Архив

Реалити-шоу: история в кинодеталях

«Жизнь как искусство» — эта избитая фраза все чаще находит свое отображение в кинематографе. И, как бы цинично это ни звучало, чем трагичнее факт из жизни, тем больше у него шансов стать блокбастером. Будь то история серийного убийцы, стихийное бедствие или террористический акт.

25 июля 2005 04:00
1162
0

«Жизнь как искусство» — эта избитая фраза все чаще находит свое отображение в кинематографе. И, как бы цинично это ни звучало, чем трагичнее факт из жизни, тем больше у него шансов стать блокбастером. Будь то история серийного убийцы, стихийное бедствие или террористический акт.

После теракта в Лондоне сразу два режиссера объявили о том, что собираются снимать фильмы, основанные на реальных событиях. Стивен Спилберг решил вспомнить террор, устроенный палестинской экстремистской группировкой против израильской сборной во время Олимпиады 1972 года в Мюнхене. А Оливер Стоун обратился к теракту этого века — атаке «Аль-Каиды» на Нью-Йорк 11 сентября 2001 г., в результате чего были снесены башни-близнецы Всемирного торгового центра.

Спилберг снимает свой фильм по книге «Месть», рассказывающей об агентах «Моссада», отомстивших за убийство одиннадцати израильских спортсменов. Режиссер намерен реабилитировать евреев в глазах мировой общественности. Зви Замир — глава «Моссада» в 70-х годах — лично пообещал помочь режиссеру любой информацией, которая ему потребуется.

Оливер Стоун положил в основу своего фильма историю двух полицейских — сержанта Джона Маклафлина и офицера Уильяма Джимено, — последних людей, спасенных из-под обломков ВТЦ. В роли сержанта будет сниматься Николас Кейдж. Фильм, название которому пока не придумали, выйдет к пятилетней годовщине трагических событий 11 сентября. Этой картиной Стоун хочет почтить память всех погибших во время теракта людей.

Учитывая значимость обоих режиссеров, можно предположить, что выход этих фильмов станет большим событием. Другие экранизации реальных историй тоже наделали немало шума. О некоторых из них решил вспомнить «МК-Бульвар».



СПИСОК ШИНДЛЕРА

США, 1993. Режиссер Стивен Спилберг.

Правда: В 30-х годах прошлого века немец чешского происхождения, член нацистской партии Оскар Шиндлер открыл в Кракове фабрику по производству металлических изделий и нанял в качестве персонала евреев из гетто. Во время Второй мировой войны, из чувства сострадания к своим работникам, Шиндлер помог спастись из фашистского концлагеря Аушвиц 1100 евреям. После войны эмигрировал в Аргентину. В 1958 году вернулся в Германию. Последние дни жизни провел между ФРГ и Израилем. Умер в 1974 году в Хильдесхейме (Германия).

Вымысел: Режиссеру Стивену Спилбергу не удалось получить разрешение снимать в Аушвице. Декорации концлагеря были построены рядом с забором Аушвица в «зеркальном виде». Это единственная «вольность», которую позволили себе создатели фильма. Хотя реальные участники тех событий утверждают, что фильм «не показывает всех добрых дел, сделанных Шиндлером для евреев».

За кадром: Фильм снят по одноименной книге Томаса Кенилли. Главного героя сыграл актер Лайам Нисон. Стивен Спилберг отказался от гонорара за фильм, сказав, что это будут «кровавые деньги». Единственный «цветной» персонаж черно-белой картины — маленькая девочка в красном пальто. Она могла бы стать плодом фантазии режиссера, если бы после выхода фильма не нашлись свидетели, вспомнившие такую девочку в краковском гетто. Ее имя Рома Лигоцка. Реальный же «список Шиндлера» был найден в квартире Оскара Шиндлера в Хильдесхейме лишь в 2000 году.



ТЮРЕМНЫЙ РОМАНС

Россия, 1993. Режиссер Евгений Татарский.

Правда: В январе 1990 года в Ташкенте был арестован рецидивист Сергей Мадуев по кличке Червонец. Его отконвоировали в питерские «Кресты». Следствие по делу убийцы и грабителя Мадуева вела прокурор по особо важным делам Наталья Воронцова. Червонец смог настолько вскружить голову молодой женщине, что та решила помочь сбежать преступнику и передала в камеру пистолет. Сергей решился на побег в мае 1991 года. Ранив одного охранника и взяв в заложники другого, он стал продвигаться к выходу, но его скрутили сотрудники изолятора. Побег не удался. Червонец умер в колонии от сердечной недостаточности в 2000 году. Прокурору дали 7 лет лишения свободы.

Вымысел: В «Тюремном романсе» преступнику, убив нескольких человек, удалось сбежать из следственного изолятора, но беглеца смертельно ранили.

За кадром: Александр Абдулов очень хотел сняться у Евгения Татарского. И так получилось, что в один и тот же день режиссер прочитал в газете необычную историю любви преступника и прокурора, а актер был в «Крестах», где ему рассказали об этом же случае. Вместе они решили снять фильм, после которого Мадуев стал настоящей знаменитостью.



АПОЛЛОН−13

США, 1995. Режиссер Рон Ховард.

Правда: 11 апреля 1970 года был произведен запуск космического корабля «Аполлон−13». На пути к Луне взорвался кислородный резервуар, причинив серьезный ущерб служебному отсеку. Все три астронавта — Джим Ловелл, Джек Свигерт и Фред Хейз — чуть не погибли в космосе от удушья, но сумели использовать лунный модуль как «спасательную шлюпку» во время долгого, крайне напряженного возвращения на Землю. Известная фраза, вошедшая в обиход: «Хьюстон, у нас проблема» — была произнесена Джимом Ловеллом именно во время этого полета.

Вымысел: Джим Ловелл на самом деле левша, однако сыгравший его Том Хэнкс категорически отказался писать левой рукой во время съемок картины. Ловелл простил Хэнксу эту маленькую неточность в своем изображении. Причем не факт, что Кевин Костнер, которого астронавт видел в роли самого себя, тоже стал бы для фильма леворуким: Кевин, как и Том, — правша.

За кадром: Фильм снят по книге «Утерянная Луна», автором которой был астронавт Джим Ловелл, сам переживший катастрофу в космосе. Исполнителям главных ролей — Тому Хэнксу (Джим Ловелл), Кевину Бэйкону (Джек Свигерт) и Биллу Пэкстону (Фред Хейз) — пришлось пройти не только инструктаж специалистов НАСА, но и частично все те упражнения на симуляторах, что проходят настоящие астронавты. Прежде всего для того, чтобы они могли играть в условиях искус-ственной гравитации, которые им создали на авиабазе в Хьюстоне (Техас). Джим Ловелл оказывал посильную помощь создателям картины, причем не только консультациями. Джим принес на съемочную площадку предметы, которыми пользовался в космосе: кофейную кружку, спортивный костюм и т. п. Более того, некоторые изображения Земли из космоса были взяты с фотографий Джима Ловелла, сделанных им во время полета «Аполлона−8». Сам Джим Ловелл также появился в картине, но лишь на несколько секунд: он сыграл эпизодическую роль офицера американских ВВС.



ПРОРЫВ

СССР, 1986. Режиссер Дмитрий Светозаров.

Правда: В Ленинграде в апреле 1974 года в только что построенные тоннели Кировско-Выборгской линии метро ворвалось 45 тысяч кубометров воды и песка. Чтобы плывун не затопил следующие станции, были установлены насосные установки, и даже из местного зоопарка привозили сено, чтобы хоть как-то заделать дыры. Для восстановления тоннеля впервые в мире было применено азотное замораживание. Позднее ученые сделали вывод, что если бы не слаженная работа проходчиков и пожарных, то все здания, находящиеся над тоннелями, превратились бы в руины.

Вымысел: Одну из идей для фильма подал Андрей Краско, предложив режиссеру Дмитрию Светозарову вписать в сценарий братьев-близнецов, один из которых труженик и общественник, второй — пьяница и лентяй. А после трагедии «плохой» превратится, естественно, в хорошего.

За кадром: Съемки фильма шли в настоящих тоннелях ленинградского метрополитена. Режиссер принципиально отказался от комбинированных кадров и пытался в точности восстановить картину затопления. До сих пор остается непонятным, как партийные кинодеятели разрешили съемки «Прорыва», рассказывающего о реальной катастрофе. Ведь долгое время об этой аварии предпочитали не говорить. Группа «Машина времени», записавшая саундтрек к картине, впервые использовала шестиканальную систему записи и воспроизведения звука. По тем временам это считалось настоящим аудионоваторством. После выхода фильма на экраны строители тоннеля под Ла-Маншем обратились к нашим специалистам за консультацией.



МОНСТР

США, 2003. Режиссер Пэтти Дженкинс.

Правда: В конце 90-х годов проститутка Эйлин Вуорнос убила семь своих клиентов, чтобы получить с них деньги, не выполняя работы. В 1991 году ее арестовали и приговорили к смертной казни. Приговор вступил в силу в октябре 2002 года: Эйлин ввели смертельную инъекцию.

Вымысел: До исполнения приговора Вуорнос передала режиссеру все свои письма и ответила на сотню вопросов, которые интересовали Дженкинс во время подготовки к съемкам. Тем не менее Пэтти признает, что Эйлин в фильме получилась «более человечной, чем в жизни».

За кадром: За роль Эйлин Шарлиз Терон получила «Оскар», который ей вручили 29 февраля 2004 года — в день рождения Эйлин. Съемки фильма частично проходили в тех же местах, в которых Вуорнос подыскивала себе клиентов. Знавшие серийную убийцу люди выступали в качестве консультантов.



МАМА

Россия, 1999. Режиссер Денис Евстигнеев.

Правда: 8 марта 1988 года семья музыкантов Овечкиных (мама, восемь сыновей и три дочери) захватила самолет «Ту−154», следовавший рейсом Иркутск—Ленинград, и потребовала изменить курс на Лондон. Летчики убедили захватчиков сделать дозаправку в Финляндии и посадили самолет на военном аэродроме, где его взяли штурмом. Пятеро угонщиков были убиты на месте, еще двое — ранены (они получили шесть и восемь лет лишения свободы). Четверо отпущены на свободу по малолетству.

Вымысел: В отличие от фильма, в котором мать осталась в живых, на самом деле ее застрелил один из сыновей по ее же просьбе.

За кадром: Сцена угона снималась на четырех подмосковных аэродромах: «Внуково», «Шереметьево», «Жуковский» и «Чкаловский». «Захватывали» три разных самолета, при этом у каждого приходилось тщательно закрашивать современные знаки и эмблемы. Психбольницу, в которой по сюжету лежал один из старших сыновей, снимали в интерьерах заброшенной московской швейной фабрики, где возвели декорацию: огромный цех разделили решетками и заполнили кроватями. В этом же помещении проходили съемки фильмов «Крестоносец−2» и «Сибирский цирюльник». В кадре герой Олега Меньшикова постоянно читает какую-то книгу. Это «Горе от ума» Грибоедова. Дело в том, что как раз во время съемок «Мамы» Олег готовился к постановке спектакля «Горе от ума».



ИДЕАЛЬНЫЙ ШТОРМ

США—Германия, 2000. Режиссер Вольфганг Петерсен.

Правда: В ночь с 31 октября на 1 ноября 1991 года рыболовецкое судно «Андреа Гейл» из Глостера (штат Массачусетс) попало в сильнейший шторм, зарегистрированный метеорологами и прозванный ими «идеальным штормом». Высота волн во время урагана достигала 30 метров. Но капитан судна Билли Тайн, узнав о штормовом предупреждении, решил не возвращаться, а продолжать лов рыбы, от которой зависело благосостояние семей рыбаков. Не выжил никто.

Вымысел: Вскоре после выхода фильма родственники рыбаков Билли Тайна (Джордж Клуни) и Дэйла Мерфи (его сыграл актер Джон Си Рейли) подали на создателей картины в суд. В частности, в иске говорилось, что Тайн «ложно изображен как эмоционально отстраненный, опрометчивый, идущий на неоправданный риск, ушедший в себя, подавленный, болезненно самолюбивый и одержимый человек». В общем, семья капитана была уверена, что режиссер обвинил Тайна в непрофессионализме. Суд продолжался два года, и кинематографисты были признаны невиновными. По мнению судьи, создатели фильма имели полное право на собственную интерпретацию исторических фактов.

За кадром: Фильм «Идеальный шторм» был снят по одноименной книге Себастьяна Джангера. В картину вошли документальные кадры различных штормов, взятые из архивов теленовостей. Тот самый «идеальный шторм» в фильм не попал, так как его можно было снимать только со спутника. Корабль «Леди Грейс», исполнявший в фильме роль «Андреа Гейл», сейчас находится в Глостере в качестве памятника рыбакам, погибшим в море.



ВЗБЕСИВШИЙСЯ АВТОБУС

СССР, 1990. Режиссер Георгий Натансон.

Правда: 1 декабря 1988 года в г. Орджоникидзе (нынешний Владикавказ) пятеро вооруженных преступников захватили автобус с тридцатью школьниками и их учительницей. Они потребовали крупную сумму денег в валюте и самолет до Тель-Авива, рассчитывая на то, что Израиль, не имевший на тот момент дипломатических отношений с СССР, предоставит им убежище. 2 декабря бандиты согласились освободить четвероклассников и педагога, взяв в заложники экипаж самолета «Ил−76». Они долетели до Тель-Авива, где были арестованы и выданы СССР. Все угонщики получили максимальные сроки заключения.

Вымысел: Из соображений секретности операция по захвату террористов была изменена.

За кадром: Режиссер Георгий Натансон присутствовал на всех заседаниях суда по этому делу. Там он познакомился с женой одного из захватчиков, которая согласилась помочь Натансону в создании картины. Каждый раз после суда они шли пить кофе и разговаривали о ее муже-бандите. По сценарию, предполагались съемки в Израиле, но таких денег у Госкино не было, как не было и дипломатических отношений между странами. Тогда режиссер написал министру иностранных дел Эдуарду Шеварднадзе письмо с просьбой о помощи и подписался: «Режиссер, постановщик фильма «Посол Советского Союза» (очень популярного на тот момент. — МКБ). Шеварднадзе поручил это дело ответственному работнику МИДа Игорю Иванову, который после долгих переговоров сумел получить разрешение на съемки. В результате фильм «Взбесившийся автобус» стал первой советской картиной, которую снимали в Израиле.