Архив

Страшная сказка

Спектакль недели

11 февраля 2002 03:00
581
0

«Набоков. Сказка»
Реж. В. Сенин.
В ролях: Ю. Рутберг,
П. Сафонов, О. Макаров и др.
Театр им. Евг. Вахтангова.
13 февраля в 19.00.

Демоническая женщина и хорошая актриса… Или нет, не так. Демоническая актриса и хорошая женщина. Тьфу, черт!.. Да-да, именно черт, потому что черта и сыграла в премьере Театра им. Евг. Вахтангова Юлия Рутберг — актриса-раритет, стопроцентно подходящая на роль инфернальной субстанции, обозначенной Владимиром Набоковым в его рассказе «Сказка» как госпожа Отт.
История про нечистую силу и латентного маньяка Эрвина, мысленно отбирающего окружающих дам в свой воображаемый гарем, написанная молодым Набоковым, позже была оценена им же как «сочиненная немного поспешно, с большей заботой о хитром сюжете, чем о символике и хорошем вкусе». Однако в свете сегодняшнего дня — это благодатный драматургический материал, и режиссер-дебютант, выпускник 2001 года курса Петра Фоменко 24-летний Василий Сенин, похоже, нашел верную форму, чтобы прочесть авторский текст практически без купюр и в то же время придать еще более ироничное звучание теме. Эта форма — театр-кабаре, со своими законами экспрессивной подачи, где проза перемежается с чувственными шлягерами из репертуара Марлен Дитрих и танцевальными номерами, идущими под чуткий аккомпанемент живого оркестра. Не скрывая привязанности к культовому фильму Боба Фосса «Кабаре», Сенин по-своему рисует Берлин 30-х годов, где и разворачивается действие. Пьероподобный неудачник Эрвин (Павел Сафонов) выгодно контрастирует с живчиком-провокатором Конферансье (Олег Макаров). Призванный подавать текст от автора, введенный дополнительно персонаж Макарова мог бы стать безликим Рассказчиком, но актер и постановщик сделали из Конферансье поистине фейерверк, наблюдать за которым хочется нескончаемо. Кроме этих троих, остальные герои спектакля не говорят, но роль каждого занимает значительное место в общем ансамбле. Зрелищные хореографические миниатюры (балетмейстер Филипп Черкасов), воспроизведенные безмолвными персонажами, и особенно трио юношей с кофейной чашкой и танго в интерпретации Конферансье и Девушки в желтом (Нонна Гришаева) подкупают профессиональностью исполнения, что говорит о продолжении традиций вахтанговской школы, где в арсенале актерских приемов всегда пестовался танец.
Спектакль выстроен очень динамично, однако взятый с самого начала высокий темп и экспрессивный тон такими и остаются до конца. Постановке не хватает кульминации, взрыва или, следуя собственно законам кабаре, — главного номера программы. Возникает впечатление, что все полуторачасовое зрелище — всего лишь прелюдия к какому-то следующему, еще более насыщенному действу.
А удалось ли с помощью бескорыстной чертовки собрать гарем робкому сластолюбцу, для тех, кто не знаком с этим рассказом классика, пусть останется тайной. Как известно, сказка ложь, да в ней намек… Кстати, вы что-нибудь слышали о бесплатном сыре?..