Архив

«Hа обочине»

Sideways

Словосочетание «американское независимое кино» двухтысячные превратили в бессмысленный оксюморон, закрепив его за режиссерами слабыми и зависимыми. За Александром Пейном тень независимости ходит давно и теперь явилась вперед него на церемонию вручения «Оскаров». Фильм «На обочине», выдвинутый на премию Американской киноакадемии в пяти номинациях, получил-таки приз за лучший сценарий.

7 марта 2005 03:00
973
0

Режиссер Александр Пейн. В ролях: Пол Джаматти, Томас Нэйден Черч, Вирджиния Мэдсен, Сандра О, Джессика Хэч.

Словосочетание «американское независимое кино» двухтысячные превратили в бессмысленный оксюморон, закрепив его за режиссерами слабыми и зависимыми. За Александром Пейном тень независимости ходит давно и теперь явилась вперед него на церемонию вручения «Оскаров». Фильм «На обочине», выдвинутый на премию Американской киноакадемии в пяти номинациях, получил-таки приз за лучший сценарий. Трагикомическое путешествие двух друзей в винный городок Лос-Оливос для начала описано в романе Рекса Пикетта, типичном призраке американской литературы. Герои-лузеры, унылый юморок, ничего не обещающая завязка и ничего не проясняющий финал. В 60-е на таком материале можно было подготовить пощечину общественному вкусу. Тогда фильму вместо «Оскара» достался бы фунт общественного презрения в придачу к горстке поклонников из числа умников и умниц американской глубинки. Так начинали чудики вроде Гаса Ван Сента и Тома Ди Чилло. Однако на дворе — совсем не 60-е, да и Пейн уже не новичок: предыдущий его фильм «О Шмидте» участвовал в Каннском конкурсе и также получил «Оскар», правда, за лучшую женскую роль. Сегодня мало кого удивишь тем, что люди с экрана пьют вино ведрами, изменяют подружкам и вообще спустились к нам не с обложки глянцевого журнала, а притянуты за уши из пустячного анекдота. Сюжетная линия, едва очерченная пунктиром, тоже мало кого испугает. И в том, что фильм «на ура» приняли те, кого он создан всячески возмущать, нет никакого фокуса. Причина не в раскрутке, которой не было, а в том, что на сеансе фильма «На обочине» никому не станет жарко или холодно (если, конечно, не сломается кондиционер), никто не сломается и вдруг не вздрогнет. Кому-то, может быть, станет смешно. А на выходе кто-то с глубокомысленным облегчением обязательно скажет: «Да, видели мы ваше независимое кино. Милая дурь».