Архив

История в картинках

Где Путин нашел подарок Михалкову?

Ни один документальный фильм не обходится без кадров исторической хроники. Черно-белая эпоха, запечатленная на кинопленке и старинных дагеротипах, оживает на миг лишь по воле кинорежиссеров. Все остальное время она мирно дремлет в круглых жестяных коробах и бумажных конвертах. На прошлой неделе Российскому государственному архиву кинофотодокументов исполнилось 80 лет. «МК-Бульвар» не мог оставить дату незамеченной и отправился в Красногорск, где расположено здание архива.

23 октября 2006 04:00
1118
0

Ни один документальный фильм не обходится без кадров исторической хроники. Черно-белая эпоха, запечатленная на кинопленке и старинных дагеротипах, оживает на миг лишь по воле кинорежиссеров. Все остальное время она мирно дремлет в круглых жестяных коробах и бумажных конвертах. На прошлой неделе Российскому государственному архиву кинофотодокументов исполнилось 80 лет. «МК-Бульвар» не мог оставить дату незамеченной и отправился в Красногорск, где расположено здание архива.



На сегодняшний день в архиве хранится более 232 000 коробок с кинохроникой. В каждой коробке — 300 метров пленки. Если размотать всю, ею можно почти 17,5 раз обернуть Землю вокруг экватора. А если задаться целью просмотреть все съемки — на это уйдет несколько лет. Здесь хранятся и одни из самых первых фотографий, сделанных в России, — альбом 1850 года, в котором запечатлено строительство железнодорожного моста через Оку. И дореволюционные съемки жизни императорского дома Романовых. И даже самая первая киносъемка в России — коронация Николая II, снятая специально приглашенными французскими операторами. Вся история нашей страны с конца XIX века до наших дней аккуратно рассортирована и разложена по несгораемым шкафам и стеллажам.

Российский государственный архив кинофотодокументов был основан в 1926 году и до войны располагался в Лефортове. Во время войны архив эвакуировали: сотрудники прекрасно понимали ценность исторических материалов, и все содержимое вывозили партиями на Урал, на Алтай, в Поволжье. К счастью, за пять лет войны из их коллекции ничего не пропало — в 1945-м в товарных вагонах пленки и фотографии вернулись в Москву, были просушены и снова аккуратно рассортированы. А в 1953 году специальным приказом НКВД фото- и киноматериалы перевезли в пустующее здание расформированного управления по делам военнопленных в Красногорске. На грузовиках под охраной архив переехал на новое место жительства, где и расположен сегодня. Позже стало ясно, что в одном здании всей коллекции тесновато, тогда к нему пристроили еще одно — 9-этажную башню, на каждом этаже которой сейчас хранится по 30 000 коробок с кинопленкой.

Вся коллекция нуждается в особенном уходе. Чтобы пленка и фотографии не портились, в хранилищах поддерживается определенный режим: 40—45% влажности и всего 8 градусов тепла. Находиться в такой комнате довольно прохладно, а для пленки такая погода — в самый раз. Правда, одного специального режима хранения все равно недостаточно. Раз в 6—7 лет каждую пленку промывают, обрабатывают специальным раствором и отправляют обратно на полку. А по мере старения и вовсе копируют заново, чтобы архив служил еще много лет.

Архив для документалистов — настоящая палочка-выручалочка. Как подсчитала директор Людмила Петровна Запрягаева, в этом году за шесть месяцев их материалы были использованы в 151 документальном фильме, 44 телепередачах, 38 художественных и научно-популярных фильмах и 84 юбилейных мероприятиях. «Совсем недавно проходил юбилейный концерт „Балерина и стратег“, посвященный 90-летию нашей выдающейся балерины Ольги Лепешинской и 110-летию со дня рождения ее мужа — генерала армии Алексея Иннокентьевича Антонова, — рассказывает Людмила Петровна. — По этому поводу к нам в архив приезжал хореограф и художественный руководитель Большого театра Владимир Васильев. Он два дня лично отбирал у нас все материалы, посвященные Ольге Васильевне, и, конечно, мы вынуждены были найти все очень быстро, ведь такое событие…» Один раз за помощью в архив обратились даже из Администрации Президента. Владимир Путин лично поздравлял с юбилеем Сергея Михалкова и подарил ему альбом с редкими фотографиями поэта, который специально подготовили для этого случая.

Правда, обращаются в архив не только президент страны или специалисты кино, но и обычные люди. В год, когда отмечали 60-летие Победы и по столице были развешаны плакаты с фотографиями военных лет, в архив приехала жительница Волоколамска: «Помогите разыскать фотографию брата, я узнала его на одном из плакатов…» В другой раз приехала москвичка, которая случайно узнала себя в кадре телехроники среди участников физкультурного парада: «Я шла третья справа в колонне, помогите найти…» «У нас очень многие ищут себя или своих родственников. А мы стараемся изо всех сил сделать людям приятное, потому что они этого действительно заслужили», — говорит директор.

Поиск нужной фотографии или фильма начинается с картотеки. Недавно в архиве начали создавать электронный каталог, но старый бумажный гораздо интереснее. Ряд стеллажей с тысячей выдвижных ящиков с самыми разными надписями: «Ленин», «Микоян», «Молотов», «Сталин», «Подгорный», «Хрущев». Рядом — другая тематика: Челябинский тракторный завод, оборонная промышленность, танкостроение, сельское хозяйство, лаборатории и питомники. Еще один стеллаж: религия, Первая мировая война, дом Романовых, охрана государственных границ. Тут же: театр «Ромэн», Уголок Дурова, театры союзных республик, писатели и поэты. Около миллиона фотографий на самые разные темы! Каждая фотография подробно описана, а на обороте каталожной карточки приклеен небольшой контрольный снимок. Нужное изображение всегда можно отпечатать: специалисты по номеру подбирают в хранилище негатив и выдают заказчику готовое фото требующегося размера.

С фильмами работа более кропотливая: они занесены в картотеку не просто по названиям. Чтобы быстрее найти нужную видеоинформацию, в каталоге дано подробное описание каждого кадра кинопленки! Наугад выдвигаем деревянный ящичек с темой «Хоры» и читаем первую подпись на карточке: «Играет патефон. Участники хора русской подмосковной песни слушают патефон». Следующая карточка: «Играет патефон. Звучит песня «А годы летят, наши годы, как птицы, летят». И вот так каждый фильм.

Интересуются нашим архивом и зарубежные телекомпании. «Несколько лет у нас работали журналисты Би-би-си, — рассказывает Людмила Петровна Запрягаева. — Они снимали 21-серийный документальный сериал „Холодная война“, и мы сделали для них очень много копий. А когда они завершили свою работу, то подарили нам свой сериал на хранение. Обращались японцы, которые активно занимаются проблемой японских военнопленных, и американцы, которые ищут своих соотечественников, плененных во Вьетнаме. Немецкий кинотеатр, почему-то называющийся „Крокодил“, к 70-летию окончания гражданской войны в Испании захотел у себя показать военную хронику тех лет. В испанской фильмотеке исторических съемок не оказалось — они сгорели в местном архиве, и немцы обратились за помощью к нам и нашли то, что им было нужно. Ведь наши российские операторы снимали по всему миру, так что пленки, которые переданы теперь в архив, представляют очень большую ценность».

В завершение увлекательной экскурсии по архиву нас провели в святая святых — отдел, в котором хранятся старинные альбомы с фотографиями. Более тысячи альбомов, каждый из которых уникален по своему содержанию. Страницы в них проложены специальной бескислотной бумагой, предохраняющей снимки от старения, и только один вид этих книг уже внушает трепет. Огромный красный фолиант с монограммой императрицы Марии Федоровны, личный альбом императора Александра II с подписями к снимкам, сделанными его рукой. На другой обложке золотым тиснением выведено: «На маневрах у деревни Соколово под Гатчиной. 1888 год». История не уходит в небытие — она сохраняется на фотографиях и на кинопленке, чтобы потом ожить через много-много лет.