Архив

Высокий шатен в черном ботинке

На заре туманной юности начинающий актер Марат Башаров любил заходить в чаты под чужими именами и придумывать самые невероятные сплетни про себя, любимого. «Ой, девчонки, видела тут Башарова на одной вечеринке. Он, оказывается, теперь встречается с актрисой N!» Чуть позже, когда Марат из начинающего актера превратился в бывалого, он уже не скрывался и охотно рассказывал подобные истории журналистам. Про то, как учился в Лондоне, про сногсшибательные западные кинопроекты… В итоге биография Башарова обросла таким количеством небылиц, что даже близкие приятели актера порой путаются. Похоже, пришло время положить конец этой глобальной мистификации.

1 апреля 2005 04:00
3348
0

На заре туманной юности начинающий актер Марат Башаров любил заходить в чаты под чужими именами и придумывать самые невероятные сплетни про себя, любимого. «Ой, девчонки, видела тут Башарова на одной вечеринке. Он, оказывается, теперь встречается с актрисой N!»

Чуть позже, когда Марат из начинающего актера превратился в бывалого, он уже не скрывался и охотно рассказывал подобные истории журналистам. Про то, как учился в Лондоне, про сногсшибательные западные кинопроекты… В итоге биография Башарова обросла таким количеством небылиц, что даже близкие приятели актера порой путаются. Похоже, пришло время положить конец этой глобальной мистификации.



Факт абсолютно достоверный: в актеры Марат Башаров попал совершенно случайно. Вообще-то он собирался стать юристом. И даже поступил на юридический факультет МГУ. Все изменил один разговор — со старшим братом Марата. В итоге российская юриспруденция раз и навсегда потеряла ценного (хотя кто знает?) специалиста.

Марат: «Мой брат — театральный критик. Он-то и рассказал, что его знакомый режиссер ставит „Кентервильское привидение“ Оскара Уайльда в „Современнике“ и ищет молодого человека на одну не очень большую роль. „Сходи хотя бы ради прикола“, — уговаривал меня брат. Ну я и сходил. И неожиданно прошел пробы. Короче, до МГУ я уже так и не добрался. Появился там только через месяц после начала занятий — чтобы забрать документы. Весь сезон играл в театре, а на следующий год поступил в Щепкинское театральное училище, на курс к Виктору Коршунову».

Но если быть уж совсем точным, то и в юристы Башаров не очень-то рвался. Просто после школы нужно было куда-то поступать, а этот факультет всегда считался престижным. Мечтал же Марат исключительно о спорте. Восемь лет он занимался хоккеем, с ним и связывал свое будущее. И если бы не травма с заковыристым названием «ревматоидный моноартрит», возможно, его жизнь пошла бы совсем по другому сценарию.

Марат: «Но любовь к спорту осталась. Я и сегодня, если есть свободное время, стараюсь пару раз в неделю погонять на льду с клюшкой в руках».

Еще он время от времени играет в футбол. Но об этом рассказывает реже — потому что все внимание слушателей тут же переключается на партнеров по команде: вместе с Маратом мяч пинает Олег Меньшиков, а иногда к ним присоединяется Никита Михалков.

Марат: «Олег — наш иницизатор. Ой, инизиатор. Ну, ты меня поняла. Инициатор, одним словом. Он вообще человек заводной, можно позвонить ему с предложением встретиться, и он через полчаса не только приедет сам, но и еще притащит с собой шумную компанию».


Дети китайских пчеловодов


С Олегом Меньшиковым (ну и с Никитой Михалковым, само собой) Марат Башаров познакомился на съемках фильма «Сибирский цирюльник». Принято считать, что именно после этой картины молодой актер проснулся знаменитым. Хотя на самом деле узнавать в лицо его стали раньше — еще когда он был студентом «Щепки». Правда, сейчас сей факт совершенно забыт широкой публикой.

Марат: «Когда мне было девятнадцать лет, я снимался в рекламе средства от прыщей. Ее англичане делали. Все очень серьезно: на съемки приехал их гример, честь по чести — с коробкой искусственных прыщей».

— Представляю себе эту чудную картину: входит на съемочную площадку чопорный англичанин с чемоданчиком в руках. Открывает его, а там — целые россыпи прыщей…

Марат: «И клеили их мне очень высокохудожественно! Сначала живого места на лице не оставили! Режиссер меня увидел, аж ахнул: „Ноу-ноу-ноу, половину убираем“. Со второй попытки получилось вполне миленько. Правда, уже на съемках выяснилось, что это средство настолько термоядерное, что если у тебя на лице нет особых проблем, то лучше держаться от него подальше — можно вообще кожу испортить. Поэтому в кадре я мазался обычной сметаной. Вот так и снимали: ненастоящим средством боролись против ненастоящих прыщей!»

Да… Зато слава пришла самая что ни на есть настоящая. Вся шпана из соседних кварталов, завидев Марата, издалека приветствовала его дружным «Здорово, прыщавый!». Даже гаишники узнавали и сочувствовали: «Ладно, езжай, прыщавый!»

Марат: «Тогда эту рекламу не только крутили по телевидению, но и еще завесили все стены в метро постерами с моей физиономией. Приходилось, спускаясь в подземку, держаться подальше от этих плакатов».

— Никита Михалков тоже в этой рекламе присмотрел тебя для «Сибирского цирюльника»?

Марат: «Не знаю, это уж у него надо спросить. На самом деле еще до „Цирюльника“ я сыграл у Никиты Сергеевича в „Утомленных солнцем“ — в ма-а-аленьком эпизоде. Мы вместе с моим другом Егором Дроновым изображали там таких бравых танкистов. Помните эпизод, когда старушка бьет парня в шлеме и очках? Это я и есть: если Егору доверили сказать пару фраз, то меня только молча по грязи возили (эх, дурень, надо было хотя бы очки снять, чтобы народ меня запомнил!). Но мне все равно те съемки понравились: сидишь себе целый день, плюешь в небо, потом десять минут снимаешься, а вечером получаешь законно заработанные деньги. Красота!»

После «Утомленных солнцем» Никита Михалков не забыл про видного танкиста. И пригласил в свой телевизионный проект «Сентиментальное путешествие на Родину. Музыка русской живописи». И вот там Башаров — в роли рыбака — уже не молчал, а очень даже пел.

Марат: «Я сам ему предложил: «Никита Сергеевич, а я ведь не только удить рыбу могу». И затянули мы с моим однокурсником знатную вещицу — что-то про речку, с красивой мелодией, на два голоса. Михалков тут же загорелся: «Все! Беру! На титры пойдет!..» И уж только после этого был «Сибирский цирюльник».

На роли юнкеров Михалков отобрал около тридцати вы-пускников театральных училищ. Честно их предупредил: народу много, а основных ролей — всего пять. Поэтому всем добровольцам предлагается такой вариант: бросить вольную жизнь в столицах и поехать на два-три месяца в Кострому — жить в настоящих казармах военного училища согласно местному уставу. Ну, а там уж — кому повезет.

Марат: «На тот момент я только окончил училище и меня приглашали сразу в несколько московских театров. Но я решил рискнуть и попытать свое счастье у Михалкова. Хотя надежд не было никаких. Честно признаюсь, когда Никита Сергеевич обмолвился, что мне стоит подумать над ролью юнкера Полиевского, поначалу даже не поверил в свою удачу: я! буду играть одну из главных ролей!»

Но практически в первый съемочный день Марат чуть все не запорол. Снимали сцену после бала: юнкер Полиевский едет в санях и рассказывает историю про родинку. И ведь знал Марат свою роль назубок, но как только Михалков кричал: «Камера! Мотор!», слова куда-то пропадали. Никита Сергеевич показал тогда настоящий мастер-класс — как выводить из ступора молодых артистов.

Марат: «После десятого дубля Михалков отвел меня в сторону. „Ну что, бздишь?“ — спрашивает. „Бздю“, — отвечаю честно. „Ну, пойдем“, — говорит он и ведет меня в свой вагончик. Там налил целый стакан виски. „Я, — говорит, — тоже бздю“. Выпил я вслед за ним — залпом! полный стакан! — и… сыграл сцену с первого же дубля».

— А говорили, что на съемках «Сибирского цирюльника» царила суровая дисциплина. И алкоголь был под запретом, и жили вы в казармах, и ложились спать по звонку…

Марат: «…И вставали ровно в шесть: пять минут на помывку и бритье, три — на одевание и построение. Все это было. Но конечно, тайком, после команды «Отбой!», мы себе позволяли кое-что. У многих из нас под подушками лежали грелки с водкой — чтобы офицеры не догадались. А еще нас спасал Олег Меньшиков. Его поселили в отдельной комнате, и мы иногда собирались у него — вроде как роль подучить. «Репетировали» порой до самого утра. На площадку приходили опухшие, глаза — как щелки. В итоге за эти ночные посиделки гримеры прозвали нас «детьми китайских пчеловодов».

— Еще рассказывают, что юнкер Башаров не только нарушал распорядок, но даже умудрился подраться с голливудским актером Лайемом Нисоном…

Марат: «Да ладно, это было сто лет назад. Ну, повздорили два мужика, всякое бывает. Но, во-первых, нас тогда быстро разняли, а во-вторых, после того случая мы с ним помирились и даже выпили вместе».

Два мужика повздорили в Праге. Там, на студии «Баррандов», англичане снимали фильм «Отверженные» с Умой Турман и Лайемом Нисоном, а Марат прибыл туда в составе съемочной группы «Сибирского цирюльника». Что именно стало поводом для схватки, Башаров не признается до сих пор. Просто говорит, что голливудская звезда повела себя крайне неприлично.

Марат: «А прошлым летом я опять был на той студии — Владимир Хотиненко снимал в Праге фильм „Гибель империи“. И как-то раз он предложил мне: мол, здесь как раз сейчас находится актер Лайем Нисон, могу вас познакомить. Я отвечаю: „Спасибо, но я с ним уже знаком“. Лайем меня, конечно, тоже вспомнил. Но это не помешало нам вечером поехать вместе попить пивка. Да что там: милые бранятся — только тешатся».

С «Сибирским цирюльником» связан и еще один вовремя потушенный международный скандал. Когда съемочная группа приехала в Канны представлять картину, Марат Башаров опять распустил руки.

Марат: «Да, этот случай я до сих пор вспоминаю! (Марат мечтательно улыбается. — Авт.) Жили мы в шикарном отеле „Карлтон“, на одном этаже с Джереми Айронсом и Клаудией Шиффер. Правда, о соседстве с такими именитыми людьми я узнал чуть позже — когда, выйдя из своего номера, увидел в коридоре сногсшибательную блондинку в сопровождении двух мужчин. Только оказавшись поближе, я обнаружил, что это — Она, Самая Красивая Девушка Мира Клаудиа Шиффер. Ну, а дальше — короче, не знаю, что на меня нашло, но когда мы поравнялись, я неожиданно даже для самого себя погладил ее по заднице. Как-то непроизвольно получилось — руки сами потянулись. Конечно, тут же ко мне подбежали охранники, я начал их успокаивать: „Sorry, sorry, it’s o’key“, вежливо улыбаться. Но за этот случай мне не стыдно: кто же такой шанс упустит — потрогать Клавушку за задницу?! Ведь скорее всего не доведется больше встретиться…»




Амели Маратовна


Зато с другой барышней, тоже тесно связанной с «Сибирским цирюльником», Марат встречается до сих пор — в собственной квартире. Лиза, законная супруга Башарова, работала на картине заместителем директора.

Марат: «С того времени знакомлюсь с ней каждое утро: „Здравствуй, Лиза“. Если серьезно, то мы с ней были представлены друг другу аж дважды. Еще за три года до „Цирюльника“ пересекались в одних и тех же компаниях — она училась тогда на экономичес-ком факультете ВГИКа. А потом заново познакомились на съемках у Михалкова».

— Это правда, что ты увел Лизу от мужа?

Марат: «Я бы не стал называть это таким некрасивым словом — „увел“. Люди встречаются, люди прощаются: к моменту нашего второго знакомства она уже не жила со своим мужем, хотя они и были расписаны. Увел — это когда взял, посадил ночью на белого коня и увез в темноту, разрушил семью. В нашем же случае все было порушено уже до меня».

В сентябре прошлого года у Лизы и Марата родилась дочь — Амели. Кстати, во время родов Лиза еще раз доказала, что не зря ее называют деловой леди. Когда у нее начались схватки, будущая мать спокойно позвонила мужу (он находился в это время на другом конце города), села за руль и… поехала в роддом. И пока обезумевший от нахлынувших чувств Марат с бешеной скоростью гнал в тот же роддом (очень хотел успеть к рождению дочки), успела благополучно родить. Так что к палате жены Башаров прибыл уже молодым отцом.

Марат: «На кого похожа дочь? Я на этот вопрос отвечаю так: верх — на Лизу, низ — на Владимира Владимировича Путина».

— Ужас какой!

Марат: «Да просто мне постоянно задают этот дурацкий вопрос! Ни на кого не похожа, на себя саму — Амели Маратовну Башарову».

— Имя, наверное, ты придумал?

Марат: «А то кто же?!»

— В честь фильма «Амели»?

Марат: «Ну да. Мне так понравилась эта картина и исполнительница главной роли — актриса Одри Тоту! Когда мы узнали, что у нас будет девочка, я залез в Интернет и начал искать имя на букву „а“ — чтобы побыстрей с этой задачей расправиться. Афродиту пропустил, Амалия мне не глянулась, а вот Амели тут же воскресила в памяти картину. К тому же позже оказалось, что Амели — древнее персидское имя, оно означает умиление и восторг. Лиза, правда, сначала была против. Говорила: „Нет, это невозможно, ее постоянно будут сравнивать с героиней фильма“. Я соглашался: „Хорошо, давай послушаем твои предложения“. — „Может быть, Мартой назовем?“ Тут уж я не выдержал: „Лиза, ну представь: появится у нее в жизни человек, который, не дай бог, сильно картавит. Как он ее будет называть? Ужасней не придумаешь: Магта Магатовна Башагова“. В итоге мы остановились на Амели».

— Это правда, что и Лиза, и Амели стали мусульманками?

Марат: «Да, еще осенью. К нам домой приходил мулла, прочитал молитву. И еще мы с Лизой обвенчались согласно татарским традициям. Этот обряд называется ниххах — невеста должна при свидетелях попросить у будущего мужа все, чего она хочет. Естественно, если девушка попалась неглупая, она просит то, что действительно может получить. А мужчина — опять же при свидетелях — говорит, когда он исполнит ее желание. Это может быть и через год, и через два, и через десять лет. Но если в положенный срок он не выполнит обещание, супруга вправе забрать все и уйти от мужа».

— И что Лиза загадала?

Марат: «А вот этого я не буду говорить».

— Что-то очень личное?

Марат: «Нет, вполне материальное. Всегда просят чего-то материального».

— Почему же? Она могла попросить, к примеру, чтобы ее муж через десять лет стал президентом. Или чтобы бросил пить.

Марат: «Это было бы очень глупое желание: мусульмане ведь не пьют».

— Но Марат Башаров, как известно, очень даже не прочь пропустить рюмочку-другую.

Марат: «Ну да, я выпиваю. Сознаюсь, грешен. Но Лиза попросила именно материальное. Кстати, ты в курсе, почему на Востоке все женщины ходят, обвешанные с головы до ног золотом и драгоценностями? Потому что в любой момент муж может выгнать жену из дома, вот им и приходится носить все добро на себе».




Стекло в чешуе


А ловко он повернул разговор! И действительно, тема пьянства уже отработана прессой по полной программе. После каждой вечеринки с участием Башарова обязательно найдется хоть одна газета, которая опубликует его фото с рюмкой. А еще любят журналисты вспоминать Марату одно его старое интервью, где он — как обычно, в шутку, — обронил: мол, как настоящий мусульманин, всегда мечтал иметь несколько жен и пытаюсь мечту эту воплотить в жизнь. Поэтому амурные связи актера вездесущие репортеры ищут всегда и везде. Только за последний год Башаров, судя по заголовкам желтой прессы, уходил от Лизы к Марии Бутырской (один раз), бросал ее ради Кристины Орбакайте (три раза) и крутил романы со всеми девушками, участвующими в съемках сериала «Холостяки» (подсчету не поддается).

Марат: «Лиза у меня ревнивая. Но что ж поделаешь, такая у меня профессия — быть все время на виду. Еще Станислав Говорухин, когда я играл в «Ворошиловском стрелке» роль отъявленного негодяя и насильника, подарил ей на день рождения стих с намеком — чтобы не сильно переживала из-за моих экранных перевоплощений:

«Ты, Лиза, прости,

попытайся помиловать,

Да, он пытался

ее изнасиловать,

Разбитая морда

тому доказательство.

Но есть смягчающее

обстоятельство:

Чтоб жизнь не испортили

слухи нам,

В кино он снимался

у Говорухина".

— А как Лиза отнеслась к твоему участию в спектакле «Lady’s night» — вы ведь там в финале всей дружной мужской компанией исполняете настоящий стриптиз. Не страшно было приглашать жену на премьеру?

Марат: «Да нам самим страшно было играть! Лизу-то я заранее подготовил: еще когда шли репетиции, я каждый вечер приходил домой и показывал ей на кухне свежеотрепетированные движения. А вот маму на премьеру не решился позвать — пригласил ее, когда стало поспокойнее. Хотя… я и сейчас боюсь».

— Чего?

Марат: «Раздеваться! Это очень приятно, как оказалось, но в то же время и очень страшно. К тому же если первые спек-такли мы играли с подстраховочкой — на нас были надеты стринги телесного цвета (больше, конечно, для самоуспокоения, ничего они не закрывают), — то сейчас под халатами уже нет абсолютно ничего! И бывают, скажу я, случаи, когда кто-то из ребят в этих халатах путается, полы распахиваются… Тогда в зале сразу же проносится крик: «Ах ты! Ух ты! Видел? Видел!»

— Для этой роли ты брал уроки стриптиза?

Марат: «Конечно, с нами занимался постановщик — профессиональный стриптизер. Вдобавок мы постоянно ходили в один стрип-клуб — перенимали, так сказать, опыт. Но потом поняли, что у нас лучше получается. Веселей — это уж точно!»

— И все-то тебе удается. Если посмотреть последние нашумевшие кинопремьеры, почти везде в титрах стоит твоя фамилия. Пора уже, кажется, завоевывать западный рынок. Причем я где-то читала, что ты участвовал в нескольких зарубежных проектах. Но больше никаких подробностей не слышала…

Марат (после долгой паузы, отводя глаза): «Да и я не слышал».

Только тут я понимаю, что он еле сдерживается от смеха.

Марат: «Да пошутил я, пошутил! Я же не предполагал, что журналистка из серьезного журнала окажется такой доверчивой. Она меня долго пытала: где снимался, где не снимался. Ну я и начал что-то придумывать: включил пятую передачу и — вперед! Про съемки у англичан, про работу с американцами. А она знай себе строчит в блокноте: «Как, уточните, называется фильм?» Не знаю почему, но первое, что пришло в голову, было слово «чешуя». Так потом и вышло в той публикации: «Марат Башаров снялся в фильмах «Стекло» (Великобритания) и «Чешуя» (США)».

Еще из придуманного: не верьте официальному буклету, где черным по белому написано, что Башаров долгое время учился в Лондоне. Это тоже враки, хотя сейчас Марат даже не может вспомнить, кому и при каких обстоятельствах он это рассказал. И про частную школу актерского мастерства в Париже — тоже не верьте.

Марат: «Когда у меня активно начали брать интервью — одно за другим, я решил сам для себя: буду всем рассказывать разные истории. Ведь это так скучно — постоянно повторять одно и то же. Но до конца претворить эту идею в жизнь у меня, к сожалению, не всегда получается. Хотя я стараюсь как могу».

…Вот сижу я, перечитываю наше интервью и все пытаюсь угадать, где же он соврал на этот раз. Так что если вы найдете какие-то неточности раньше меня, будьте добры, дайте знать.