Архив

Переломный момент

Комедии Леонида Гайдая в каком-то смысле уникальны. Кажется, ни один другой режиссер не получал столько оплеух от коллег и высокого начальства. По крайней мере в хранящихся в архивах «Мосфильма» стенограммах заседаний худсовета буквально все творения Гайдая критиковались жестоко и порой безапелляционно. Вот и комедия «Бриллиантовая рука» не нравилась, кажется, никому. И сюжет странноватый, и актеры не смешные, да и вообще как-то там все не по-советски. Однако вот уже многие годы этот фильм держит первенство в списке самых любимых народных картин. О том, кто должен был играть в этой ленте и почему выбрали тех актеров, которых мы видим на экранах сегодня, — в очередном выпуске наших «Кинопроб».

1 октября 2006 04:00
1895
0

Комедии Леонида Гайдая в каком-то смысле уникальны. Кажется, ни один другой режиссер не получал столько оплеух от коллег и высокого начальства. По крайней мере в хранящихся в архивах «Мосфильма» стенограммах заседаний худсовета буквально все творения Гайдая критиковались жестоко и порой безапелляционно. Вот и комедия «Бриллиантовая рука» не нравилась, кажется, никому. И сюжет странноватый, и актеры не смешные, да и вообще как-то там все не по-советски.

Однако вот уже многие годы этот фильм держит первенство в списке самых любимых народных картин. О том, кто должен был играть в этой ленте и почему выбрали тех актеров, которых мы видим на экранах сегодня, — в очередном выпуске наших «Кинопроб».

Когда еще только задумывался сценарий фильма «Кавказская пленница», режиссер Леонид Гайдай пообещал Юрию Никулину: это будет последнее появление актера в составе придурковатой тройки, сценарий следующей картины напишут специально под Юрия Никулина — конечно же, только соло. И слово свое сдержал.

«…На этот раз мы совместно с режиссером Гайдаем решили временно отказаться как от нашего героя Шурика, так и от популярной троицы… Юрий Никулин будет играть уже не Балбеса, а центральную комедийную роль. Это будет скромный служащий отнюдь не героического вида и нрава, волею обстоятельств попадающий в самую гущу опасных приключений», — так начиналась сценарная заявка, поданная сценаристами фильма «Бриллиантовая рука» Яковом Костюковским и Морисом Слободским.

В первоначальном варианте фильм назывался простенько -«Контрабандисты». Сюжет был заимствован из реальной жизни: как-то сценарист Яков Костюковский прочитал в журнале «За рубежом» крохотную заметку о контрабандистах, заковавших драгоценности в фальшивый гипс на руке. Правда, история эта произошла где-то в Альпах, а уж сценаристы решили перенести действие в места более экзотичные — на Восток, в город контрастов Стамбул.

Когда заявку утвердило высокое начальство, на Гайдая обрушилась лавина предложений. Работать над новым проектом хотели буквально все: гримеры, костюмеры, операторы, осветители… Наслышанные о сюжете, они уже предвкушали, как будут нежиться на престижных заграничных пляжах и разгуливать по восточным базарам.

Леонид Гайдай сделал все по-своему. Стамбул перенес в советский Баку, внутренности курортного ресторана «Плакучая ива» решил снимать прямо в павильонах столичного «Мосфильма» и только ради морских пейзажей решил на несколько дней выезжать на натуру — в Адлер.

Те счастливчики, которые работали над картиной, грустно вздыхали, но от работы на отказывались: все-таки состав группы был подобран просто блестящий. Хотя поначалу споров вокруг актеров почти на все роли в картине было превеликое множество…


Я НЕ КОЗЛОДОЕВ, А КОЗОДОЕВ. КАКАЯ РАЗНИЦА…


Если с исполнителем главной роли сразу было все определено, то вокруг остальных персонажей разгорелись нешуточные страсти. Сегодня в это сложно поверить, но высокое начальство очень долго сомневалось, сможет ли Андрей Миронов достаточно убедительно перевоплотиться в очаровательного негодяя Козодоева.

В стенограмме заседания худсовета документально зафиксировано, как критиковали Миронова. Вот что, например, говорил сценарист Степанов (стенографистка, увы, не зафиксировала его имени): «Миронов не кажется стопроцентным попаданием, он все еще кривляется».

Вместе с Мироновым на эту роль претендовали Носик, Рудин и Вицин. Первые двое «сошли с дистанции» практически сразу. В альбоме с фотопробами против их фамилий кратко, но предельно ясно написано: «Не подходят». А вот кандидатура Вицина многим показалась весьма интересной.

«Вицин или Миронов? Выбор зависит от того, по какому пути мы пойдем, — задается вопросом на заседании „Мосфильма“ начальник актерского отдела Гуревич. — Если следовать старой традиции — Вицин. Но у Вицина получится повторение ранее сыгранного. А если новой — Миронов».

Все решил один-единственный голос — сценариста картины. В стенограммах сохранилось веское слово Мориса Слободского: «Миронову в кино не везет… Убежден, что только Гайдай сделает из него комедийного героя».

Гайдаю поверили. И он не подкачал. Сделал из Миронова звезду всесоюзного масштаба. Позже даже прижилась расхожая фраза, что после фильма «Бриллиантовая рука» судьба протянула Миронову «бриллиантовую руку». Фраза неуклюжая, зато такая правильная!

Кстати, сам Миронов после первого глотка славы вдруг стал переживать. Ему претило, что его воспринимают лишь как веселого мальчика из «Бриллиантовой руки». Зато с узнаванием проблем не было. Эльдар Рязанов как-то вспоминал о забавном случае, который произошел после премьеры «Бриллиантовой руки». Они с Андреем Мироновым, будучи по каким-то делам в Звенигороде, стояли прямо посреди улицы и болтали о своем, об актерском. Миронов — с некоторой долей горечи — рассказывал о съемках «Бриллиантовой руки». О том, как после одного из дублей, в котором участвовали Юрий Никулин, Анатолий Папанов и он сам, к ним вдруг прорвался какой-то небритый тип. Оттолкнув Папанова и Миронова, он бросился к Никулину: «Здорово, разгильдяй!»

«Вот тут-то мы, — вздохнул Андрей Миронов, — по-настоящему позавидовали популярности Никулина в народе. Нас-то с Папановым он не заметил…»

И надо же такому случиться: как раз в этот момент к Рязанову с Мироновым вдруг подрулил местный звенигородский велосипедист. Радостно взирая на Миронова, он огласил улицу громкими криками: «Вот так хрен к нам пожаловал!»

— Видишь, Андрей, — резюмировал Эльдар Рязанов. — Теперь вы с Никулиным сравнялись по популярности в народе!


КУЙ ЖЕЛЕЗО, НЕ ОТХОДЯ ОТ КАССЫ


Борьба за другие роли, даже совсем крохотные, тоже велась не киношная, а самая что ни на есть реальная. Например, на роль Шефа претендовали сразу четверо артистов. В кинопробах участвовали Пицек, Рунге, Шпрингфельд, Романов. «Победил» Николай Романов — он-то и ковал железо, не отходя от кассы.

Правда, в первом варианте картины его роль была несколько длиннее. Но поскольку герой Романова говорил порой фразами, не совместимыми с кодексом строителя коммунизма, чиновники заставили Гайдая роль подсократить. Например, эпизод с чествованием Шефа в ресторане был намного красочнее и продолжительней. Там даже пионеры преподносили цветы со своими поздравлениями. Юных ленинцев попросили убрать, а заодно избавиться от таких высказываний Шефа: «Главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год».


БЕРЕЗИНА КУМАНИТ!


Роль контрабандиста-аптекаря оспаривали Леонид Каневский и Спартак Мишулин. Начальство единогласно одобрило Каневского — потому что он «смешнее». Между прочим, Леонид Каневский сыграл в картине и еще одну «роль» — ноги Семен Семеныча Горбункова. Дело в том, что Юрию Никулину никак не удавалось убедительно падать, поскользнувшись на банановой кожуре. Хотя ему даже водяной матрас подкладывали, чтобы избавить от чувства страха. Все тщетно. И тогда в дело вступил Каневский: он так идеаль, но показал всей съемочной группе скольжение на кожуре, что его тут же нарядили в костюм Горбункова и заставили повторить трюк, но уже перед камерой.

А еще Каневский «прославил» в фильме свою будущую супругу, обратившись к ней с экрана: страшная абракадабра, которой ругается контрабандист, — есть не что иное, как зашифрованное послание его тогдашней возлюбленной, позже ставшей законной женой. Если вслушаться, то можно разобрать, как контрабандист несколько раз повторяет: «Березина куманит!» Березина — фамилия супруги Каневского.


ТЫ ТАКОЙ ДОВЕРЧИВЫЙ!


Даже на роль жены главного героя были кинопробы. «Соревновались» Нина Гребешкова и Ия Саввина. В честном споре победила Нина Гребешкова, которая смогла явить на экране образ настоящей русской жены — которая всегда найдет правильное место хранения пистолета (в банке с крупой) и с первого взгляда поймет, что у мужа не закрытый, а открытый перелом.

Правда, сама Нина Гребешкова очень печалилась, что муж- режиссер находит для нее такие кислые роли. «Ну почему у всех — характеры, роли, а у меня вечно все бледно-розовое?» — возмущалась она. «Ты ничего не понимаешь, — пытался убедить ее Гайдай. — Именно такой и должна быть жена».

Кстати, фразы «Ты у меня такой доверчивый», которую частенько произносит в фильме героиня Гребешковой, в первоначальном варианте сценария не было. Ее вложил в уста киношной жены сам Гайдай — ведь именно так частенько говорила в реальной жизни его реальная жена Нина Гребешкова.


НЕ ВИНОВАТАЯ Я, ОН САМ ПРИШЕЛ


Кто бы сомневался, что вокруг образа сексуальной обольстительницы Анны Сергеевны, которая в поисках халатика с перламутровыми пуговицами соблазняет чужих мужей, развернутся серьезные баталии. Сначала долго не могли определиться с кандидатурой актрисы на эту роль. Претенденток было немало: и эстонская холодная красотка Эве Киви, и Юдина, и даже блиставшая тогда на киноэкранах Клара Лучко.

Но Киви признали слишком уж «не нашей» — далекой и таинственной. Юдину — чересчур откровенной. Лучко — напротив, зажатой. Да и Светлана Светличная не вызвала восторгов у худсовета. В итоге с первого раза на самую сексапильную роль так никого и не утвердили, решив определиться позже «в рабочем порядке». И лишь со второго раза было дано «добро» на съемки Светличной — правда, со множеством оговорок и замечаний.

Сами съемки запомнились актрисе как сплошная череда испытаний. Особенно тяжело ей давалась сцена в гостиничном номере. Скидывать халатик приходилось при стечении большого количества народа. Тогда ей очень помог Никулин, который кинул актрисе: «Светка, смотри на меня, я — свой!»

Эта приземленная фраза и помогла Светлане предстать по- настоящему сексуальной и соблазнительной. Но не только это. Гайдай, чтобы усилить привлекательность полуобнаженной актрисы, придумал небольшую хитрость: в верхнюю часть купальника подложил пенопласт. В итоге роскошную грудь акт рисы обсуждали даже в соседних павильонах — слухи о ее размерах прошли волной по всему «Мосфильму».

И примерно с таким же количеством замечаний «принимали» уже готовую роль Анны Сергеевны. Высоким начальникам не нравилось буквально все. Предлагалось даже вообще избавиться от постыдной сцены. Но Гайдай в итоге все отстоял.


КТО ВОЗЬМЕТ БИЛЕТОВ ПАЧКУ, ТОТ ПОЛУЧИТ ВОДОКАЧКУ


Но больше всего критики пришлось, как это ни удивительно, на долю… колоритной Нонны Мордюковой. Кажется, на заседаниях мосфильмовского начальства не было сказано ни одного доброго слова в адрес актрисы.

Из стенограммы заседания художественного совета:

Режиссер Арнштам: «Плющ — безумная, одержимая пошлость».

Кремнев: «Не понравилась Мордюкова. Играет жирно».

Критик Туровская: «Слабее всего управдом Мордюкова. Ее очень много, и она не смешна».

И — как заключительный аккорд — мнение режиссера Эльдара Рязанова:"Мордюкова не получилась".

Пришлось роль Мордюковой несколько подсократить. Критики от этого меньше не стало, но зато актриса все-таки осталась в картине. И кому сейчас в голову придет назвать ее Плющ пошлой и жирной?


СМЕХ — ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ


Хотя Леонид Гайдай был и остается непревзойденным мастером комедийного жанра, в жизни он был человеком довольно скучным. И даже съемочный процесс его картин не был похож на бесконечный праздник. Все снималось предельно серьезно, безо всяких там веселых посиделок. А за некоторые сцены режиссера вполне могли осудить — например, Общество защиты детей. В эпизоде, где героя Миронова спасает мальчик с сачком, был задействован десятилетний сын Юрия Никулина Максим. Далекий от мира кино, он приехал к отцу в Адлер понежиться под сочинским солнышком. А режиссер тут же решил использовать ребенка в картине. То, что Миронов в какой-то момент дает ему пинка, было прописано в сценарии. Максим со сценарием был знаком, поэтому каждый раз, когда он должен был получить под зад, внутренне сжимался: Миронов еще только замахивался, а мальчик уже падал в воду. Когда юный актер испортил дублей восемь, Гайдай пошел на хитрость — злую, скажем прямо. Максима он громко успокоил: «Все, в следующем дубле Миронов просто пройдет мимо, бить Максима он не будет!»

А сам в это время тихонько шепнул Миронову: «Бей, как раньше. Можешь даже посильней».

Надо ли говорить, что дубль получился как нельзя лучше. А вот осадочек остался. Говорят, Максим ходил обиженный еще несколько дней — причем не на Гайдая, а на Миронова. И каждый раз с обидой спрашивал: «Что же вы так, дядя Андрей?»

Вот еще один пример, как совершенно не смешной — на съемках — эпизод превратился в одну из удач картины. Снимали сцену все с той же рыбалкой. Вода в тот день была, мягко говоря, не вполне пригодной для плавания. Однако каждый раз что-то при съемках этого эпизода не выходило — то ассистент забудет сказать: «Мотор!», то про рыбу не упомянут. В какой-то момент Анатолий Папанов, который уже стал практически синим от холода, высунулся из воды и заорал в сердцах на ассистента режиссера: «Идиот!»

Этот момент совершенно случайно был заснят на пленку, а уже позже Леонид Гайдай принял волевое решение: вставить эпизод в окончательный вариант картины.


БАБЕ — ЦВЕТЫ, ДЕТЯМ — МОРОЖЕНОЕ!


Картина «Бриллиантовая рука» уже давно вошла в золотую коллекцию советского кинематографа. Однако многочисленные поклонники фильма собирают не только перлы комедии, но и ляпы. Коих, как выяснилось, накопилось предостаточно. Так, в эпизоде, где Козодоев дарит «бабе цветы», он вручает супруге Семен Семеныча почему-то две розы. Удивительное ощущение галантности. Да и с мороженым Козодоев промахнулся. Сначала протягивает детишкам два эскимо на палочках. Однако спустя мгновение детки уже едят мороженое в вазочках.

Вообще Козодоев при ближайшем рассмотрении оказывается тем еще простофилей. В начале картины, когда они с Горбунковым сидят в шезлонгах, Козодоев берет гитару и предлагает спеть про остров невезения. В следующем кадре он уже поет этот шлягер, но — без гитары. Музыкальный инструмент вообще больше не появляется в кадре.

В сцене все с той же рыбной ловлей Козодоев пытается оглушить своего героя Никулина камнем. И — опять незадача. Сначала он вытаскивает из портфеля белый камень, а вот замахивается почему-то серым.

Позже Козодоев путается в одежде. На базу, где Лелик гоняется за Семен Семенычем, он приезжает на мотоцикле в женской одежде. Заскакивает, не переодеваясь, внутрь помещения — и предстает в кадре почему-то в белой водолазке и брюках.


ДЕНЬГИ НА БОЧКУ!


И наконец, о гонорарах. Ведомости с этими цифрами в очередной раз доказывают, что при советском строе не существовало социальной справедливости. Актеры, которые находились в кадре примерно одинаковое количество времени, получали разные суммы. А все потому, что кто-то уже почивал на лаврах в звании заслуженного (или — бери выше — народного), а кто-то только начинал свое восхождение по карьерной лестнице. Впрочем, сравнивайте сами:

Л. Гайдай — 4949 руб. за съемки и 2000 руб. за сценарий;

Ю. Никулин — 5188 руб.;

Н. Гребешкова — 792 руб.;

А. Миронов — 1920 руб.;

А. Папанов — 2288 руб.;

С. Светличная — 346 руб.;

Н. Мордюкова — 1531 руб.


«Бриллиантовая рука−2»


Мы представляем свой вариант кинопроб к легендарной комедии. Самый большой кастинг, как несложно догадаться, проводился на роль Анны Сергеевны. Две Насти — балерина Волочкова и певица Стоцкая, такие разные в реальной жизни, оказались будто созданы для этого образа. Убедитесь сами!

Руслана Писанка

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Одно ее появление на телеэкранах заставляло учащенно биться сердца всех особей мужского пола, а женщин — с чистой совестью бежать к холодильнику за куском калорийного тортика. Знойная женщина, мечта поэта, после ухода с телевидения Руслана Писанка нашла себя на театральных подмостках (спектакли «Вендетта-Бабетта», «Бестолочь», «День Палтуса») и в кино (скоро на экранах — детективный сериал «Такси для ангела» с ее участием). А в скором времени она еще и запляшет: Руслану пригласили в ее родной Киев поучаствовать в известном проекте «Танцы со звездами».

Анастасия Волочкова

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

И когда она все успевает? В перерыве между постоянными гастролями и ежедневными репетициями, Анастасия Волочкова получает второе высшее образование (в этом году она стала студенткой педагогического факультета Академии русского балета имени Вагановой), снимается в сериалах, играет в театре и воспитывает годовалую дочку Ариадну. И остается при этом очень женственной и сексуальной.

Анастасия Стоцкая

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Артисты мюзиклов в России известны лишь любителям жанра. Но Анастасия Стоцкая смогла уверенно перекочевать из мюзикла «Чикаго» на эстрадные подмостки. Кто говорил, что благодарить за ее успешный дебют в шоу-бизнесе нужно лишь Филиппа Киркорова, который взял на себя роль продюсера певицы. Кто кивал на ее рыжую голову, вспоминая о похожести на молодую Пугачеву. Так или иначе, сегодня Настя — одна из самых заметных персон на нашей эстраде. И хороша, заметьте, в любых обличьях!

Алексей Панин

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Он сменил семь школ, его дважды отчисляли из ГИТИСа, а пресса окрестила пьяницей и дебоширом. Что нисколько не умаляет достоинств Алексея Панина. Это ведь ему, артисту с незаконченным образованием, президент Владимир Путин лично вручал Государственную премию. Это у него в активе премия «Триумф» и роли почти в тридцати фильмах — от патриотической «Звезды» до стебных «Жмурок». Вот и в образ Семен Семеныча Горбункова Алексей, так и не освоивший систему Станиславского, вошел тем не менее с первого дубля.

Александр Олешко

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Давным-давно он вел программу «Шпилька» на почившем канале «2×2». Но всенародную известность ему принесла роль незадачливого жениха Яблокова в нашумевшем блокбастере «Турецкий гамбит».

Кажется, лишь театралы поймут, почему именно Олешко мы выбрали на роль Козодоева. Ведь самую престижную театральную премию «Чайка» Александр получил за спектакль «Мадемуазель Нитуш», который идет на сцене Театра имени Вахтангова. Какая связь? Все просто: в этой постановке у Олешко та же роль, что и у Андрея Миронова в известном фильме «Небесные ласточки».

Александр Асташенок

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Еще пару лет назад они были просто выпускниками телепроекта «Фабрика звезд». Сегодня «Корни» — одна из самых популярных групп. А Александр Асташенок в «Корнях» — самый общительный и компанейский. Поэтому когда мы кинули клич — кто из знаменитого квартета поможет нам в фотосессии, перевоплотившись в экранного Козодоева, — добровольцем тут же вызвался Александр Асташенок. Получилось убедительно.