Архив

Десять капель перед стрельбой

Двадцать лет назад в уютном местечке Тихая бухта, что на берегу Черного моря под Феодосией, появился новый город. Назывался он совсем не по-советски — Санта-Каролина — и стал на несколько месяцев приютом для целого созвездия актеров. Рукотворный город потом безжалостно сожгли, а вот фильм, который снимали в этих декорациях, навсегда вошел в золотой фонд отечественного кинематографа. Имя ему — «Человек с бульвара Капуцинов».

1 ноября 2006 03:00
1810
0

Двадцать лет назад в уютном местечке Тихая бухта, что на берегу Черногоморя под Феодосией, появился новый город. Назывался он совсем не по-советски — Санта-Каролина — и стал на несколько месяцев приютом для целого созвездия актеров. Рукотворный город потом безжалостно сожгли, а вот фильм, который снимали в этих декорациях, навсегда вошел в золотой фонд отечественного кинематографа. Имя ему — «Человек с бульвара Капуцинов».



О дин из призов, который получила режиссер Алла Сурикова за этот фильм, назывался так: «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства». Но лишь женское легкомыслие когда-то подвигло Аллу Ильиничну взяться за съемку этой картины. Ведь знай она обо всех «подводных камнях», никакие силы земные не заставили бы ее ввязываться в эту историю.

А ведь ее должен был насторожить тот факт, что сценарий Эдуарда Акопова пролежал на «Мосфильме» долгих шесть лет. Почему это ни один смельчак не решался приступить к съемкам?

Алла Сурикова меньше всего думала о таких мелочах. Потому что знала одно: роль главного героя — истинного фанатика синематографа мистера Феста — будто создана для Андрея Миронова. И если актер согласится на участие в фильме, все остальное приложится.

Алла Ильинична до сих пор хранит вырезку из одной газеты с интервью Андрея Миронова: «Что-то меня подкупило в Фесте, подружило с ним. И то, что он по-своему Дон-Кихот, и то, что, если можно так сказать, он не просто чудак, а очень своеобразный счастливый неудачник или неудачливый счастливец. Странное сочетание? А ведь живое, непридуманное, и для меня — в экранной моей биографии — новое».

Правда, ждать согласия Миронова пришлось почти полгода. А уже заручившись его поддержкой, Алла Ильинична приступила к подбору остальных артистов.


БАРМЕН ИЗ «ТАБАКЕРКИ»

На роль бармена Мак-Кью Алла Сурикова сразу же решила пригласить Олега Табакова — без проб и без малейших сомнений. Проблема заключалась только в свободном времени Табакова, а точнее, в полном его отсутствии. В то время у Олега Павловича дел было — ну примерно как и сегодня: он был актером МХАТа, ректором театрального института и главным режиссером только что созданного театра, который сегодня всем известен как «Табакерка». Поэтому Олегу Павловичу создавались на съемочной площадке почти тепличные условия. Его снимали отдельно, крупными планами, а потом с помощью монтажа «врезали» в общие сцены драк и веселых посиделок. Да так, что никому и в голову не придет, что эти эпизоды снимались в отсутствие Табакова.

Сам актер тоже немало привнес в образ своего добродушного героя. Чтобы лицо у Мак-Кью было «коварно-добродушным», он придумал специальные трубочки, которые подкладывались в ноздри. Работать с таким «добром» в носу было, понятное дело, не очень комфортно. Видимо, чтобы компенсировать неприятные ощущения, Табаков заедал их всякими вкусностями, которых в кадре рядом с Мак-Кью было предостаточно. Когда Алла Сурикова с печалью обнаружила, что дорогостоящий реквизит в виде орешков и фруктов не доживает даже до начала съемок, попыталась бороться. Тихо и незаметно — она просто в один прекрасный день поставила на барную стойку бутафорские яблоки и груши. Табаков, обнаружив подмену, возмущаться не стал. Но такая тоска появилась вдруг в его взгляде, что Сурикова, пойдя на лишние траты, вернула Мак-Кью его настоящие орешки. Настроение мастера дороже!


ЗАПЛАНИРОВАННАЯ ФАЛЬШЬ

Николай Караченцов тоже был одним из тех актеров, которых Алла Сурикова собиралась приглашать в фильм без проб. Правда, изначально ему была уготована совсем другая роль — Черного Джека. Но Караченцов, ознакомившись со сценарием, от предложения отказался: неинтересно! «Я бы с удовольствием сыграл ту роль, которую вы отдали Табакову, — честно признался актер. И, подумав, продолжил: — Хотя на вашем месте я бы тоже взял Табакова».

Роль Билли Кинга, которую Караченцов в конце концов и сыграл, он выбрал себе сам. Сурикова поначалу не соглашалась. Потому что согласно сценарию Билли Кинг (имя говорит само за себя!) — здоровенный верзила с горой мускулов. Где Караченцов — а где Билли Кинг!

К тому же на эту роль Сурикова уже присмотрела другого артиста — Алексея Жаркова. Да и сам Жарков не сомневался, что отлично впишется в предложенный материал. Поэтому был обижен, узнав, что Билли Кинг достался в итоге другому. И говорят, по этой причине несколько лет не разговаривал с режиссером.

Но Алла Сурикова, кажется, ни разу не пожалела о замене. Караченцов выкладывался на съемках на все сто. Несмотря на то что на картине работала очень сильная команда каскадеров, все «свои» трюки он выполнял без чьей-либо помощи. И даже когда сломал палец на ноге, его энтузиазма не поубавилось. Продолжал все так же неистово драться, бегать и прыгать.

А вот другую грань своего таланта Караченцов в этой картине так и не раскрыл. Хотя в фильме много музыки и песен, его герою разрешили петь только единожды. Да и то нарочито фальшиво, мимо нот. Но что поделаешь — этого требовала задумка режиссера!


ЗАПРЕТНЫЙ ХОД

Михаил Боярский стал главным злодеем — тем самым Черным Джеком, от которого отказался Караченцов, — благодаря находчивости и хитрости съемочной группы. Актер тогда был просто нарасхват, и администраторы картины, в которой он тогда снимался, даже не подпустили к нему помощников Суриковой: «Он занят, и переговоры вести бесполезно!»

Тогда-то и был пущен в ход изощренный план. Боярскому тайно сообщили, что главную роль в вестерне играет Андрей Миронов и он лично просит себе в напарники Боярского. Согласие было получено незамедлительно.

Между прочим, помощники Суриковой не сильно-то грешили против истины. Миронов действительно был очень рад поработать вместе с Боярским. Как раз незадолго до съемок оба актера ездили в совместную поездку в далекую Мексику — в качестве группы поддержки советской сборной. Там они прожили вместе целую неделю, где общались очень тесно. Поэтому на съемочной площадке встретились как старые друзья.

Михаил Боярский очень ценил мнение Миронова. Однажды он заспорил с Суриковой по поводу решения очень важного для картины момента. Каждый стоял на своем, и Алла Ильинична привлекла в качестве «третейского судьи» Миронова. Тот внимательно выслушал обе стороны и… предложил свой вариант. Режиссер позже спросила у Боярского, не обидно ли ему было, что она позволила вмешаться в спор Миронову. «Вы позвали не просто актера, а Миронова. А он — один из немногих, кому я могу доверять не меньше, чем самому себе», — услышала она ответ.


НА ВЫРОСТ!

У героя Леонида Ярмольника поначалу была всего одна фраза — после показа фильма «Политый поливальщик» его Мартин произносит: «Сдается мне, это была комедия». И — точка.

Но актер, который поначалу и сниматься не хотел из-за отсутствия материала, в итоге придумал столько фишек для своего «одноглазого ковбоя», что роль ощутимо разрослась. Да так, что стала довольно заметной в звездном актерском многоголосии.


ПО ГРОБ РОЛИ

Роль гробовщика изначально предназначалась Армену Джигарханяну. Однако на съемки он не приехал — только позже выяснилось, что актер заболел. А ведь Сурикова тогда чуть не поседела — съемки на носу, а героя нет. В срочном порядке был вызван Лев Дуров, благо он тут же, не читая сценария, согласился на участие в картине. Он не только отлично вписался в звездную команду, но и еще и расцветил свою роль забавными деталями. Например, сцену, когда его герой лежит в гробу, придумал сам: «Я подумал: раз он гробовщик, то пусть полежит в гробу!»


ВОЖДЬ КРАСНОКОЖИХ

Еще один актер «сошел с дистанции» по независящим от него самого причинам. Вождя индейцев должен был играть Фрунзик Мкртчян. С его кандидатурой были согласны все — от худсовета до самого актера. Однако в самый последний момент Мкртчяну предложили снять фильм «На дне». Поскольку он давно лелеял мечту попробовать себя в качестве режиссера, то от «Капуцинов» был вынужден отказаться.

Спартак Мишулин, вызванный на съемочную площадку, оказался не менее колоритен. Равно как и его скво — Наталья Фатеева, представшая в весьма необычном для себя образе. В этой картине вообще очень многие сменили амплуа. Наталья Крачковская вдруг явила миру свою латиноамериканскую сущность, Галина Польских стала воинствующей феминисткой, а милейшей души человек Альберт Филозов превратился в отъявленного негодяя — мистера Секонда.


ЖЕНСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

А вот Игорь Кваша — пастор Адамс — остался в картине благодаря женской солидарности, назовем это так. Его благополучно утвердили на роль, он даже уже прилетел в Симферополь. И тут в дело вмешался нерадивый администратор. Встретив в аэропорту актера, он решил по дороге заехать еще в несколько мест — мол, все равно по пути. Остановились один раз, другой, третий. На улице — жара несусветная, Кваша после перелета устал и был заметно раздражен. Когда машина зарулила еще по одному незапланированному адресу, он не выдержал: «Я сюда приехал сниматься, а не кататься по вашим делам». Хлопнул дверью, поймал такси и рванул обратно в аэропорт.

Вечером Алле Суриковой позвонила супруга актера: «Игорь еще не улетел, сидит в аэропорту, переживает, но сам он точно не вернется». Потом был звонок от супруги Горина: «Не держите на Игоря зла». Ближе к ночи Сурикова уже стучалась в номер к Кваше. Далее — немая сцена, завершившаяся откровенным признанием актера: «Я так переживаю, так переживаю. Уже вторую бутылку водки переживаю».

За счастливый исход дела было выпито еще немного, и картина наконец обрела пастора Адамса в лице Игоря Кваши.


ВОСПИТАНИЕ ГРУДИ

Исполнительницу главной женской роли искали долго и мучительно. Алла Сурикова пробовала очень многих молодых актрис. Среди них были и Ирина Розанова, и Ольга Кабо. Но Александра Яковлева свое участие в картине буквально вырвала из рук других конкуренток. Даже когда ее пробы не очень устроили худсовет, она ежедневно названивала режиссеру и убеждала: лишь она сможет сыграть эту роль так, что это запомнится всем и вся.

Диану представляли роскошной блондинкой с выдающимся бюстом, поэтому Яковлева шутила: «Алла Ильинична, лучше меня все равно не найдете, а грудь я воспитаю». Ее повторно вызвали на пробы, и в этот раз актриса была более убедительна.

Правда, последнее веское слово осталось все-таки — нет, не за режиссером, и даже не за худсоветом. Спасибо нужно сказать Андрею Миронову. Когда Сурикова поняла, что не может сделать выбор, она смонтировала видеоролик с участием всех претенденток и отослала актеру.

Так Яковлева стала танцовщицей Дианой.

Правда, на съемках с ней все изрядно намучились. С одной стороны, актриса, получив наконец-то заветную роль, могла сутками репетировать особо сложные эпизоды. Она до изнеможения танцевала вместе с профессиональными балеринами, училась петь, скакать на лошади. С другой — иногда у нее вдруг проявлялся характер взбалмошной звезды. И тогда все буквально на стены лезли от ее капризов. Однажды Суриковой даже пришлось прибегнуть к шантажу. Во время очередного «заскока» Яковлевой она решительно и твердо сказала: «Все, я договорилась с Госкино, мне разрешили взять другую актрису, а уже готовые кадры переснять». Капризы тут же прекратились.

Многие уже после выхода фильма тут же приписали Яковлевой страстный роман с Андреем Мироновым. Сама актриса никогда эти разговоры не комментировала. И лишь «Атмосфере» призналась: «Никому не рассказывала, только вам открою секрет. Помню, как-то после съемок мы прогуливались с Андреем по набережной. И я его спрашиваю: „Андрей, а кого ты любишь больше всего на свете?“ И он, который в то время разрывался между Екатериной Градовой и Ларисой Голубкиной, не задумываясь ответил: „Маму“. Есть вопросы?»


ПЕРЬЯ НАПРОКАТ

Казалось бы, заполучив такой звездный состав, можно было обо всем остальном не беспокоиться. Если бы не одно «но»: полное отсутствие реквизита. Ведь вестернов в СССР никогда не снимали, поэтому в богатых запасниках «Мосфильма» не было ничего, необходимого для съемок. Помогли — пусть и очень неохотно — дружественные чехи со студии «Баррандов- фильм». Они снабдили россиян сбруями, ковбойскими седлами. А вот за кольты развернулась настоящая битва. С ними расставаться соседи по социалистическому лагерю решительно не хотели. Сколько пришлось тогда провести переговоров, даже вспомнить страшно. Но в итоге герои картины оснащены все-таки американскими кольтами, а не «максимами».

Но, конечно, большую часть реквизита пришлось делать самостоятельно. Перья для индейцев добывали в Крыму — видать, ощипали стаю-другую орлов. Причем самый роскошный головной убор, в котором красуется Вождь — Спартак Мишулин, на самом деле состоял из двух частей. Помните кадр, когда бармен Мак-Кью, которому не видно экрана из-за длинных перьев, достает ножницы и аккуратно эти перья подрезает? Так вот, из-за крошечного эпизода художнику по костюмам пришлось заранее обкорнать роскошную перьевую корону, чтобы уже на съемках Табаков смог повторить этот трюк легко и изящно.

Очень много проблем доставил и городок Санта-Каролина. Выстроенный практически из фанеры, при первом же серьезном порыве ветра он вдруг стал заваливаться. Хорошо, на помощь пришли верные каскадеры, которые не поленились вкопать столбы, удерживающие хрупкие конструкции.

Вот только после съемок с чудо-городом пришлось расстаться. Как ни уговаривала Алла Сурикова высокое киношное начальство оставить Санта-Каролину для истории (в Тихую бухту стали водить экскурсии еще во время работы над картиной), было принято жестокое решение снести декорации: мол, мы и не такую красоту сжигали!

Из-за этого решения имя Суриковой даже попало на страницы язвительного «Крокодила» — в разоблачительном фельетоне, само собой. Поскольку уничтожить декорации было поручено военным, вся съемочная группа — во главе с Суриковой — отбыла еще до этого варварского акта. Однако вояки оказались ленивыми: забрали то, что им было нужно для своих хозяйственных нужд — деревянные балки, еще какие-то мелочи, а все остальное бросили на месте. Без балок декорации тут же разлетелись по всей бухте.

«…Мало того что режиссер в хрустальной воде Тихой бухты мыла лошадей, а на побережье жгла костры и жарила шашлыки, так еще на прощанье засеяла все пластмассой», — примерно такой пассаж был опубликован в журнале. Слова для оправдания Алле Суриковой, конечно, никто не дал…


УЛЫБНИТЕСЬ, КАСКАДЕРЫ!

Разумеется, фильм бы не состоялся, если б не замечательная работа каскадеров. Никита Михалков, встретив вскоре после премьеры фильма Сурикову, сделал ей комплимент: «Смотрю — вроде западное кино, а актеры все наши».

В этом, конечно, большая заслуга российских трюкачей. Несмотря на то что в фильме нет ни одного окровавленного человека (не говоря уж о трупах), он весь построен на трюках.

Например, в сцене, когда героиня Натальи Фатеевой делает сногсшибательный прыжок на крышу дома, были задействованы сразу четверо мастеров: сначала разгонялась сама актриса, на стену вбегала ее дублерша, по крыше бежал каскадер в женском платье, прыгал его сменщик, и заканчивал кульбит еще один их коллега. На экране все выглядит одним целым!

Или еще один секрет: в эпизоде, когда мистера Феста несут на себе салонные девицы — с криками «Хочу фильму!», тоже задействованы каскадеры. Сначала был сделан крупный план женского коллектива, а потом в дело вступили трюкачи. Одетые в платья и чулочки, они вели себя игриво, задирая юбки и строя глазки актерам. Не роняя тем не менее свою честь и тело главного героя.

И уж совсем смехотворный факт. Дело в том, что каскадеры в фильме фактически дерутся сами с собой. Ведь в один день их снимали в роли ковбоев, а в другой — уже загримированных под индейцев. Но даже заметного Александра Иншакова под искусным гримом невозможно узнать ни в одной из противоборствующих сторон. Высокая сила искусства!


ЧУЖОЙ СМЕХ

Пока съемочная группа праздновала окончание работы над картиной, новое творение вовсю критиковали в коридорах «Мосфильма». Вот что говорилось на худсовете, посвященном разбору вестерна:

«Вера Строева: «Это не наша комедия, не советская! Что такое советская комедия? Это — народный глубокий смех, вызываемый особенностью характера советского человека, всей его жизнью, всей средой, в которой он живет. А не чужой…»

Александр Зархи: «Картина не готова! Такое количество пышущего дарования — это невозможно переварить! Хватит револьверов, хватит драк… Надо их выбросить, соединить остальное, позвать Джона Смита, пусть смонтирует, и тогда получится кино».

Но советский народ, о душевном здоровье которого заботилось начальство, голосовал за комедию ногами. Фильм «Человек с бульвара Капуцинов» в тот год посмотрели 50 миллионов зрителей. А Андрей Миронов за роль Феста стал, по опросам журнала «Советская культура», лучшим актером 1987 года. Только сам Андрей Александрович об этом не узнал.

Фильм «Человек с бульвара Капуцинов» стал последним в его биографии. Если в картине его герой оживает, в реальной жизни чуда не произошло — великий актер умер во время гастролей Театра сатиры. До официальной премьеры он не дожил, увидев фильм в небольшом питерском кинотеатрике и успев сказать трогательный комплимент режиссеру: «Ну что ж, у меня появилось ощущение трусливого оптимизма…»


«Человек с бульвара Капуцинов−2»

Для нашего варианта кинопроб мы пригласили людей самых разных профессий. Елена Соколова — фигуристка, Оскара Кучеру мы привыкли видеть в роли ви-джея, Константин Крюков еще недавно числился студентом юридического факультета, а Оксана Федорова так и вообще работала в милиции. Всех их объединяет одно: в последнее время они стали активно сниматься в кино. Ну и в нашем проекте заодно.



Елена Соколова

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

В детстве она часто болела, поэтому врачи посоветовали, чтобы девочку отдали на фигурное катание — мол, здоровее будет. А она превратила хобби в дело своей жизни, став одной из самых титулованных фигуристок дня сегодняшнего. Сейчас Соколова — трехкратная чемпионка России, а также призер чемпионатов мира и Европы. Именно на Елену «ставят» специалисты, когда делают прогнозы — кто же именно принесет золотые медали на грядущих Олимпийских играх. А вот нам лично показалось, что перед объективами фотокамеры Лена не менее убедительна, чем на ледовом поле.



Оскар Кучера

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Его давно уже не спрашивают: имя Оскар Кучера — настоящее или всего лишь красивый псевдоним? А люди знающие вам скажут: слава тогда и начинается, когда заканчиваются вопросы «Что, собственно, означает ваша фамилия?». Также все уже давно перестали удивляться, что Оскар активно снимается в кино. Потому что знают: по образованию Кучера — драматический актер, закончил ГИТИС. А на телевидении трудился ведущим, потому что… Ну, так обстоятельства сложились. Теперь же его все чаще можно увидеть на большом экране. Только в ближайшее время готовится три полных метра с его участием, в том числе нашумевший «Код апокалипсиса», где у него в партнерах Анастасия Заворотнюк, Владимир Меньшов и Венсан Перес.



Оксана Федорова

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

И почему это кинопродюсеры так долго оставляли без внимания экс-«Мисс Вселенную» Оксану Федорову? Умница, красавица, да еще и талантлива! По крайней мере в рамках нашей фотосессии Оксана смогла с легкостью перевоплощаться из одного образа в другой. И только после окончания съемки Оксана призналась: есть, есть уже у нее и первый киноопыт. Не так давно она закончила съемки в картине «Софи», где сыграла учительницу французского языка. Ждем премьеру, а пока изучаем кинопробы Оксаны сразу на две роли.



Константин Крюков

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

После фильма «9 рота» Константин Крюков нарасхват у режиссеров. Только что он закончил работу сразу в трех фильмах: «Любовь как любовь» для Первого канала, у Резо Гигинеишвили в «Жаре» и в картине Павла Санаева «Нулевой километр». «В „Нулевом километре“ у меня очень неожиданная роль: я играю ушлого молодого парня, который женился на дочери весьма влиятельного человека. И хотя этот персонаж выглядит абсолютно отрицательным, в процессе фильма выясняется, что все не так уж плохо».