Архив

Правила съемки

Фильмы, музы и ученики Михаила Ромма

24 января 1901 года родился один из величайших режиссеров советского кино Михаил Ромм, который считал, что любая творческая личность может появиться только благодаря каким-то необычным встречам и жизненным обстоятельствам. «МК-Бульвар» выясняет, какие люди повлияли на Ромма и на кого повлиял Ромм во время работы над самыми знаменитыми своими фильмами.

30 января 2006 03:00
1698
0

24 января 1901 года родился один из величайших режиссеров советского кино Михаил Ромм, который считал, что любая творческая личность может появиться только благодаря каким-то необычным встречам и жизненным обстоятельствам. «МК-Бульвар» выясняет, какие люди повлияли на Ромма и на кого повлиял Ромм во время работы над самыми знаменитыми своими фильмами.



«Пышка» (1934)

Кто повлиял: Сергей Эйзенштейн

В начале 30-х Ромм познакомился с Эйзенштейном и решил рассказать ему о своей первой кинозадумке — фильме «Пышка». Эйзенштейн одобрил выбор, а спустя какое-то время спросил, с какого кадра Ромм собирается начать свою картину. Михаил ответил, что с сапог. Эйзенштейн тут же посоветовал начинающему режиссеру снять эти сапоги так, что если на следующий день Ромм попадет под трамвай и больше ничего не снимет, то эти кадры обязательно попадут в музей ВГИКа.

На кого повлиял: Фаина Раневская

Когда актриса впервые появилась в кино, ей исполнилось 37 лет. Из-за маленького бюджета съемки проходили в недостроенном, холодном павильоне, и Фаина решила никогда больше не сниматься. Однако успех картины заставил Раневскую пересмотреть свое отношение к кино.



«Ленин в Октябре» (1937)

Кто повлиял: Ленин, Сталин

В начале двадцатых годов молоденький Миша Ромм, чтобы не умереть с голоду, торговал книгами с лотка в одном из кинотеатров в центре Москвы. Однажды там случился митинг, на который приехал и Ленин. И вот, проходя по фойе, Ильич остановился возле торговой точки Ромма, взял в руки какую-то книгу и поинтересовался у продавца, о чем она. Миша, к своему сожалению, не имел представления о ее содержании, за что тут же был отчитан вождем: «Стыдно, милостивый государь. Как же это вы не знаете, чем торгуете?». После чего пошел в зал на митинг. Эта встреча запомнилась Ромму надолго.

Фильм «Ленин в Октябре» Сталин посмотрел одним из первых и одобрил его. А во время премьеры в Большом театре стоя аплодировал режиссеру, что означало только одно — картина пойдет во всех кинотеатрах. Однако уже на следующий день ее сняли с проката, а Ромма вызвали на ковер и передали просьбу Иосифа Виссарионовича о досъемках картины. Оказывается, Сталин пересмотрел ее в третий раз и решил, что без штурма Зимнего дворца и ареста Временного правительства «Ленин в Октябре» будет логически не завершен. Пришлось на «Мосфильме» выстраивать дворец, знаменитую решетку, по которой будут забираться матросы, внутренние залы. Ровно через двадцать дней фильм попал в кинотеатры. Но первую версию «Ленина в Октябре» люди так и не увидели.

На кого повлиял: Анатолий Папанов

Первое появление на экране будущего актера в 14-летнем возрасте, после которого Папанов навсегда влюбился в кино.



«Адмирал Ушаков» (1953)

Кто повлиял: Михаил Калатозов

В конце 40-х годов в СССР стали популярны так называемые суды чести. За отказ работать над фильмом «Академик Павлов» Ромма решили подвергнуть этой процедуре с дальнейшим запретом на съемки в течение пяти лет. По совету Калатозова Ромм «заболел», на суд не явился и срочно написал сценарий к другому фильму. В результате Ромма не наказали и разрешили снимать свои фильмы, а не навязанные сверху.

На кого повлиял: Михаил Пуговкин

Съемки «Адмирала Ушакова» проходили в Ялте. Тогда актер, впервые увидевший море, не знал, что спустя 40 лет уедет в этот город навсегда. Пуговкин очень переживал из-за своей внешности, не очень подходящей, по его мнению, для кино. Ромм не только увидел талант актера, но и дал ему совет: «Если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда снимать вас будет еще интереснее». Так оно и получилось.



«Убийство на улице Данте» (1956)

На кого повлиял: Михаил Козаков, Валентин Гафт, Иннокентий Смоктуновский

Козаков после работы над картиной получил негласное звание актера с иностранной внешностью. Для проб на роль француза Шарля Тибо студент сфотографировался в макинтоше и с сигаретой во рту. Ромм утвердил пробы Михаила, а роль принесла молодому актеру популярность.

Актера Валентина Гафта страна узнала благодаря Ромму, у которого он дебютировал в небольшом эпизоде. Во время первой съемки с третьекурсником случился конфуз: он перепутал прибор, с помощью которого выставлялась выдержка, с кинокамерой и начал в его сторону декламировать текст. Когда юношу прервали и попросили начать сначала и перед камерой, Гафт так разволновался, что не смог вымолвить и фразы. Но Ромм успокоил его: «Ничего страшного, вы будете застенчивый убийца».

Не меньше Гафта волновался и другой никому не известный актер. Он тоже играл небольшой эпизод и всякий раз, как включалась камера, начинал запинаться. Его сцену пытались снять уже в 15-й раз, и ассистент Ромма предложил заменить актера. На что режиссер резко возразил: «Неужели вы не видите, как он талантлив?! Этот артист еще покажет себя!» Этим «неудачником» оказался Иннокентий Смоктуновский.



«Девять дней одного года» (1961)

Кто повлиял: Никита Хрущев

С приходом к власти Хрущева кинематографисты смогли вздохнуть свободно. В результате Ромм сделал самую «шестидесятническую» картину той поры об ученых-физиках. Однако уже спустя два года началась травля режиссера, и его «дело» даже рассматривали на уровне ЦК КПСС (Ромма обвиняли в нападках на политику партии). Как ни странно, помог Хрущев, который на одном из заседаний кинематографистов сказал: «Мы надеемся, что этот крупный мастер еще встанет на ноги». Благодаря этому Ромм смог работать и дальше.



«Обыкновенный фашизм» (1965)

Кто повлиял: Леонид Брежнев

По тем временам провести в документальной картине явную параллель между гитлеровским и сталинским режимом было очень смелым поступком. Впервые Ромм смог высказать то, что хотел и как хотел. Именно его голос и звучит за кадром. Однако Брежнев запретил показывать картину на широком экране в связи с улучшением отношений между СССР и ФРГ. Но до сих пор «Обыкновенный фашизм» считается одной из самых известных и сильных по воздействию на зрителя документальных картин.



ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Игорь Ясулович

Первая роль в картине «Девять дней одного года»

Я не только дебютировал у Михаила Ильича в его фильме, но мне посчастливилось и учиться у него на курсе во ВГИКе. Ромм — мощная личность. Мы были зелеными юнцами, и он оказал огромное влияние на наше формирование. Михаил Ильич был великолепным рассказчиком, остроумным и ироничным человеком, каждую лекцию он сопровождал яркими примерами. Помню, в молодости я очень любил имитировать окружающих меня людей, в том числе и Михаила Ильича. И вот на съемках фильма «Девять дней одного года» я очень похоже и смешно изображал нашего оператора. А Борис (так его звали), узнав об этом, сильно обиделся и расстроился. Я попытался с ним примириться, но ничего путного из этого не вышло. Тогда я пошел к Ромму поделиться своей проблемой и спросить совета, что же мне делать. Тогда Ромм сказал: «Потерпи, все пройдет». Эта фраза очень ярко характеризует режиссера.



Владимир Этуш

Первая роль в картине «Адмирал Ушаков»

Он великий человек. Я попал к нему мальчишкой на картину. И он, уже известный режиссер, разговаривал со мной на равных. У него был очень интересный метод общения с актерами, он нас захваливал, давал стимул понравиться ему еще больше. Мы работали в Ялте, и во время отдыха он приглашал меня к столу, мы с ним даже выпивали. Замечательный, интересный человек.



Вадим Абдрашитов

Режиссер, ученик Михаила Ромма

Ромм набрал наш курс в 70-м году, а уже в 71-м, к сожалению, его не стало. Но этот год стал для нас одним из самых счастливых. Ромм показывал нам первый монтаж его последнего фильма «Мир сегодня» (сейчас он называется «И все-таки я верю») о современной болезни — массовом психозе. Уже прошло столько времени, а его размышления на эту тему до сих пор актуальны.