Архив

Сам себе режиссер

Как исправить сценарий своей жизни?

«Ухожу в монастырь!», «Да гори все синим пламенем!», «Ну хоть вешайся!». Типичная реакция людей, наступающих на свои любимые грабли. У одного в очередной раз не ладятся отношения в коллективе, другого снова подводят друзья, третьего бросает седьмая по счету невеста. Кажется, эти люди много лет подряд играют одну и ту же роль в постылой пьесе. Что делать — мрачно покориться судьбе или попробовать переписать сценарий собственной жизни?

1 октября 2005 04:00
1210
0

«Ухожу в монастырь!», «Да гори все синим пламенем!», «Ну хоть вешайся!». Типичная реакция людей, наступающих на свои любимые грабли. У одного в очередной раз не ладятся отношения в коллективе, другого снова подводят друзья, третьего бросает седьмая по счету невеста. Кажется, эти люди много лет подряд играют одну и ту же роль в постылой пьесе. Что делать — мрачно покориться судьбе или попробовать переписать сценарий собственной жизни?



«Я начал жизнь в трущобах городских и добрых слов я не слыхал…» В наше время неудачники редко обитают в столь люмпенских условиях. Напротив, психологические проблемы обычно скрываются за весьма благополучным фасадом.

Богемная девушка Вероника — классический тому пример. Родилась она в обеспеченной семье, и, как говорили в старину, не одна добрая фея побывала у ее колыбельки. Среди «подарков» новорожденной шуршала нарядной оберткой женская притягательность, поблескивал юмор, холодно мерцал ум. Девочка незаметно превратилась в прелестную девушку, закончила МГУ и стала успешной писательницей — ее иронические детективы пользовались стабильной популярностью. Однако в ее личной жизни творилось нечто загадочное. Словно повторялась одна и та же серия мексиканского сериала — ее, красавицу и умницу, бросал очередной возлюбленный, и она оплакивала это событие так отчаянно, будто умер близкий родственник. Нервные срывы повторялись с пугающей периодичностью, и когда на горизонте замаячила серая тень суицида, кто-то из испуганных друзей 26-летней писательницы отвел ее к психологу. Вероника узнала много интересного о природе своего недуга. Особенно она удивилась, когда врач совершенно серьезно попросил ее вспомнить свою любимую сказку.


Вероника не желает умирать

В детстве каждый из нас терроризировал родителей какой-нибудь сказкой — постоянно заставляя перечитывать ее с утра до ночи. Повзрослев, мы быстро забываем про своих любимых Буратин и Дюймовочек — даже не подозревая, что простенький сюжет уже отпечатался у нас в подсознании и незаметно программирует наше будущее. Согласно последним исследованиям психологов, любимые детские сказки очень сильно влияют на дальнейшую судьбу человека. Они формируют четкие жизненные установки: наши поступки, поведение и — самое главное! — выбор в кризисных ситуациях.

Любой психоаналитик скажет вам, что корни любых проблем надо искать в детстве. Но сказки — это, пожалуй, что-то новенькое! Ты сидишь уже четверть века, поджидаешь своего принца — и все впустую! А оказывается, во всех твоих проблемах виновата негодяйская Золушка, которая в детстве запрограммировала твою ранимую психику!

На самом деле разобраться и исправить эту головоломку не так уж сложно — надо лишь понять, какой именно эпизод задел за живое, взбудоражил фантазию, вызвал желание переживать его вновь и вновь. Он может стать трамплином — или камнем преткновения.

Вернемся к истории писательницы Вероники. Выяснилось, что в дошкольном возрасте она обожала мультфильм «Снежная королева», могла пересматривать его сотни раз. Особенно она любила финал — когда Герда своими слезами разрушает злые чары и ледяное сердце Кая вновь становится живым. Как повезло Герде — и как не повезло Веронике! В ней уживались то же стремление разделить с любимым все трудности, то же всепрощение. Только родилась она не в сказке! Писательницу всегда привлекали сложные молодые люди, которых она любила больше, чем они ее. Она свято верила, что своей любовью сможет растопить их холод. Она не учла лишь одного — реальным мужчинам не нужна исповедальная честность и преданный взгляд декабристки, им скучны раскрытые тайны женского сердца.

Психолог предложил Веронике сконцентрироваться на другом, более триумфальном моменте той же сказки. Например, когда Герда сказала Снежной королеве: «Уйди!» — и та растаяла от такой неслыханной дерзости. Вероника отнеслась к «сказочной» терапии с изрядной долей скептицизма, но рекомендации все же последовала. Не пропадать же зря деньгам (и немалым!) за консультацию.

Что же случилось дальше? У писательницы время от времени появлялись новые воздыхатели. И есть подозрение, что они были бы не прочь скинуться и нанять киллера, чтобы наказать слишком умного психолога. Дело в том, что Вероника стала сама бросать мужчин. Мстила им за былые страдания. Сейчас, к счастью, ей наскучила «охота за черепами», она вышла замуж за одного из своих самых настойчивых ухажеров.


Развилка девяти дорог

Первым о наличии незримого жизненного сценария догадался известный американский психолог Эрик Берн. Натыкался ли он на одну и ту же сосну в вечерних сумерках или жена встречала его на пороге одной и той же приветливой фразой, история умалчивает. Важно другое: ученый понял, что повторяющиеся события указывают на некий план в человеческой судьбе. Он рождается в подсознании, формируется в раннем детстве и со временем проявляется в реальности — часто против воли самого «актера». Оказывается, вариантов сценария не так уж много — «жизнь-достижение цели», «жизнь-подготовка», «жизнь-творчество», «жизнь-трата времени», «жизнь-грезы», «жизнь-диссидентство», «жизнь-рок», «жизнь-регламент» и «жизнь-подвиг». Поразительно, но все космическое разнообразие судеб укладывается в девять стандартных схем. Классификация более лаконичная, чем тридцать семь сюжетов Шекспира. Вычислить свой сценарий несложно — достаточно хорошенько встряхнуть воспоминания детства.

Взрослая жизнь казалась заманчиво-прекрасной, но в то же время полной утомительных забот и трудов? Такой ребенок наверняка будет оттягивать наступление зрелости и прятаться за учебой. После школы и института он сразу же пойдет на какие-нибудь курсы и со временем обязательно пожелает украсить себя вторым и третьим образованием, сидя на шее у своих родителей. Понятно, что это «жизнь-подготовка».

Тихий «хорошист», которого не всегда замечали в классе, самоутверждался в собственном воображении — читал взахлеб Дюма или Сабатини, представляя себя то галантным мушкетером, то беспощадным пиратом, или «зависал» в Сети на разнообразных форумах и в чатах, или часами слушал любимую музыку в наушниках. Типичный пример «выключения» из суровой реальности — «жизнь-греза».

Парень — неформальный лидер, заводила, который мог подговорить весь класс сесть спиной к неугодному учителю? Такие, когда взрослеют, становятся либо успешными бизнесменами, либо — что, увы, вероятнее — одержимыми игроками, не знающими слова «стоп» (помните старуху из «Игроков» Достоевского, которая вопила в казино: «Живая не буду — отыграюсь!»? Яркая иллюстрация «жизни-рока»).

Родители или обстоятельства пытаются иногда повлиять на жизненный сценарий человека, но, как правило, это бесполезно. Вспомним историю Скарлетт О'Хара — типичный вариант «жизни-достижения цели». Когда война и героический пример подруг-аристократок вынудили ее работать в госпитале медсестрой — то есть втиснули в рамки «жизни-подвига», она взбунтовалась и в итоге сбежала.

Сетовать на то, что вам достался не слишком симпатичный жизненный сценарий, — пустая трата времени. Да и сравнивать их так же бессмысленно, как бразильскую сельву, льды Северного полюса и среднерусский пейзаж. На всякий товар есть свой купец — поэтому плохих сценариев не существует. В корректировке нуждаются лишь «жизнь-грезы» и «жизнь-трата времени». И то потому, что они мешают развитию личности.


Маска, я тебя увольняю!

К сожалению, желание сменить свой жизненный сценарий редко возникает во время мирной прогулки по тенистому парку или за чтением томика Акунина. Как правило, оно вспыхивает после сильного унижения или потрясения. Помните, как в «Служебном романе» Новосельцев буквально с цепи сорвался, когда грымза Людмила Прокофьевна презрительно проигнорировала его знаки внимания? Конечно, ей и в голову не пришло, что «отец мальчика и мальчика» неожиданно для себя решил сломать скучный сценарий собственной «жизни-регламента», — забыв про страх и субординацию.

Впрочем, если вы не намерены дожидаться серьезного кризиса, можно исправить свой сценарий уже сейчас. Попробуйте проанализировать однотипные, повторяющиеся помимо вашей воли неприятные ситуации и понять свою роль в этом «фильме ужасов». Трезво оценивайте именно свои действия, а не характер или поведение других участников событий — «клеветников» и «завистников». Что провоцирует неудачу — какие слова, поступки, может, бездействие? Вычислив закономерности, попробуйте в привычных обстоятельствах сделать что-то новое — хотя бы в порядке эксперимента. «Расколдовать» вас может и человек, чьим мнением вы дорожите, — друг, муж, тренер, врач. Он должен снять установку на провал, сказав вам просто: «Я уверен, что завтра ты поставишь своего шефа на место (прыгнешь с парашютом, попросишь прибавку к зарплате, найдешь интересную работу)». Хотя и в этом правиле есть исключение. Иногда слова близких вы пропускаете мимо ушей, зато фраза, брошенная случайным знакомым, может в корне изменить вашу жизнь. Правда, всю жизнь ждать милости от великодушного незнакомца было бы крайне наивно.

И наконец — вспомните любимую сказку! Какой момент вас обрадовал, взволновал, насторожил? Не отзеркаливается ли эта ситуация в вашей жизни негативно? Если да, то сконцентрируйте внимание на другом эпизоде той же истории, более приятном. Взрослому человеку эта игра может показаться пустой тратой времени — но она действительно «работает». Проверьте, не пожалеете.

Но не забывайте — игра стоит свеч лишь тогда, когда сценарий действительно «душит» вас. Возможен и другой вариант — встреча с любимыми граблями не лишена для вас драматичного шарма! И вы наступаете на них всякий раз с тайным, но ни с чем не сравнимым наслаждением. Тогда не морочьте себе голову жизненными сценариями — и вперед, на самое желанное в мире свидание!



Жизнь-рок

Девиз: «Хоть немного еще постою на краю…»

Достоинства: жажда деятельности, целеустремленность, харизматичность, красноречие, уверенность в успехе

Недостатки: отсутствие чувства опасности, предела своих возможностей, неправильная самооценка

Примеры: Владимир Высоцкий, леди Диана, Михаил Ходорковский



Жизнь-творчество

Девиз: «Служенье муз не терпит суеты»

Достоинства: нестандартное мышление, креативность, равнодушие к комфорту, работоспособность, сила воли

Недостатки: резкие перепады настроения, мучительная зависимость от собственного успеха, ранимость, равнодушие к общественным и служебным обязанностям, иногда — к делам семьи

Примеры: Майя Плисецкая, Альберт Эйнштейн, Винсент Ван Гог



Жизнь-диссидентство

Девиз: «Ломать — не строить»

Достоинства: амбициозность, эрудированность, ироничность, наблюдательность, умение критиковать «не в бровь, а в глаз»

Недостатки: неуживчивость, склонность к интригам, самовлюбленность, эгоизм

Примеры: Эдуард Лимонов, Валерия Новодворская, Жанна Агузарова



Жизнь-достижение цели

Девиз: «Вижу цель — пройду сквозь стену»

Достоинства: завышенная оценка своих шансов, уверенность в управляемости мира, открытость суровой правде в сочетании с верой в победу, способность нести ответственность и рисковать, устойчивость к стрессу, отсутствие в лексиконе слов «не могу»

Недостатки: эгоизм, зацикленность на главной идее, недостаточное внимание быту, семье, детям, узкий круг интересов

Примеры: Наполеон Бонапарт, Маргарет Тэтчер, Билл Гейтс



Жизнь-подвиг

Девиз: «Если не я, то кто?»

Достоинства: способность служить идее, терпеть беды и лишения, бескорыстие, любовь к людям, стремление приносить пользу

Недостатки: бескомпромиссность, неумение ценить маленькие житейские радости, занудство

Примеры: мать Тереза, Леонид Рошаль, Гарри Поттер



Жизнь-регламент

Девиз: «Встретились — полюбили друг друга, квартиру дадут — поженимся»

Достоинства: предсказуемость, надежность, спокойствие, хорошее воспитание

Недостатки: отсутствие инициативы, зажатость, привычка к рутине, положению подчиненного, слепая вера своему руководству

Примеры: такие качества редко позволяют добиться известности. Разве что на военном поприще



Жизнь-подготовка

Девиз: «Не догоню — так согреюсь!»

Достоинства: жажда знаний, честолюбие, активность

Недостатки: страх перед реальностью, инфантильность, нежелание брать ответственность или начать серьезное дело

Примеры: Григорий Явлинский, принц Чарльз, Анна Михалкова



Жизнь-трата времени

Девиз: «Кто поедет в Куршевель?»

Достоинства: легкий характер, чувство юмора, хороший вкус, способности к бизнесу, связанному с развлечениями

Недостатки: неумение заниматься серьезными делами, пресыщенность, склонность с алкоголизму, наркотикам и прочим порочным излишествам, отсутствие четкой цели в жизни, расточительность, ненадежность

Примеры: Ксения Собчак, Никас Сафронов, Евгений Онегин



Жизнь-грезы

Девиз: «Эх, жизнь моя жестянка, а ну ее в болото!»

Достоинства: исполнительность, индифферентность к сплетням, спокойствие, стремление к стабильности

Недостатки: неспособность создать что-то новое, пассивность, рассеянность, напрасная трата времени и сил на бесполезные фантазии, флегматичность

Примеры: толкиенисты, фанаты всех мастей