюджет в 3,5 миллиона долларов — нечто зрелищное, фамилии — Балуев, Башаров, Певцов, Ильин, Куценко, Лыков — нечто любопытное, а приписка «по мотивам одноименного романа» — нечто интригующее. Что же такое «Турецкий гамбит» на большом экране, можно узнать уже сейчас: премьера состоялась 22 февраля. А что осталось за кадром картины, «МК-Бульвар» выведал у Егора Бероева, он же — Эраст Петрович Фандорин собственной персоной.



— С Акуниным мы знакомы давно. Когда я был маленький, мы с дедушкой ездили к нему на дачу. Я помню, у него была какая-то детская машина, и я на ней катался. Но вот книги я читал не все… Наш Эраст Петрович на экране отличается от литературного персонажа в «Гамбите», он более живой. Мы с режиссером Джаником Файзиевым сознательно сделали его несколько иным, чем в романе. Акунин очень волновался перед просмотром картины, но после сказал, что ему очень понравилось.

Режиссер сразу увидел в Бероеве фандоринские качества: статный мужчина двухметрового роста; врожденная интеллигентность; сочетание простоты, юношеского темперамента с мужественностью. Куда больше проблем возникло с исполнительницей главной женской роли: Варвару Андреевну искали очень долго. В результате роль Вари досталась молодой актрисе Ольге Красько, которой уже сейчас прочат большую славу и кинопремии.

— Джаник — тот режиссер, который стремится к правдоподобию. И все, что нас окружало — военный лагерь, корчма, где мы в кости играем, грязные болгары, оружие, костюмы, — было сделано невероятно достоверно. Со времен русско-турецкой войны сохранилось множество гравюр, выполненных военными художниками. Все эти гравюры, зарисовски, репродукции картин были развешаны по гримвагенам, костюмерным.

Хотя режиссер и говорит, что «Турецкий гамбит» — это не военно-исторический фильм, а детектив, к воссозданию того времени подошли тщательно. Например, ружье с оптическим прицелом, из которого стреляет Анвар Эфенди, — сложная конструкция с подзорной трубой — реальный образец ружья, выпущенного именно в тот год, когда шла русско-турецкая война. А воздушный шар, с помощью которого русские наблюдают за расположением турецких войск, сделан так, как если бы его построили в то время.

— Эпизод с воздушным шаром снимался десять дней, частично на улице — было еще очень холодно, частично в павильоне. Выпадение из корзины, когда турки отстреливают две веревки, на которых висит корзина, мы с Олей Краско делали без каскадеров: сами висели на одних руках, сами карабкались. Это было сложно. Непростая сцена была с каретой, когда мой герой, вися под ее днищем, пробирается в расположение турецких войск. Четыре дня снимали этот эпизод: снизу, сверху, сбоку, изнутри. Но больше всего проблем было с собаками, которые должны были бежать за каретой и лаять: чтобы снять этот кадр, пришлось месяц их тренировать.

Снаряды в фильме рвались по-настоящему. Во время съемок одного из эпизодов, когда Фандорин лежал, притаившись в траве, рядом с актером разорвался пиротехнический заряд. Егора на время оглушило, а лицо и тело посекло осколками. Съемки остановили, Бероеву оказали срочную помощь. К счастью, главный герой быстро поправился. Досталось и режиссеру: во время съемок одного из взрывов в ногу Файзиеву воткнулся осколок снаряда.

— Фильм «Турецкий гамбит» отличается от романа, но я считаю, мы имели право на «переделывание» Акунина. И сделали это, как мне кажется, достойно. Я слышал чье-то мнение, что наконец-то сняли фильм так, как это делали двадцать лет назад: искренне, с трогательным, добрым и патриотичным героем. Наверное, в любом актере после года работы над фильмом остаются какие-то черты его персонажа. Я всегда стараюсь оставлять самое лучшее. А у Фандорина плохого мало. Или вообще нет. Так что мне повезло.