Архив

«Кто сказал — необучаемые?!»

В столичном «детсаде будущего» малышам с диагнозом спасают будущее

Есть дети, которые не посещают детский сад. Их не возьмут даже в коррекционный. Скажут: неперспективные, необучаемые. В «Лекотеке» (со шведского — «собрание, коллекция игрушек») таких слов не знают.

6 октября 2008 17:39
2930
0

Этот детский сад находится на метро «Автозаводская». Лариса возит сюда ребенка с «Профсоюзной». Шесть остановок на метро плюс пересадка.

Семья Н. ездит вообще с «Янгеля». Каждое утро они сажают свою 6-летнюю девочку в тяжелую инвалидную коляску и везут ее 12 остановок до «Чеховской», пересаживаются (то есть на руках перетаскивают коляску по ступенькам) и едут еще 3 остановки. Семья — это мама и старенькая бабушка. Папу унес тот же аист, что принес ребенка.

Вот что это за садик — «Лекотека» на Автозаводской! Ресурсный центр ЮНЕСКО. Победитель московского конкурса «Детский сад будущего». Последняя надежда для тех малышей, которых больше никуда не берут.

Есть дети, которые не посещают детский сад. Их не возьмут даже в коррекционный. Скажут: неперспективные, необучаемые. В «Лекотеке» (со шведского — «собрание, коллекция игрушек») таких слов не знают.

— Что значит «необучаемые»? — говорит директор садика Елена Морина. — Кто это сказал? Если ребенок может хоть немного сосредоточиться, мы работаем.

— А… до какого уровня их можно реабилитировать, скорректировать? — мой вопрос получается довольно корявым, потому что речь идет о маленьких детях.

— А смотря какую цель ставить. Даже в одном диагнозе — разные уровни. Кто-то за год научается складывать из кубиков слова, а кто-то — жевать. И это — тоже достижение…


Зачет по залезанию

Детей приводят-привозят-приносят на руках к 10 утра. Их пока — 24, но садик может принять гораздо больше. Каждому ребенку, в зависимости от состояния, пишется индивидуальная программа. Занятия, обычно, проводятся тоже индивидуальные: в комнате один ребенок, один педагог и один родитель.

Есть микрогруппы для навыков общения — на два-три ребенка. Ну, а на фольклорных занятиях вообще — дым коромыслом. Там и пять ребятишек может собраться. Елена Юрьевна предложила мне посмотреть, как проходит урок физкультуры…

…Большой зал с мягким цветным инвентарем. Горка высотой около метра. За ней стоит мама с игрушечным львенком в руке. Львенок прыгает по горке и маминым голосом зовет: «Во-ва! Иди сюда! Вова!» У Вовы (все имена детей изменены. — Авт.) — синдром Дауна. Он сидит под горкой и не хочет никуда лезть. Но рядом — преподаватель по физкультуре Дмитрий Клочков. Он мягко и настойчиво убеждает мальчика поработать. И Вова ползет по скату, хватаясь за края, добирается до верха и удовлетворенно съезжает.

— А ну, давай еще попробуем!

И Вова, помедлив, карабкается снова. Это — результат, и, судя по реакции мамы и педагога, отличный. Из таких вот мелочей и складывается прогресс, иногда — очень серьезный.


Логопед в шкафу

Иван. Задержка развития, гиперактивность, агрессия.

— Когда я привела сюда сына, он был грозой всех детских площадок, — рассказывает его мама. — Но начал сюда ходить — и вот спустя год Ваня интересуется книгами, чего раньше не делал. Он всех любит, всем рад в песочнице. Не было контакта с сестрой, теперь она — лучшая подруга.

Маша. Не говорила, не жевала, развлекала себя однообразными движениями.

— Теперь она не хочет находиться одна, — говорит ее мама. — Научилась бегать. Она тянет играть взрослых, появилось больше звуков. Может долго повторять один звук, как будто тренируется. Это произошло после занятия с логопедом в шкафу.

— В шкафу, было такое! — улыбается Елена Юрьевна. — Маша тогда пришла к логопеду и полезла в шкаф: что там такое? Логопед невозмутимо полезла за ней, и они там в шкафу преспокойно позанимались. Надо лечь? Педагог ляжет. Ребенок рисует красками руками прямо по столу? Он присоединится…

В то время как педагог работает с ребенком, мама может пойти на консультацию к психологу. Родителям это надо так же, как и детям.

— Это Миша. Атипичный аутизм, — Елена Юрьевна показывает фотографию. — Он уже пошел во вспомогательную школу. Сейчас к нам ходит его младший брат с таким же диагнозом. У него болезнь развилась после того, как папа ушел, а мама бросила кормить. Температура была 40 градусов, весь посерел, думали — не выживет. Мама его просто ненавидела, говорила, что хочет избавиться. Так теперь она его обожает!

— А что бы мама делала, если бы к вам сына не водила?

— Что и раньше. Сидела бы дома и плакала…

— А папы-то к вам не часто ходят.

— Нет, есть и папы. Но полных семей у наших детей — не больше 10%. Папы трусливо уходят. Хотя есть и другие случаи. Мама Маши вышла замуж второй раз — отчим в девочке души не чает, очень много в нее вкладывает.


Много хороших людей

…Женя. Аутизм. «Полевое поведение» — все время ходит туда-сюда. Но после занятий в «Лекотеке» она уже может 10 минут сидеть заниматься за столом.

Сюда приводят детей с самыми тяжелыми случаями в ЮАО. А началась история «Лекотеки» с того, что в детском саду № 26 собралась команда молодых профессионалов, имеющих опыт работы с детьми-инвалидами. И вскоре замначальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования Мария Цапенко предложила им открыть при саде коррекционное отделение — «Лекотеку». Отделение быстро наполнилось детьми.

Потом появился второй хороший человек — начальник ЮОУО Нина Минько, которая добилась выделения под «Лекотеку» большого помещения и денег. Третий хороший человек — Валентина Кленяева, начальник отдела дошкольных образовательных учреждений ЮОУО ДО Москвы, — выделила автобус. Теперь дети будут ездить на конеферму к маленьким лошадкам.

— Когда мы освоимся в помещении, все будет выглядеть так. Во-первых, консультационный пункт для родителей, — Елена Юрьевна на листочке рисует схему работы сада. — В него можно прийти с любым вопросом…

— А можно с дурацким: почему ребенок дерется?

— Это не дурацкий! — с жаром возражает директор. — И работать мы будем не с тем, что он дерется, а будем искать и корректировать причину. Дальше — служба ранней помощи для детей от двух месяцев при риске нарушения развития.

Третье — группа кратковременного пребывания для социализации детей. В ближайших планах — дистанционное обучение: если ребенок по состоянию здоровья не сможет часто посещать центр, ему установят компьютерное оборудование дома, и специалисты будут работать через веб-камеру.

— Хорошая у вас работа. Наверное, так радостно, когда результат видишь…

— Да, иногда думаешь: «20 лет стажа, а ты за сегодня ничего не дала!» — говорит Елена Юрьевна. — Но один шаг вперед — и ты чувствуешь себя таким героем!

Тел. «Лекотеки»: 675−27−99, директор Елена Юрьевна Морина.
Адрес: ул. Автозаводская, дом 8.

Как доехать: м. «Автозаводская», посл. вагон из центра, выход направо. Жилой дом, который будет перед выходом, обойти справа. Вторая дверь после салона красоты с вывеской «Лекотека».