Архив

Золото партии

Тайная жизнь Кремля в сериале «Александровский сад»

Удел политика — быть всегда на виду. Даже самые незначительные детали его биографии становятся достоянием общественности: как разбил коленку, впервые катаясь на велосипеде; какую оценку получил на экзамене в институте; сколько рыбы выловил с коллегой по НИИ и где впервые познакомился с женой. Именно эти подробности делают политиков не просто сильными мира сего, но обыкновенными людьми. И потому гораздо интереснее, чем сухие факты карьерного роста.

15 мая 2006 04:00
1052
0

Удел политика — быть всегда на виду. Даже самые незначительные детали его биографии становятся достоянием общественности: как разбил коленку, впервые катаясь на велосипеде; какую оценку получил на экзамене в институте; сколько рыбы выловил с коллегой по НИИ и где впервые познакомился с женой. Именно эти подробности делают политиков не просто сильными мира сего, но обыкновенными людьми. И потому гораздо интереснее, чем сухие факты карьерного роста.



А еще политика делает его окружение. Не только заместители и помощники, но даже водители и уборщицы. И порой их жизнь не менее увлекательна, чем жизнь их начальника. Вот, например, Московский Кремль. Вплоть до 40-х годов двадцатого века за его стенами шла совсем другая жизнь: генеральный секретарь, его ответственные работники, их обслуживающий персонал — все они вместе с семьями жили здесь же, в самом сердце огромной державы. Влюблялись, играли свадьбы, рожали детей… Именно об этом и решил рассказать известный телеведущий Алексей Пиманов («Человек и закон») в своем новом сериале «Александровский сад».

…Москва, 1938 год. Сын водителя правительственного гаража Алексей Казарин и дочка заведующего Особым сектором ЦК Таня Шапилина живут на единственной в Кремле улице — Коммунистической. Вместе ходят в школу, сидят за одной партой. Среди их одноклассников — Вася Сталин, а дочка великого вождя Светлана всего лишь на пять лет младше. Алексей увлекается историей Кремля, изучением архивных документов и планов секретных кремлевских подземелий. Он надеется найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. В процессе этих поисков ему случайно становится известна запутанная история драгоценностей, присвоенных и приготовленных к вывозу за границу Яковом Свердловым. Поневоле оказавшись вовлеченным в расследование этого дела, Алексей неожиданно для себя открывает зловещие тайны, корни которых уходят вглубь тысячелетней истории России…

История с драгоценностями почти достоверная. Почти, потому что после смерти Свердлова в 1919 году в его кабинете действительно был обнаружен сейф. Не сумев его открыть, сейф опечатали и спрятали в подвале Кремля. Вскрыли его лишь в 1935 году и обнаружили внутри 108 тысяч золотых царских монет, семь заграничных паспортов на всю семью и 705 золотых изделий с бриллиантами. Пиманов — автор сценария и режиссер сериала — допустил, что товарищи, вскрывавшие сейф, могли сдать государству не все находки: часть осела в их карманах. И построил на этом авантюрную интригу первых серий «Александровского сада».

Еще одна полуреальная история связана с сыном Сталина. Весной 1943 года Василий с друзьями поехал на рыбалку, во время которой произошел взрыв. Иосиф Виссарионович, уже наслышанный о пьяных выходках своего сына, даже приказал тогда снять Василия с должности командира авиационного полка. А создатели сериала решили использовать эту известную историю в своих целях: они предположили, что взрыв тогда был не просто несчастным случаем.

В фильме вообще много художественного вымысла: и подземная крепость там присутствует, и бриллианты из Алмазного фонда пропадают. Но что абсолютно реально — так это Кремль. Съемочной группе сериала позволили снимать везде: от Георгиевского, Александровского и Андреевского залов до самого потаенного закоулка этой старой московской крепости. Единственным исключением стал Президентский корпус. «Я хорошо знаком и с Федеральной службой охраны, и с администрацией Кремля, так как уже семь лет снимаю документальный проект „Кремль−9“, — рассказывает Алексей Пиманов. — Поэтому особых сложностей у нас не возникло. В Кремле все знают, что мы не будем никому мешать, никогда не сорвем проведение протокольных мероприятий, а самое главное, не предадим и всегда найдем правильную интонацию». На вопрос, не получил ли Пиманов скидку на съемку на территории Кремля, Алексей лишь скромно рассмеялся, но цену так и не назвал, сообщив лишь общий бюджет фильма — 2,5 миллиона долларов. (По некоторым данным, один съемочный день в Кремле стоит от 45 до 70 тысяч долларов.)

Зато Алексей с удовольствием поведал о некоторых мистических событиях, связанных с этим сериалом. «Кремль для меня не памятник, а живой организм, — откровенничает режиссер. — Это особенное, загадочное и таинственное место. Однажды ночью мы снимали проезд машины Сталина по Кремлю. Было темно, шел снег. Автомобиль стоял чуть в стороне, рядом с ним никого не было. И вдруг хлопнула дверца. Это слышала вся съемочная группа. Мы ужасно перепугались: так и представили, что сейчас к нам выйдет сам Иосиф Виссарионович».

Но, пожалуй, самая невероятная история связана с бабушкой Пиманова. «Моя бабушка хорошо гадала, — рассказывает Алексей. — И однажды, когда я был еще маленький, она мне напредсказывала, что я стану журналистом. Я же тогда уже четко знал, что хочу поступать на исторический факультет, и только посмеялся. А еще она сказала, что в 42 года я сниму кино. В это я точно отказывался верить. Но так и вышло: я закончил факультет журналистики, а два года назад — сейчас мне 44 года — приступил к работе над картиной».