Архив

Реквием по Моцарту

Пять версий гибели великого композитора

Имя Вольфганга Амадея Моцарта в этом году будет регулярно встречаться в мировых новостях. В конце января весь музыкальный мир отметил 250-летие со дня рождения композитора, а мероприятия, так или иначе связанные с юбилеем Моцарта, распланированы на многие месяцы вперед. Но если творческая жизнь музыкального гения стараниями критиков разложена по полочкам, то с жизнью частной по-прежнему многое неясно. Пожалуй, самой большой тайной является смерть Моцарта. Версий очень много, некоторые из них кажутся совсем нелепыми, и шансов на то, что историки «помирятся» и выберут одну из них, не так много. «МК-Бульвар», не претендуя на историческое открытие, отобрал версии, которые показались нам наиболее логичными.

13 февраля 2006 03:00
885
0

Имя Вольфганга Амадея Моцарта в этом году будет регулярно встречаться в мировых новостях. В конце января весь музыкальный мир отметил 250-летие со дня рождения композитора, а мероприятия, так или иначе связанные с юбилеем Моцарта, распланированы на многие месяцы вперед. Но если творческая жизнь музыкального гения стараниями критиков разложена по полочкам, то с жизнью частной по-прежнему многое неясно. Пожалуй, самой большой тайной является смерть Моцарта. Версий очень много, некоторые из них кажутся совсем нелепыми, и шансов на то, что историки «помирятся» и выберут одну из них, не так много. «МК-Бульвар», не претендуя на историческое открытие, отобрал версии, которые показались нам наиболее логичными.



Версия первая.

Моцарта отравил Сальери

Версия о виновности Сальери возникла незадолго до его смерти. Говорили, что об этом узнал священник, принимавший исповедь у Сальери. Придворный композитор покаялся, что виноват в гибели Моцарта, и в церковной книге была сделана соответствующая запись. Вскоре после этого дочери Сальери — а их у него было семеро — сдали отца в сумасшедший дом. Родные и друзья Сальери сделали все возможное, чтобы слух о его признании не получил распространения, но им это не удалось. Признание Сальери в начале 30-х годов XIX века стало чем-то вроде модной сплетни, которая дошла даже до России и вдохновила Пушкина на написание «Моцарта и Сальери».



Версия вторая.

Моцарт стал жертвой врачебной ошибки

Моцарт был в состоянии горячки, которая началась у него дней за пять до смерти. В качестве лечения композитору положили лед, после этого с ним случился удар, он впал в кому и уже не приходил в себя до самой смерти, которая последовала сутки спустя. Существует также версия, по которой Моцарт был болен венерической болезнью и принимал в качестве лекарства ртуть, которая его медленно убивала. Скорее всего это тоже вымысел.



Версия третья.

Моцарта «заказала» жена

Констанца родила Моцарту шесть детей, из которых четверо умерли. Последний ребенок Моцарта родился 26 июля 1791 года за полгода до смерти Моцарта. Констанца рожала его в местечке Баден — под Веной — на водах. Рядом с ней находился ученик Моцарта — Франц Ксавер Зюсмайер. Сына Моцарта тоже назвали Францем Ксавером. Совпадение имен послужило для многих современных западных исследователей отправной точкой своих версий. Узнай Моцарт об измене Констанцы, она бы осталась без средств к существованию. Роль убийцы приписали именно Францу Зюсмайеру. О том, что именно он заканчивал за Моцарта «Реквием», долгие годы никто не знал.



Версия четвертая.

Моцарта убил муж его ученицы

Моцарт был учителем музыки — давал уроки светским дамам по формуле: мужья предпочитают платить, а их жены — учиться. По одной из версий западных историков, Моцарт соблазнил одну из своих учениц — Марию Магдалену, жену юриста Хофдемеля, который, узнав об этом, ворвался в дом тяжелобольного Моцарта, избил его, в результате чего у Моцарта случился приступ, и гений умер.



Версия пятая.

Моцарт стал жертвой масонов

По мнению современников Моцарта, в опере «Волшебная флейта» была зашифрована история противостояния масонства, наследующего тайны древнеегипетской мудрости, и христианства. Заказчик оперы, преуспевающий актер Шиканедер, якобы выполнял идейный заказ масонов. Ряд исследователей утверждает, что Моцарт мог изобразить в своей опере тайный ритуал масонов и тем самым заслужить их гнев. Виновному в разглашении священных тайн грозила смерть.