Архив

Код доступа

Раскрытые тайны «Кода Да Винчи»

Вокруг экранизации романа Дэна Брауна «Код Да Винчи» ажиотаж начался задолго до начала съемок. К премьере фильма о нем не слышал только глухой. В каждой детали картины — от места съемок до исторических параллелей — наблюдатели пытались найти сенсацию. «МК-Бульвар» тоже попытался, но выяснил, что все «открытия» создателей «Кода Да Винчи» уже были в истории кинематографа.

22 мая 2006 04:00
923
0

Вокруг экранизации романа Дэна Брауна «Код Да Винчи» ажиотаж начался задолго до начала съемок. К премьере фильма о нем не слышал только глухой. В каждой детали картины — от места съемок до исторических параллелей — наблюдатели пытались найти сенсацию. «МК-Бульвар» тоже попытался, но выяснил, что все «открытия» создателей «Кода Да Винчи» уже были в истории кинематографа.

Скандал вокруг «Кода Да Винчи» не умолкал до самой премьеры. Причем про самого автора бестселлера — писателя Дэна Брауна — все как-то уже забыли. Объектами нападок стали Рон Ховард — режиссер картины и Том Хэнкс — исполнитель главной роли профессора религиозной символики Роберта Лэнгдона. Самая модная шутка последних перед показом дней: «Не боитесь ли вы попасть в ад, после того как сняли „Код Да Винчи“, перенасыщенной ересью?» Режиссер и актер поначалу пытались вразумить возмущенную общественность, что фильм — всего лишь детективный триллер, а не историческо-теологическая картина. Однако их никто не слушал, и кинозвезды решили отмалчиваться.

А ведь если бы на главную роль утвердили не вежливого и интеллигентного Тома Хэнкса, ситуация могла бы принять другой оборот. Один из первых кандидатов Расселл Кроу запросто бы дал кому-нибудь в глаз. Другой претендент, Джордж Клуни, обязательно бы съязвил, а третий вариант продюсеров — Хью Джекман — мог бы и послать куда подальше.

Одри Тоту, пожалуй, единственная из всего актерского состава «Кода Да Винчи», чье имя не попало в разгромные статьи. Исполнительница роли Софи Неве — агента отдела криптографии управления судебной полиции Франции и внучки убитого куратора Лувра — вообще удивляется, как попала в картину. Главную и единственную женскую роль оспаривали многие актрисы, включая Софи Марсо и Кейт Бекинсейл. Подходящую актрису — звезду фильма «Амели» — нашли в самый последний момент.

Работу над «Кодом Да Винчи» вообще можно назвать одной большой головной болью. Причем не только из-за постоянного ореола скандальности и трудностей с поиском актеров. Все началось еще в 2004 году с битвы крупнейших кинокомпаний мира за возможность экранизировать книгу. В итоге победила Columbia Pictures, выкупившая у Брауна права за шесть миллионов долларов. Потом возникли сложности с поиском мест для съемок. Если Лувр с горем пополам согласился, то Вестминстерское аббатство, где происходит одна из ключевых сцен романа, категорически отказало.

Но отчасти именно все эти сложности сыграли создателям «Кода Да Винчи» на руку. Бюджет картины довольно внушительный — 150 миллионов долларов. Однако продюсерам совершенно ни к чему было тратиться на промоушн ленты: скандалы, сплетни и интриги, окружающие экранизацию в течение всего года, стали для фильма идеальной и к тому же бесплатной рекламой.

«Код Да Винчи» вызвал бурную реакцию у всего христианского мира из-за спорной трактовки жизнеописания Христа. Некоторые религиозные деятели призывают бойкотировать фильм.

Помимо Ватикана и православной церкви особое недовольство высказали члены католического братства «Опус Деи» («Божье дело»). В книге и соответственно в фильме они показаны религиозными фанатиками, занимающимися самобичеванием и политическими интригами, способными на убийство. Как, например, епископ Арингароса в исполнении Альфреда Молины. «Опус Деи» настаивает, что это все наговоры. И даже требовало вписать в титры: «История вымышленная и ничего общего с реальными событиями или персонажами не имеет».

«Код Да Винчи» не первый фильм, спровоцировавший религиозный скандал. Картина «Страсти Христовы» вызвала негодование у верующих от смакования режиссером Мелом Гибсоном истязаний Иисуса в последние часы его жизни.

А больше всего нареканий получила картина Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Режиссер был отлучен от церкви, в Италии и Испании фильм запретили показывать по ТВ, в России демонстрация картины сопровождалась требованием патриарха отменить показ.

«Код Да Винчи» снимался в Лувре. Потребовалось личное благословение министра культуры Франции, чтобы съемочную группу пустили в музей.

За право использования Лувра создатели «Кода Да Винчи» ежедневно платили по 38 тысяч долларов, работая с девяти вечера до шести утра в свободное от посетителей время.

На самом деле первопроходцами по залам этого парижского музея стали авторы французского фильма «Бельфегор — призрак Лувра», превратившие в 2001 году Лувр в съемочную площадку. В России первым музеем, пустившим киношников внутрь, стал Эрмитаж. В 2002 году режиссер Александр Сокуров снял в питерском музее картину «Русский ковчег» (на фото справа), показав в фильме все 36 залов Эрмитажа.

«Код Да Винчи» сделал картину Леонардо «Тайная вечеря» одним из главных действующих лиц. Основная интрига фильма заключается в этом полотне.

«Тайная вечеря» Леонардо Да Винчи до сих пор не дает покоя искусствоведам всего мира, пытающимся разгадать тайну полотна. «Код Да Винчи» приводит одну из версий написания картины. Однако и раньше кинематографисты обращались к истории живописи. В 2003 году вышел фильм «Девушка с жемчужной сережкой», в котором авторы предложили свой вариант создания знаменитого полотна Вермеера.

Но зачастую бесценные шедевры становятся главными персонажами детективных историй. Самой известной из них стала «Афера Томаса Крауна», рассказавшая о псевдокраже картины Моне «Сумерки». В 1968 году вышел фильм со Стивом Маккуином в главной роли, и в 1999-м — ремейк с Пирсом Броснаном. А в СССР в 1970 году сделали фильм «Возвращение Святого Луки», снятый по реальным событиям о похищении картины «Евангелист Лука» Франса Халса.

«Код Да Винчи» показал очередное изобретение Леонардо, доселе неизвестное: криптекс — первый в мире «шифровальный аппарат».

Криптекс — это спрятанный в шкатулке цилиндр, состоящий из вращающихся дисков с буквами. Выстроив буквы в определенном порядке, криптекс можно было открыть и достать из центра цилиндра тонко скрученный папирус с тайным посланием. При попытке взломать «шифровальный аппарат» содержащаяся внутри колба с уксусом разбивалась и кислота уничтожала бумагу.

Да Винчи не первый раз приписывают авторство различных фантастических изобретений. Например, в фильме «Гудзонский ястреб» (1991) герою Брюса Уиллиса нужно найти артефакт, придуманный Леонардо, превращающий свинец в золото. А также воспользоваться летательной машиной, сделанной по эскизам Да Винчи.

Чертежи великого художника попали даже в советскую картину 1982 года «Сказка странствий». Персонаж Андрея Миронова воспользовался зарисовками Леонардо для строительства параплана. И вообще главный герой очень похож на Да Винчи: философ, врач, поэт, художник…

«Код Да Винчи» предположил, что Священный Грааль — это древний символ женского начала, несущего «царскую кровь» Христа. Церковь всегда хотела скрыть этот факт, и потому Грааль окутан такой тайной.

Эта версия о Граале впервые была опубликована в 1982 году в книге «Святая кровь, Священный Грааль». Кстати, авторы этого произведения обвиняли Дэна Брауна в плагиате, но суд признал их доводы неубедительными.

Традиционно Грааль представляют в виде чаши. По одной из версий, Христос поил из нее своих учеников на Тайной вечере, по другой — Иосиф собирал в нее кровь Иисуса во время распятия. Грааль в виде чаши неоднократно появлялся в кино. Как, например, в фильме «Индиана Джонс и последний Крестовый поход» (1989), где герой Харрисона Форда спас от смерти отца, напоив его водой из Грааля. А самая забавная трактовка была в сериалах «Вавилон−5» и «Звездные врата», где выяснилось, что Грааль — оружие инопланетян.

«Код Да Винчи» возродил интерес к загадочной личности Леонардо. В магазинах появились книги и фильмы: «Взламывая код Да Винчи», «Разоблачение мифов Да Винчи», «Зашифрованные пророчества да Винчи» и т. п.

На самом деле интерес к Да Винчи никогда не угасал. Просто лишь в XX веке технический прогресс позволил воплотить в жизнь многие изобретения, найденные в работах Леонардо. Выставка «Леонардо Да Винчи: Человек, изобретатель, гений», на которой представлены 60 деревянных моделей, воссозданных по рисункам мастера, объехала весь мир.

Записи Леонардо до сих пор пользуются огромной популярностью. «Кодекс Ляйсестера» Да Винчи считается самой дорогой рукописью в мире, которую в 1994 году Билл Гейтс купил на аукционе в Нью-Йорке за 30,8 млн. долларов.

Летом 2006 года на международной выставке «Мир Игр» будет представлен игровой автомат, сделанный по уникальным эскизам Да Винчи. Что же из себя представляет автомат XV века, конструкторы держат в строжайшем секрете. А в мае этого года японские ученые смогли смоделировать голос Моны Лизы, тщательно изучив строение ее лица по картине. Более того, был смоделирован голос и самого Леонардо.