Архив

Криминальное чтиво

Дело о «Молчании ягнят»

Фильмы о серийных убийцах, маньяках и прочих психопатах пользуются у зрителей стабильным интересом, однако редко когда становятся блокбастерами и тем более получают высшие кинопремии. Однако бывают и исключения, как, например, триллер «Молчание ягнят». Накануне 15-летия этой картины «МК-Бульвар» проводит собственное расследование причин ее популярности и публикует рассекреченные материалы «Дела о «Молчании ягнят».

13 февраля 2006 03:00
1092
0

Фильмы о серийных убийцах, маньяках и прочих психопатах пользуются у зрителей стабильным интересом, однако редко когда становятся блокбастерами и тем более получают высшие кинопремии. Однако бывают и исключения, как, например, триллер «Молчание ягнят». Накануне 15-летия этой картины «МК-Бульвар» проводит собственное расследование причин ее популярности и публикует рассекреченные материалы «Дела о «Молчании ягнят».



Том № 1. Первая жертва

В 1981 году журналист-криминалист агентства Associated Press Томас Харрис опубликовал детективный роман «Красный дракон» о маньяке Ганнибале Лектере. Славы особой Харрис не снискал, равно как и его произведение, однако уже пять лет спустя по книге был снят фильм под названием «Охотник на людей». За экранизацию взялись известный продюсер Дино Де Лаурентис («Конан-варвар», «Подводная лодка U−571») и не менее знаменитый режиссер и сценарист Майкл Манн («Али», «Соучастник»). Но несмотря на громкие имена создателей картины и тот факт, что Лектер в «Охотнике на людей» не был каннибалом, а лишь простым — не серийным — убийцей, фильм с треском провалился в прокате.

Из показаний Дино Де Лаурентиса:

«Я, конечно, расстроился, когда кассовые сборы не смогли окупить даже бюджет фильма, но я был уверен, что у этой истории может быть достойное продолжение. Я поговорил с Томасом и убедил его не оставлять своего героя Ганнибала и дать ему еще один шанс. А купленные у Харриса права на экранизацию его дальнейших книг я безвозмездно передал киностудии „Орион“: тогда я считал для себя тему Лектера закрытой. Но, как выяснилось, ошибался».

В 1988 году Харрис написал следующий роман «Молчание ягнят». А уже в ноябре следующего года начались съемки одноименного фильма. На этот раз создатели картины не ждали от своего творения каких-то выдающихся результатов, хотя и пригласили на главные роли звезд первой величины — Энтони Хопкинса (Лектер) и Джоди Фостер (Клариса Старлинг). Даже премьеру студия сознательно перенесла на День святого Валентина (14 февраля) — не самый удачный выбор даты для выхода триллера. Это было сделано для того, чтобы сфокусировать все внимание зрителей на другой своей картине — «Танцы с волками». Однако вполне заурядный, как казалось его создателям, фильм не только собрал в прокате почти 300 миллионов долларов, но и получил пять самых главных «Оскаров»: лучший фильм, лучший сценарий, лучший режиссер, лучший актер и лучшая актриса. До «Молчания ягнят» собрать пять самых престижных статуэток Киноакадемии удавалось лишь двум картинам: «Это случилось однажды ночью» (1934) и «Пролетая над гнездом кукушки» (1975).



Том № 2. Рождение Ганнибала

Еще одним рекордом фильма «Молчание ягнят» стало время, которое проводит в кадре персонаж Энтони Хопкинса: в общей сложности всего 16 минут при длине ленты 118 минут. В истории мирового кинематографа это самое короткое появление исполнителя главной роли в фильме, за которое к тому же дают «Оскара».

Из показаний Ховарда Фьюера, кастинг-директора фильма:

«На роль Ганнибала Лектера пробовалось очень много актеров. Первому роль предложили Джину Хэкману. Предполагалось, что он же станет режиссером картины. Однако Джин после фильма «Миссисипи в огне» (1988) решил больше никогда не играть отрицательных героев. Следующий претендент Роберт Дювалль посчитал фильм чересчур жестоким. Джек Николсон и Роберт Де Ниро, которым также предлагалось сняться в роли Лектера, отказались из-за нестыковок во времени съемок.

Энтони Хопкинса сюжет фильма не испугал. Более того, он очень ответственно подошел к роли: еще на пробах он придумал своеобразную манеру речи своему герою, добавив легкие причмокивания, и тем самым «купил» режиссера".

Но на этом Хопкинс не остановился и продолжил «совершенствовать» Лектера.

Из показаний Энтони Хопкинса:

«Голос Ганнибала я базировал на звуках, издаваемых компьютером в фильме «Космическая одиссея: 2001», и своеобразном голосе актрисы Кэтрин Хэпберн. Чтобы проверить, насколько мне удалось «озвучить» Лектера, я однажды позвонил Томасу Харрису и начал ему что-то говорить. Он так перепугался, что бросил трубку и потом еще несколько дней не подходил к телефону.

А то, что Ганнибал очень редко моргает, я подсмотрел у Чарльза Мэнсона, «прославившегося» после убийства беременной жены режиссера Романа Полански. Я просмотрел несколько пленок его допросов и обратил внимание, что он никогда не моргает, когда говорит".

Во время подготовки к роли Хопкинс не только смотрел видеозаписи, читал уголовные дела и присутствовал на судебных слушаниях серийных убийц. Он также посещал маньяков в тюрьмах и часами беседовал с ними, пытаясь понять их психологию. Помимо этого актер тщательно изучил дела убийц, с которых был «списан» доктор Лектер. Сам автор романа никогда не подтверждал, но в то же время и не отрицал, что прототипом Ганнибала был Альберт Фиш.

Из материалов уголовного дела 1936 года:

«Альберт Фиш — американский серийный убийца и каннибал, родился в 1870 году. Известен также как Лунный Маньяк, Серый Человек и Бруклинский Вампир. За свою жизнь он убил десятки людей в 23 штатах США. В 1935 году над ним состоялся суд, который длился всего 10 дней. Фиша приговорили к смертной казни на электрическом стуле. Приговор был приведен в действие в январе 1936 года».

История о помощи Лектера агенту ФБР Кларисе Старлинг тоже основана на реальных события× 80-х годов. Серийный убийца Тед Банди, сидя за решеткой, помогал профессору криминалистики Роберту Кеппелу поймать маньяка Гэри Риджвея по кличке Убийца С Зеленой Реки. Однако в отличие от фильма «Молчание ягнят», в жизни все окончилось не так хорошо: Банди казнили раньше, чем был пойман Риджвей. Полиции понадобилось еще 12 лет, чтобы выйти на след Убийцы С Зеленой Реки и арестовать его.

Но помимо того, что Тед Банди «подарил» историю своего сотрудничества с властями, он также стал прототипом и для другого героя «Молчания ягнят» — Буффало Билла.



Том № 3. Прирожденные убийцы

Из материалов уголовного дела 1989 года:

«Теодор Роберт Банди — американский серийный убийца. Родился в 1946 году, казнен — в 1989 году. Арестован в 1976 году, однако год спустя, во время слушания его дела, сбежал из здания суда. В 1978 году снова арестован и приговорен к смертной казни, которую ему пришлось ждать почти 10 лет. За это время Банди признался в 30 совершенных убийствах, однако точное число его жертв так и осталось неизвестным. По словам следователей и психологов, Банди был очень обаятельным, образованным и начитанным человеком с глубокими философскими мыслями».

Буффало Билл своим образом также обязан еще двум маньякам — Гэри Хейднику и Эду Гейну. Первый не был серийным убийцей: он похищал женщин и держал их в подвале своего дома. Гейн же был абсолютным психопатом, снимавшим скальп со своих жертв. Исполнителю роли Буффало Теду Левину («Дикий, Дикий Запад», «Форсаж»), как и Хопкинсу, приходилось «зачитываться» архивами их дел, чтобы войти в роль.



Том № 4. Полицейская история

Не избежали этой участи и актеры, сыгравшие агентов ФБР, — Джоди Фостер (Клариса Старлинг) и Скотт Гленн (Джек Кроуфорд).

Из показаний Джоди Фостер:

«Я не боялась сниматься в этом фильме, хотя две другие актрисы, которым предлагали роль Старлинг — Мишель Пфайффер и Мэг Райан, — сочли картину очень жестокой. Но когда мне предложили послушать аудиозаписи, сделанные самими маньяками во время совершения их гнусных преступлений, я, честно сказать, перепугалась и категорически отказалась от такого актерского „опыта“. А Скотт согласился. Но потом признался мне, что очень об этом пожалел. Несколько ночей его мучили кошмары. Он говорит, что до сих пор не может этого забыть».

Из показаний Скотта Гленна:

«У моего героя есть прототип — реальный агент ФБР Джон Дуглас. Джон очень помог мне с ролью, рассказывал о раскрытых его отделом делах, о повадках преступников, о работе полиции. Он научил нас с Джоди обращаться с оружием, заставил пройти курс физподготовки на тренировочной базе ФБР и прослушать ряд лекций в полицейской академии. Но когда Джон поставил мне пленку с признаниями маньяков, от услышанного мною ужаса я расплакался. Раньше я был ярым противником смертной казни. Теперь наоборот».

Джону Дугласу удалось добиться того, что фильм очень понравился настоящим полицейским и агентам ФБР: они посчитали, что в картине очень точно и правильно показана их работа. Неудовольствие следователей вызвало лишь то, что Клариса Старлинг отправилась в логово Буффало Билла одна: молодым неопытным агентам запрещено в одиночку выполнять столь опасное задание. Однако режиссер фильма Джонатан Демм («Замужем за мафией», «Филадельфия») объяснил агентам, что эта сцена — психологическая кульминация фильма, и он не может ничего изменить. Полиция была вынуждена с ним согласиться, но пожелала, чтобы это больше не повторялось. Но история повторилась уже в следующем фильме «Ганнибал», где Клариса Старлинг снова одна идет по следу маньяка.



Том № 5. Продолжение следует…

Сиквел «Молчания ягнят» вышел в 2001 году. Но ни Джонатан Демм, ни Джоди Фостер в нем уже не участвовали: им на смену пришли Ридли Скотт («Гладиатор») и Джулиана Мур («Большой Лебовски», «Часы»). А еще через год вышел фильм «Красный дракон». И продюсер Дино Де Лаурентис вновь приложил свою руку к первому роману Томаса Харриса о Ганнибале Лектере. Только на этот раз кассовые сборы его не разочаровали.

В прошлом году Томас Харрис выпустил очередную книгу о Лектере «Молодой Ганнибал: под маской». Съемки одноименной картины уже начались, и премьера предварительно запланирована на конец этого года. Так что в «Деле о «Молчании ягнят» еще рано ставить точку.