Архив

Клуб кинопутешественников

Приключения звездных пассажиров

Самый первый в истории фильм был показан в 1895 году. Это была короткометражная лента «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Говорят, первые зрители, увидев приближающийся паровоз, в ужасе повскакивали со своих мест. На самом деле это лишь красивая легенда: публика в синематографе собралась образованная и прекрасно знала, что именно ей предстоит увидеть. С тех пор в кино снялось столько поездов, что рельсами, по которым они проехали, можно было бы неоднократно окольцевать нашу планету. В День железнодорожника — 6 августа — «МК-Бульвар» вспоминает самые известные фильмы о поездах.

7 августа 2006 04:00
995
0

Самый первый в истории фильм был показан в 1895 году. Это была короткометражная лента «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Говорят, первые зрители, увидев приближающийся паровоз, в ужасе повскакивали со своих мест. На самом деле это лишь красивая легенда: публика в синематографе собралась образованная и прекрасно знала, что именно ей предстоит увидеть. С тех пор в кино снялось столько поездов, что рельсами, по которым они проехали, можно было бы неоднократно окольцевать нашу планету. В День железнодорожника — 6 августа — «МК-Бульвар» вспоминает самые известные фильмы о поездах.


ДЕВУШКА С ХАРАКТЕРОМ
(СССР, 1939)

Пункт назначения: Москва. Катя Иванова отправляется в столицу, чтобы наказать директора-бюрократа зверосовхоза. Но в поезде выясняется, что она потеряла билет. Проводник грозится высадить девушку на ближайшей станции. И тогда Катя устраивается на работу в вагон-ресторан официанткой, где знакомится с интересными людьми…

Пассажиры: Валентина Серова проснулась после этого фильма знаменитой. Это первая работа актрисы в кино, которую смогли увидеть зрители. В год выхода картины Серова стала вдовой (погиб ее муж-летчик) и матерью (она родила сына Анатолия).

Поезд: Поскольку главная героиня жила на Дальнем Востоке, то в фильме попытались показать внутреннюю обстановку и внешний вид транссибирского экспресса тех времен. На самом деле это обычные деревянные вагоны, в которых правдоподобно воссоздали международный спальный вагон и вагон-ресторан.<

УБИЙСТВО В ВОСТОЧНОМ ЭКСПРЕССЕ


(Великобритания, 1974)

Пункт назначения: Париж. По пути следования из Стамбула в поезде совершено убийство. Под подозрением все пассажиры, однако сыщик Эркюль Пуаро без труда находит истинного преступника.

Пассажиры: Главную роль исполнил Альберт Финни, которого Агата Кристи назвала лучшим Эркюлем Пуаро в кино. Однако актеру так не понравилось сниматься в душном вагоне, что он отказался сниматься в следующей экранизации ее детектива «Смерть на Ниле».

Поезд: Действие картины происходит в 30-х годах, и найти поезд того времени оказалось не так-то легко. Съемочной группе помог бельгийский железнодорожный музей, предоставив для работы вагон, а также фотографии интерьеров Восточного экспресса, по которым можно было сделать декорации.


34-й СКОРЫЙ
(СССР, 1981)

Пункт назначения: Элекмонар. В скором поезде № 34 «Москва—Элекмонар» в пустом купе загорелась занавеска из-за непогашенной сигареты, а потом и весь вагон.

Пассажиры: Лев Дуров и еще два актера во время работы над фильмом чуть не сгорели. Перед съемками вагон покрасили свежей краской. Она вспыхнула во время репетиции, когда внутри находились люди. Актеры кинулись к двум тамбурам, но они тоже загорелись, поскольку были промазаны резиновым клеем (правда, непонятно зачем). Они смогли выбраться, лишь разбив стекла ногами. Через минуту после спасения вагон вспыхнул и выгорел полностью.

Поезд: В фильме показаны интерьеры купейного, плацкартного и багажного вагонов, а также кабина тепловоза ТЭ−3, который начали выпускать в СССР в середине 50-х годов.


ПОЕЗД-БЕГЛЕЦ
(США, 1985)

Пункт назначения: Где-то на Аляске. Двое заключенных бегут из тюрьмы и запрыгивают в первый же попавшийся поезд. Проблема в том, что машинист мертв и состав движется сам по себе на огромной скорости.

Пассажиры: Исполнители главных ролей Джон Войт и Эрик Робертс, а также режиссер Андрей Кончаловский, по всем вопросам, касавшимся поезда, консультировались с актером второго плана Оби Уиксом. Дело в том, что до этого Оби работал на железной дороге.

Поезд: Локомотив, вагоны и ж/д полотно для съемок фильма были предоставлены Аляскинскими железнодорожными линиями. В обмен на это железнодорожники попросили стереть все логотипы их компании во избежание антирекламы.


ПОЕЗД ВНЕ РАСПИСАНИЯ
(СССР, 1985)

Пункт назначения: Станция Беляевка. В неуправляемом поезде оказываются четверо молодых людей: у машиниста, который должен был отогнать состав на ремонт, случился сердечный приступ.

Пассажиры: Владимира Шевелькова во время съемок этой картины выгнали из ВГИКа за профнепригодность. Четверокурсник из-за постоянных съемок засыпал на уроках, что безумно бесило его учителей. Но через год после исключения Шевелькову все-таки удалось получить диплом об окончании института.

Поезд: По словам специалистов, в картине много ляпов. Например, догоняющий неуправляемый состав локомотив в кадре все время разный: то это тепловоз 50-х годов выпуска, то середины 60-х.


СКОРЫЙ ПОЕЗД
(СССР, 1988)

Пункт назначения: Ферзинки. Это родной город официантки вагона-ресторана Ольги Корнеевой. У нее есть сын, который воспитывается в ферзинском детском доме — в нем выросла и она сама. Ольге многое придется пережить, чтобы решиться оставить работу ради сына.

Пассажиры: Елена Майорова за эту роль была названа лучшей актрисой 1989 года на кинофестивале «Созведие».

Поезд: Фильм снимали на железнодорожной станции города Мариуполя. Актеров привозили на такси, сажали в поезд и катали от Мариуполя до следующей станции Асланово. Иногда даже дальше — до Кальчика.


В ОСАДЕ−2: ТЕМНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
(США, 1995)

Пункт назначения: Лос-Анджелес. Поезд, следующий из Денвера, захвачен террористами. Они грозят взорвать восточное побережье США, но в их планы вмешивается морской пехотинец Кейси Райбек.

Пассажиры: Изначально этот фильм должен был быть самостоятельной картиной, но Стивену Сигалу так понравился сценарий, что он попросил его переделать в сиквел к фильму «В осаде».

Поезд: Практически все сцены внутри поезда снимались в декорациях: создатели фильма изобрели новую технологию съемки, которая полностью имитировала движущийся состав. Для наружных кадров использовались списанные вагоны Аляскинских ж/д линий. Сейчас они находятся в музее во Флориде.